Царский» период и особенности образования государства в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Становление римской государственности связывают с периодом - конец VI-начало VI в. до Р.Х.
Историю римского государства принято делить на три этапа: Царский период, Республиканский период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят на период принципата и период домината. Укажем временные рамки этих периодов и некоторые важнейшие даты в истории Древнего Рима:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Часть
1.«Царский» период и особенности образования государства
в Древнем Риме…………………………………………………………………..4
2.Реформы Сервия Туллия и их последствия……………………………...11
Часть 2.
Казус 9…………………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………...17

Файлы: 1 файл

игпзс холматовdoc.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Государственные должности и замещения. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопрос о смертной казни, объявляло войну.

К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие  государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей4.

В 494 году до н.э. была учреждена должность  плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Дел непосредственного  управления, выработка законопроектов, заключение мир входили в компетенцию  римского совет старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов  и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие  и некоторые судебные функции  принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, всего насчитывают семь рексов5.

 

2.Реформы   Сервия  Туллия и их последствия

 

На основе реформы  рекса Сервия Туллия население было распределено на группы по имущественному и территориальному признакам. Как римский народ, так и плебеи были разбиты на шесть разрядов в зависимости от величины имущества. Каждый разряд делился на точно установленное количество единиц, т.е. центурий. Количество людей в центуриях было не одинаково; центурии высших разрядов были малочисленнее центурии низших разрядов, но пользовались одинаковыми правами. Центурия являлась единицей военной, политической и налоговой. Многие важные вопросы решались на народном собрании, расчлененном на отдельные центурии, причем каждой центурии принадлежал один голос. Каждые пять лет производилась оценка имущества граждан и новое распределение их то центуриям. Наряду с делением по центуриям римские граждане были распределены по территориальным округам, так называемым т р и б а м.

Город Рим был разделен на 4 трибы, к которым затем прибавилось 17 сельских триб. В территориальную  трибу зачислялись все граждане, жившие в данном округе. Распределение  граждан по центуриям и трибам хотя и включило плебеев в состав "римского народа", но еще не установило равноправия плебеев с патрициями. Патриции удержали свое исключительное право на получение новых земель и на занятие высших государственных должностей; они сохранили свою замкнутость, запрещая браки между патрициями и плебеями.2

Поэтому период после "реформы  Сервия Туллия" является временем дальнейших преобразований. Еще сначала V в. до н.э. получили распространение и  признание "плебейские" собрания. Участвовали в них только плебеи. Тем самым плебеи достигли обособленной организации, и это облегчало консолидацию плебеев в его борьбе против патрициев. Тогда же появилась выборная плебейская должность - плебейский трибун, являвшийся предводителем и руководителем плебса. Трибуны выбирались на годичный срок в числе - сначала двух, затем четырех, а впоследствии - десяти. Основной задачей трибунов являлась защита плебеев. Трибунам не было предоставлено какой-либо распорядительной власти. Но они имели право налагать запрещение (veto) на распоряжение магистратов. Тем самым плебейские трибуны получают особое значение: сенат и магистраты при самом издании ими какого-либо распоряжения вынуждены были считаться с возможностью наложения запрета трибуном.

В 445 г. до н. э. был издан  закон Канулея, разрешивший браки  патрициев с плебеями и являвшийся существенной уступкой со стороны патрициев. Тем самым было сильно ослаблено различие в юридическом положении патрициев и плебеев. Плебеи получили право занимать государственные должности. Они стали гражданами Римской республики. Всей полнотой прав как публичных, так и частных пользовались лишь римские граждане. Римское гражданство приобреталось, прежде всего, рождением от брака римских граждан или от римской гражданки, не состоящей в браке. Кроме того, способами установления римского гражданства являлись: освобождение римским гражданином своего раба (причем, вольноотпущенник не приобретал полных прав римского гражданства), усыновление римским гражданином чужеземца, пожалование римского гражданства отдельным лицам или целым общинам.

Римское гражданство  утрачивалось:

а)захватом римского гражданина в плен (однако в случае возвращения этого гражданина его гражданство восстанавливалось),

б)присуждением римского гражданина к тяжкому наказанию (связанному с изгнанием)6.

Граждане Рима делились на два сословия:

а)Нобили, включавшие в свой состав крупных землевладельцев. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. Поэтому нобилитет назывался иногда "сенаторским сословием". Нобилитет сохранил за собой влияние на политические дела и после перехода к монархии. Для этого сословия был установлен имущественный ценз в миллион сестерциев.

б)Всадники, занимавшиеся торговлей, ростовщичеством, взиманием налогов в провинциях. Ценз всадников - 400.000 сестерциев.

Римское государство являлось аппаратом в руках крупных рабовладельцев и вооруженным лагерем.3 Этим обусловливается основная конструкция государственного аппарата Рима, носившая военный характер, твердо закреплявшая власть в руках крупных рабовладельцев и дававшая огромную свободу действий административным органам.

Римляне называли свое государство "республика", т.е. "общее, общественное дело". Этим названием подчёркивалось верховенство народа и демократические  основы государства. Но это название не соответствовало действительности, так как фактически огромное большинство населения не принимало никакого участия в управлении государством, где власть принадлежала верхушке рабовладельцев. Но диктатура рабовладельцев не исключала известную демократию среди рабовладельцев и для рабовладельцев, и она действительно существовала в период республики, хотя и не достигла того развития, как в Афинах.

 

Часть 2.

Казус  9

Тамкар  Курди-Иштар  продал  двух  взрослых  сыновей  должника  Шамаш-Гамиля , отрабатывавших  долг своего отца  в хозяйстве тамкара. По  прошествии  трех  лет Шамаш-Гамиль   узнал об этом  и потребовал  их  возврата. Поскольку  тамкар отказался выполнить  требование, Шамаш-Гамиль  обратился в суд.

Каково  должно быть  решение  судьи  на  основании  Законов  Хаммурапи?

Решение

При решении задачи рассмотрим некоторые законы Хаммурапи.

Правовое регулирование отношений между родителями и детьми исходит из патриархального характера  семьи. Власть отца над детьми не была неограниченной, отец, например, не имел права над жизнью и смертью детей даже в случаях грубого нарушения сыновнего почтения и повиновения.

Отец мог отдать своих  детей кредитору для отработки  долга в долговое рабство; законы Хаммурапи ограничили эту долговую кабалу тремя годами и запретили кредитору жестоко обращаться с людьми, попавшими в долговую кабалу (ст. 116).

Учитывая,  что раб – это вещь. Хозяин мог свободно распоряжаться им - продавать, дарить, передавать по наследству.

Лицо, находившееся в долговом рабстве, должен быть освобожден  спустя  три года. Продажа такого лица  не  предусматривалась. Таким образом, по  задаче, можно сказать, что  кредитор Тамкар  Курди-Иштар  нарушил  договор займа, продав  чужих  сыновей. Причинение вреда чужому имуществу влекло обязанность возмещения убытков. Собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого, может истребовать ее через суд  
(ст.9). Воровство также каралось смертной казнью (ст.10,11). Поэтому Шамаш-Гамиль имеет все основания к возврату  своих сыновей. Кроме прочего следовало бы взыскать убытки.

Вопрос  об «уголовном наказании» Тамкара  Курди-Иштара  скорее всего не может ставиться, так как наказание должно быть соразмерным вине. «Око за око...». Поскольку сыновья  не были  убиты, а  были проданы, наказание  отсутствует, имеет  место возмещение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственное устройство первого периода римской истории  воспроизводило семейные отношения: во главе государства стоял пожизненно избиравщийся царь, наделенный всеми  признаками отца в семье. Единственным ограничением его власти было то, что он мог лишь применять законы, а не изменять их.

Граждане в Древнем  Риме были равноправны между собой, не существовало никаких сословных  различий, не граждане (чужеземцы, рабы) были бесправны.

Для получения согласия народа на войну и изменение закона царь не реже двух раз в год созывал народное собрание всех граждан. Родоначальники 300 родов, положивших основание Римского государства (300 человек) и называвшихся поэтому «отцами», составляли сенат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы:

 

  1. Афонасин Е.В. Римское  право. Практикум: учеб.пособие/ Е.В. Афонасин; Новосибирский гос.ун-т.-Новосибииирск: Изд-во НГУ, 1999.
  2. Батыр К. И.. Всеобщая  история государства и права. М:- Былина, 1999.
  3. Батыр К. И.. Хрестоматия по всеобщей  истории государства и права. М.,  1996.
  4. Графский В.Г. Всеобщая  история государства и права. М.,2000.
  5. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.
  6. Жидков О.А., Крашеннинникова Н.А. История государства и права  зарубежных  стран.Часть III. М.,1996.
  7. История древнего мира. Античность. М.: Владос, 2000.
  8. Крашенинникова Н.А. Хрестоматия по истории государства и права. М.:-Зерцало, 1999.
  9. Мишин А.А.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы,1996.
  10. Моммзен Т. История Рима. - Спб., 1993.
  11. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1994.
  12. Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. 1917. // Allpravo.Ru - 2004.
  13. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история.М., 1997.
  14. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.Учебник. Издательская группа «Юристъ».М,2001.
  15. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории.М.,1999.

 

1 Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. 1917. // Allpravo.Ru - 2004.

2 Моммзен Т. История Рима. - Спб., 1993.

 

3 Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. 1917. // Allpravo.Ru - 2004.

4 История древнего мира. Античность. М.: «Владос», 2000.

5 История древнего мира. Античность. М.: «Владос», 2000.

 

6 Батыр К. И. Всеобщая  история государства и права. М:- "Былина".  1999.




Информация о работе Царский» период и особенности образования государства в Древнем Риме