Государственное управление земельным фондом: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 01:13, реферат

Краткое описание

Статус земли в обществе как всеобщего условия труда и средства производства и иной социальной деятельности объективно определяет такой принцип земельного права, как государственное управление землями.
Данная тема, безусловно, является актуальной. Она дает обширное представление о государственном управлении фондом, о категориях земель, о способах управления, что немало важно для нашей необъятной Родины.
Целью работы является раскрытие понятия государственного управления земельным фондом, рассмотреть его виды.

Файлы: 1 файл

Реферат Государственное управление земельным фондом понятие, виды.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный  аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра государственно-правового  обеспечения управления

 

 

 

 

 

Реферат по земельному праву

на тему: «Государственное управление земельным фондом: понятие, виды».

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 к., гр. 8302

Чумак Н. С.

Проверила:

Ст. преподаватель 

кафедры  ГПОУ

Салова А. И.

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011 
Оглавление

 

 

Введение

Статус земли  в обществе как всеобщего условия  труда и средства производства и  иной социальной деятельности объективно определяет такой принцип земельного права, как государственное управление землями.

Данная тема, безусловно, является актуальной. Она дает обширное представление о государственном управлении фондом, о категориях земель, о способах управления, что немало важно для нашей необъятной Родины.

Целью работы является раскрытие понятия государственного управления земельным фондом, рассмотреть его виды.

Выполнение  реферата осуществлялось в соответствии с поставленными задачами: рассмотреть понятие государственного управления земельным фондом, категории земельного фонда, и принципы его управления.

 

 

 

 

Категории земельного фонда

Под земельным  фондом Российской Федерации понимается вся ее территория, т. е. вся земля  в пределах государственных границ. Даже с учетом того, что конкретные части земельного фонда являются объектами собственности и пользования  различных субъектов, в целом он является единым природным объектом. Поскольку земельный фонд России обладает различными природными качествами и свойствами, он в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации по целевому назначению подразделяется на семь категорий:

1. Земли сельскохозяйственного  назначения;

2. Земли населенных пунктов (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ);

3. Земли    промышленности,    энергетики,    транспорта,    связи,

радиовещания   телевидения   информатики   земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. Земли особо  охраняемых территорий и объектов;

5. Земли лесного  фонда;

6. Земли водного  фонда;

7. Земли запаса1.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся участки единого земельного фонда, используемые или по своим природным качествам пригодные для использования в сельском хозяйстве, т. е. для производства сельскохозяйственной продукции.

Землями населенных пунктов признаются земли, расположенные в пределах административных границ различных поселений, которые, в свою очередь, подразделяются на две группы: сельские и городские населенные пункты. Основное целевое назначение этих земель - удовлетворение государственных потребностей этих населенных пунктов.

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, обороны, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики представляют собой участки земельного фонда, предоставляемые юридическим или физическим лицам для выполнения определенных задач в соответствующих отраслях народного хозяйства.

К землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые им, но предоставленные или предназначенные для ведения лесного хозяйства.

Лес – это  ценное природное сырье для промышленности, он признается энергетическим источником, местом отдыха граждан, выполняет природоохранную функцию, является местом обитания диких животных и т. д. в связи, с чем нуждается в установлении особого правового режима его использования.

Землями водного фонда признаются земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Основным назначением земель водного фонда является удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

Особо охраняемыми территориями признаются земли природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, а также историко-культурного назначения. Эти земли получили статус особо охраняемых территорий в силу их специфической роли и особого назначения в жизни общества.

К землям запаса относятся те земли, которые не предоставлены в собственность или пользование юридическим или физическим лицам, а также изъятые у них по различным законным основаниям. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию.

Следует отметить, что целевая категория определяет лишь основное, общее целевое назначение отнесенных к ней земель. Что касается конкретного использования земельных участков в пределах целевых категорий, то оно существенно различается в соответствии с практической целесообразностью, определяемой соответствующими компетентными органами исполнительной власти, при предоставлении земельных участков юридическим лицам или гражданам. Это так называемое разрешенное использование, закрепленное п. 2 с. 7 ЗК РФ 2. Например, к разрешенному использованию земель сельскохозяйственного назначения можно отнести огородничество, животноводство, растениеводство и т. д.

Разрешенное использование  земель, как правило, подвержено некоторым  ограничениям, соблюдение которых является обязательным. Например, в пределах водоохраняемых зон на землях сельскохозяйственного назначения запрещается применять ядохимикаты, производить распашку почвы.

 

Управление земельным  фондом

Под управлением  земельным фондом понимается распорядительная деятельность соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, направленная на обеспечение рационального использования и охрану единого земельного фонда страны.

Система управления земельным  фондом функционирует на трех взаимосвязанных уровнях: федеральном, субъекта Федерации и муниципальном, комплексно реализуемых в единой государственной земельной политике. Именно такой подход обеспечивает защиту прав собственности и владения землей, охрану земли, эффективное развитие инфраструктуры и градостроительства, надежное функционирование системы налогообложения земли, позволяет установить четкий порядок продажи или сдачи в аренду государственных и муниципальных земель. Следуя из принципа территориального верховенства государства (неотъемлемого элемента государственного суверенитета), государственное управление землями распространяется как на неиспользуемые, так и на находящиеся в использовании земли независимо от того, в чьей собственности и в чьем использовании они находятся.

Важнейшими  элементами управления земельными ресурсами  являются рациональное землеустройство, регистрация прав на землю, информационное обеспечение и подготовка кадров, государственный контроль над использованием и охраной земли, организация и ведение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В настоящее время система  и структура органов управления земельным фондом России определена Указом Президента РФ «О системе и  структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г 3.

Общее государственное управление земельным фондом осуществляют представительные и исполнительные органы власти, наделенные соответствующими властными полномочиями по организации и обеспечению рационального использования и охраны земель. К представительным органам государственной власти относятся Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума РФ, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

Что касается органов исполнительной власти, то, как субъекты управления земельным фондом они подразделяются на два вида: органы общей и органы специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Правительство РФ и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления: городские, районные, поселковые и сельские администрации.

Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции по управлению земельным  фондом на всей территории данного административно-территориального образования независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находится земля.

Органы специальной компетенции  подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.

К функциональным органам специальной компетенции  относятся Министерство природных  ресурсов РФ, Федеральная служба в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является главным органом специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на который возложено общее государственное управление земельным фондом страны.

 

 

 

Принципы управления

 В Земельном  кодексе определены следующие  основные принципы и порядок  государственного управления земельными ресурсами в условиях формирующейся рыночной экономики России4:

– плотность  землепользования: земельный налог, арендная плата;

– оценка земли;

–государственный мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр;

– земельный  контроль: государственный, муниципальный и иные виды контроля.

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 846 при проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное  выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение  граждан информацией о состоянии  земель.

Мониторинг  включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное  наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных  и антропогенных факторов.

Мониторинг  осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда5.

Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль над соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с «Положением  о государственном земельном  контроле», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 833.

Государственный земельный контроль осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

Информация о работе Государственное управление земельным фондом: понятие, виды