Мониторинг земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Этому способствует организация системы мер по дальнейшей интенсификации землепользования, повышению плодородия почв, проведению системы землеустроительных работ, а также работ по снижению антропогенной нагрузки на почвы.
Одной из главных задач в этом направлении является создание эффективного мониторинга земель на основе ГИС, позволяющего решить задачи своевременного выявления изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативного воздействия на почвы, и обеспечивать деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
Методы и способы проведения мониторинга земель
Основные процедуры мониторинга земель
Совершенствование системы мониторинга земель
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 35.75 Кб (Скачать)

      Выявление негативных и позитивных тенденций в изменении эколого-хозяйственного состояния земельных ресурсов, выработка достоверных текущих и долгосрочных прогнозов ухудшения или улучшения их качества и принятие на основе этой информации в необходимых случаях экстренных мер по регулированию неблагоприятных процессов, эффективному управлению земельным фондом региона возможно лишь на базе всестороннего анализа результатов систематических, регулярно обновляемых данных о количественном и качественном состоянии земель. Такую информацию получают в рамках мониторинга земель.

Структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

- мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

- мониторинг земель населенных пунктов;

- мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

- мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- мониторинг земель лесного фонда;

- мониторинг земель водного фонда;

- мониторинг земель запаса.

      Учитывая специфику России, особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственного использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране.

      Эффективный мониторинг зависит от создания федеральной и связанной с ней региональных автоматизированных систем, технически и организационно обеспечивающих получение необходимой информации, ее обработку, накопление, систематизацию и представление заказчику.

        Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием и использованием земель (угодий, полей, участков, элементов инфраструктуры) обобщают по административным районам и городам областей, республик, а также по областям и республикам в целом и по ландшафтно-экологическим (природно-хозяйственным) комплексам, экологическим ареалам различных видов.

     Мониторинг земель России является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), а также глобального мониторинга природной среды и климата Разрабатываемая система мониторинга земель России включает в себя следующие уровни:

- глобальный (в соответствии с международной геосферно-биосферной программой "Глобальные изменения");

- федеральный (национальный) - на территории Российской Федерации в целом;

- региональный (на пространствах, ограниченных физико-географическими, экономико-географическими, административными или иными рубежами и охватывает крупные территории - Крайний Север Европейской части РФ, Северо-Западные районы РФ, бассейн реки Волги, республику, край, область и т.д.);

- локальный (административный район, город или их части);

- объектный (отдельное хозяйство, другое землепользование и землевладение, полигон, участок).

Процессы, вызывающие изменения состояния земель, подразделяют на:

- эволюционные (связанные с историческим развитием земли);

- цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);

- антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);

- катаклизмы (связанные со случайными явлениями);

- чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихийными и экологическими бедствиями, экстремальными условиями, водохозяйственными катастрофами и др.)

     Наблюдения за состоянием земель в зависимости от сроков и периодичности подразделяют на четыре группы:

  1. базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель),
  2. периодические (через один год и более),
  3. оперативные (выполняемые регулярно, с интервалом менее одного года, или единовременные, связанные с чрезвычайной ситуацией),
  4. ретроспективные (анализ предшествующих наблюдений).

Мониторинг земель России должен учитывать специфику как природных, так и социально-экономических условий ее регионов, во многом уникальных, не повторяющихся на других территориях мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные процедуры мониторинга земель.

    Мониторинг земель представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда независимо от их правового режима и характера использования (Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель").

Основные процедуры по организации мониторинга земель.

Порядок ведения мониторинга земель РФ определяется Правительством РФ. Ведение мониторинга земель возлагается на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии  с участием:

- Росреестра, в части создания и обновления кадастровых топографических карт и планов;

- Федерального агентства по технологическому и экологическому надзору в части разработки и проведения единой научно-технической политики в области экологии и природопользования;

- Федерального агентства России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в части организации мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, почв, комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды;

- Федерального агентства лесного хозяйства России в части мониторинга земель лесного фонда;

- Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в части агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных угодий;

- Министерства природных ресурсов РФ в части мониторинга геологической среды, поверхностных и подземных вод и их загрязнения; экзогенных и эндогенных процессов;

- Министерства здравоохранения России в части воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья, а также с участием других министерств и  ведомств.

 

 

  1. Совершенствование системы мониторинга земель.

    Россия располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством страны, однако используются они крайне неэффективно. Во многих регионах уровень негативного воздействия на земли достиг критического значения. Реальна угроза полного истощения и загрязнения земель, играющих роль важнейшего средства производства.

     Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

      Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные:

  1. по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде;
  2. по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований и др.

     На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

     Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Подводя итог данной работы хотелось бы сказать, что таким образом, в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

    Так же необходимо упомянуть о том, что углубление земельной реформы в России вызывает необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, внесения соответствующих поправок в природоохранительное, земельное и административное законодательство, укрепления судебной системы и усиления государственного земельного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Сидорин А.М. Современное  жилище: Часть вторая Градостроительные  предпосылки создания доступного, достаточного и адекватного жилища / А. М. Сидорин // Архитектура и строительство  России. - 2008. - № 2.-С.3-17.

2. Об обеспечении жилищного  и иного строительства на земельных  участках, находящихся в федеральной  собственности: (Из Постановления  Правительства РФ от 03.04.2008 №234) // Строй-инфо. - 2008. - №8. - С.25-26.

3. Мясоутова Г.Х. Приобретение земельных участков для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. - 2008. - №8. - С.8-14.

4. Федеральный закон о  внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской  Федерации и признании утратившими  силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации в  связи с принятием федерального  закона "О государственном кадастре  недвижимости" : Закон от 13.05.2008г. №66-ФЗ

// Российская газета . - 2008. - №105. - С.4.

5. Федеральный закон о  государственном кадастре недвижимости : Закон от 24 июля 2007г. № 221-фз // Экономика и учет в строительстве. - 2008. - №7. - С. 19-60.

6. Большаков А. Земельные  доли в Самарской области / А. Большаков // Новости рынка недвижимости. - 2008. - №26. - С. 11.

7. Современное землеустройство  в России: совершенствование законодательной  базы: Постатейный комментарий федерального закона "О

землеустройстве" в последней редакции // Библиотечка "Российской газеты". - 2008. - №19. - С. 3 - 126.

8. Принципы построения  систем мониторинга / Е. Король // Высотные  здания. - 2008. - №5. - С. 123 - 125.

9. Сладкопевцев С.А. Космический  мониторинг в решении проблем  городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия  высших учебных заведений. Геодезия  и аэрофотосъемка. - 2006.-№3. - С.77-82 .

10. Мельникова Б.Б. Разработка  теоретических основ создания  космического мониторинга с целью  обеспечения оперативной информацией  ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е. Б. Мельникова // Известия высших  учебных заведений. Геодезия и  аэрофотосъемка. - 2006.-№4. - С.91-104.

11. Земельный кодекс РСФСР : Офиц.текст по состоянию на 15 декабря 2000 года. - М. : Изд.группа НОРМА-ИНФРА.М, 2001. - 45с.

12. Сулин М.А. Основы землеустройства : Учеб.пособие для студ.вузов / Сулин,Михаил Александрович. - СПб. : Лань, 2002. - 127с.

14. Земельный кодекс Российской  Федерации : По состоянию на 15 октября 2003г. - М.: Проф.юрид.системы "Кодекс";ТК Велби;Изд-во Проспект, 2003. - 79с.

15. Губина М. В. Основы градостроительного  менеджмента и мониторинга: Учеб.пособие для вузов / Губина,Мария Владимировна. - Киев : ВИРА-Р, 2002. - 247с.

Информация о работе Мониторинг земель