10. Дифференцированный
подход к установлению правового
режима земель, в соответствии
с которым, при определении
их правового режима должны
учитываться природноклиматические,
социальные, экономические и иные факторы.
11. Сочетание интересов
общества и законных интересов
граждан. Регулирование использования
и охраны земель осуществляется
в интересах всего общества
при обеспечении гарантии каждого
гражданина на свободное владение,
пользование и распоряжение принадлежащим
ему земельным участком. Данный
принцип в области регулирования
земельных отношений заключается
в том, что земельное законодательство
призвано обеспечить оптимальный
баланс публичных (общественных)
и частных интересов в данной
области. С отменой монополии
государственной собственности
на землю и конституционным
закреплением права частной собственности
на землю (ст. 36 Конституции РФ) указанный
принцип приобрел особую актуальность.
С одной стороны, как отмечает О.И. Крассов,
следует иметь ввиду, что не существует
абсолютного права частной собственности,
которое было бы ничем не ограничено, кроме
как волей самого собственника в отношении
принадлежащего ему имущества. С другой
стороны, обеспечение публичных интересов
не должно лишать собственника возможности
использовать его земельный участок в
своих интересах. Так, статья 36 (ч. 2) Конституции
РФ устанавливает, что владение, пользование
и распоряжение землей и другими природными
ресурсами осуществляются их собственниками
свободно. Вместе с тем, для обеспечения
общественных интересов эта же статья
Конституции РФ вводит ограничения хозяйственной
свободы пользователей земли, которые
заключаются в том, чтобы ими не наносился
ущерб окружающей среде и не нарушались
права и законные интересы иных лиц. Аналогичные
ограничения содержатся и в Гражданском
кодексе РФ, в соответствии со ст. 209 которого
владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами
осуществляется их собственником лишь
в той мере, в какой их оборот допускается
законом, а также если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов других лиц. Наконец,
в самом Земельном кодексе РФ имеется
ряд статей, прямо или косвенно обеспечивающих
сочетание интересов общества и законных
интересов граждан. В частности, при изъятии
земель для государственных и муниципальных
нужд, с одной стороны, удовлетворяются
потребности государства и муниципальных
образований в земле, с другой - гарантируется
защита имущественных прав граждан в форме
денежных компенсаций или предоставления
другого равноценного земельного участка
взамен изъятого (ст. 60-63).
Кроме вышеизложенных
принципов регулировании земельных отношений,
применяется принцип разграничения действия
норм гражданского законодательства и
норм земельного законодательства в части
регулирования отношений по использованию
земель, а также принцип государственного
регулирования приватизации земли.
Федеральными законами
могут также быть установлены
и другие принципы земельного
законодательства, не противоречащие
вышеизложенным.
Заключение
В завершении хотелось
бы высказать несколько суждений о возможных
перспективах развития теории земельного
права, в том числе теории принципов земельного
права.
Исследование принципов
земельного права - лишь первое стремление
разработки этой теоретической проблемы,
направленное, прежде всего, на развитие
идей права, призванных служить человеку.
Дальнейшее развитие логики правового
регулирования земельных отношений связано
как с исследованием существующих правовых
категорий и принципов, так и открытием
новых, ещё не использованных резервов
правоведения.
Так исследования основных
начал земельного права, в том числе целей
и задач земельного права, типа правового
регулирования земельных отношений, позволили
бы подготовить теоретическую основу
для кодификации природоресурсного законодательства,
а в перспективе — и законодательства
об охране окружающей среды. Важнейшие
смежные направления в этом деле — исследования
основных начал природоресурсных отраслей
права, экологического права, разработка
концепции экологического кодекса России.
Другой значимый результат
теории принципов земельного права видится
в правоприменительной деятельности,
прежде всего, органов правосудия. Шаг
за шагом будет появляться всё больше
судебных решений, основанных, в том числе,
на принципах земельного права. Это позволит
«отполировать» систему принципов земельного
права, даст новый импульс для совершенствования
законодательства.
Наконец, развитие теории
принципов земельного права связано с
накоплением и утверждением ценностей
права, развитием российской правовой
культуры.
Список используемой литературы
Нормативные источники:
- Земельный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года (С изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ)
- Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
- Гражданский кодекс РФ. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ)
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с изм. и доп., внесёнными федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть 1), ст. 25.
- Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» с изм. и доп., внесёнными Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 65-ФЗ и от 22.08.2004 № 122-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 48, ст.4556; 1998, № 16, ст.1800; 2004, № 35, ст. 3607.
- ФЗ РФ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»
- ФЗ РФ от 11.10.1991 г. «О плате за землю»
- Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // СЗ РФ, 2004, N 52 (часть 1), ст. 5276.
- Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ // СЗ РФ, 2001, N 30, ст. 3060.
- ФЗ РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации » (в ред. ФЗ от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ).
Специальная литература:
- Боголюбов С.А. Концептуальные положения и проблемы применения нового Земельного кодекса России // Экологическое право, 2003, № 1, с.42-43.
- Боголюбов С.А., Минина E.Л. Комментарий к земельному кодексу Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М), 2002. - 528 с.
- Волков Г.А. Переоформление прав на землю по Земельному кодексу Российской Федерации // Экологическое право, 2003, № 1, с.44-49.
- Галиновская Е.А. Вопросы систематизации земельного закон - ва // Журнал российского права, 2000, N 7;
- Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: Юристь, 2000.624 с.
- Крассов О.И. Комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации. М;: Юристь, 2002. - 782 с.
- Малько А.А. Земельное право: Учебник. М.: Юристь, 2001. 534с.