Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:09, контрольная работа
а) В чем заключаются различия между нормативной, кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков?
В Российской Федерации законодательно закреплены следующие виды стоимости земли: кадастровая (ст.66 ЗК РФ), нормативная (ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1), рыночная (ст. 66 ЗК РФ).
Кадастровая стоимость земли определяется в границах оценочных зон и устанавливается на основе государственной кадастровой оценки земель. Она необходима для целей налогообложения.
Тема 7. Плата за землю
а) В чем заключаются различия между нормативной, кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков?
В Российской Федерации законодательно закреплены следующие виды стоимости земли: кадастровая (ст.66 ЗК РФ), нормативная (ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1), рыночная (ст. 66 ЗК РФ).
Кадастровая стоимость земли
определяется в границах оценочных
зон и устанавливается на основе
государственной кадастровой
Кадастровая стоимость земельных
участков – это расчетная величина,
которая определяется в результате
государственной кадастровой
Для определения кадастровой
стоимости вновь образованных земельных
участков в 2006 году был разработан специальный
документ: «Методические указания по
определению кадастровой
Кадастровая стоимость земли является не только основой для расчета налогов (именно к кадастровой оценке сегодня привязан земельный налог), но и основанием для всевозможных ограничений по использованию надела. Многие процедуры, предусмотренные в Земельном кодексе РФ (выкуп земельного участка, аренда земельного участка и т. п.), содержат ссылки на кадастровую стоимость. Таким образом, это установленный государством ориентир, на основании которого рассчитывается выкупная цена земельного участка и другие нормативы.
Рыночная стоимость земли – это стоимость, которая наиболее часто фигурирует на открытом рынке. Суть рыночной стоимости можно определить как наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Говоря о рыночной стоимости
земельных участков, необходимо иметь
в виду, что она характерна в
основном для вторичного рынка. Первичный
рынок земли в большинстве
случаев характеризует
Рыночная и кадастровая стоимость земельных участков — два разных понятия, отличающихся друг от друга примерно так же, как рыночная и инвентаризационная стоимость зданий и сооружений.
Разница между этими показателями
порой весьма значительна. Некоторые
собственники и арендаторы земельных
участков считают земельный налог
и арендные платежи за земельные
участки необоснованно
Нормативная стоимость – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и месторасположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости
Из определения следует, что приоритетным при определении нормативной цены выступает потенциальный доход, т.е. доход, который может принести деятельность на определенном земельном участке, а эта деятельность определяется категорией земли и разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, нормативная
цена земли характеризует не качество
земли как таковой, а скорее ее
степень пригодности для
б) Как определяется размер земельного налога?
В соответствии со статьей 65
Земельного кодекса Российской Федерации
использование земли в
Земельный налог определяется на основе кадастровой стоимости земельных участков и ставок земельного налога.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется
как кадастровая стоимость
Налоговая база определяется
в отношении каждого земельного
участка как его кадастровая
стоимость по состоянию на 1 января
года, являющегося налоговым
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных по договору аренды.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом участке, принадлежащем на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические
лица, являющиеся индивидуальными
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговые льготы.
В соответствии со статьей 394
Налогового кодекса Российской Федерации
налоговые ставки устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям
сельскохозяйственного
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
в) Охарактеризуйте основные особенности системы арендных земельных отношений в России. Каковы пути ее совершенствования?
Арендные отношения земельного
участка между арендодателем
и арендатором регулируются российским
законодательством, т.е. в соответствии
с правилами Гражданского кодекса
РФ с учетом особенностей, предусмотренных
Земельным Кодексом. В договоре аренды
в обязательном порядке должны быть
указаны данные, позволяющие определенно
установить имущество, подлежащее передаче
арендатору в качестве объекта аренды.
Только в результате государственного
кадастрового учета каждому земельному
участку присваивается
В последние годы наблюдается
активизация сделок, связанных с
арендой государственных и
В экономической литературе среди специалистов по данной проблематике сложилось мнение о том, что в отечественной практике использования земельных ресурсов соотношение собственников и арендаторов должно составлять равные доли. Только соблюдение такого соотношения, по мнению исследователей, может обеспечить должный уровень эффективного использования городских земель и соответствующую эффективность инструментов арендных отношений. Кроме того, это способствует возникновению и поддержанию необходимого уровня конкуренции на рынке земельных ресурсов.
В России установление арендной
платы за использование земельных
ресурсов в государственной и
муниципальной собственности
Для определения степени
развитости земельного рынка России
необходимо установить удельный вес
совокупного объема земельных участков,
вовлеченных в рыночный оборот по
всем видам сделок. В соответствии
с распределением земельного фонда
региона представляется целесообразным
производить расчеты исходя из учета
только двух категорий земельных
ресурсов: сельскохозяйственного
Как считает автор, методически
неверно учитывать в расчетах:
земли промышленности, энергетики,
транспорта, связи; земли обороны, безопасности
и иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий
и объектов; земли лесного фонда,
водного фонда и земли запаса.
Оптимальная доля сделок должна приближаться
к 50%. Это может обеспечить должный
уровень эффективного использования
сельскохозяйственных и городских
земель и соответствующую
Кроме того, необходимо рассматривать
снижение арендной платы, как стимул
для развития важных отраслей. В
связи с этим представляется целесообразным
рассчитать потенциал, исходя из оптимальной
доли вовлеченных в рыночный оборот
земельных ресурсов в соответствии
с приведенной выше структурой этих
земель и применяемой для каждой
из этих категорий арендной платы. Это
позволит определить возможный объем
поступлений в бюджет доходов
от повышения эффективности
Государственные органы ведут активный поиск эффективных механизмов использования инструментария арендной платы за использование государственных и муниципальных земель.
Так, за прошедшие три
года существенно понижались ставки
для предприятий торговли, общественного
питания, бытового и сервисного обслуживания
вне населенных пунктов, что способствует
существенной активизации этих видов
деятельности. Стимулирующие функции
несет в себе и снижение арендных
ставок на государственные и
Кроме того, представляется
возможным определить расчетным
путем, применяя средние размеры
арендной платы за использование
государственных и