Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:12, реферат
Якорь приспособление для удержания судна на месте стоянки в свободной воде, соединяется с судном канатом или якорной цепью. Устроен якорь так, что после отдачи зарывается лапами в грунт. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Держащая сила якоря зависит от его конструкции, веса и свойств грунта. Наибольшую держащую силу якоря имеют на плотном песке.
Эффективность якоря определяется коэффициентом держащей силы — отношением держащей силы к весу якоря.
1. Якорь
2. Типы якорей
3. Якорное устройство
4. Маркировка якорной цепи
5. Классификации якорных устройств
6. Методы фиксации платформ
7. Список литератур
Рис.4.1.
Якорная цепь:
а — смычка якорной цепи (с якорной скобой);
b — промежуточная смычка; с — коренная
смычка; d — вертлюг; е — длинное звено;
f — большое звено; g — обыкновенное звено;
h — звено с распоркой; i — концевая скоба.
Якорная
цепь состоит из отдельных звеньев;
несколько соединенных между собой звеньев
образуют смычку. Отдельные смычки соединяются
при помощи соединительных звеньев. Якорь
и якорная цепь соединяются друг с другом
якорной скобой с вертлюгом, позволяющей
цепи вращаться вокруг своей оси. Цепь
проходит через углубление в борту у клюза
для якоря, через стопор, препятствующий самопроизвольному
вытравливанию цепи, и наматывается на
цепную звездочку якорной лебедки. Другой
конец якорной цепи находится в цепном
ящике и прикрепляется к судну посредством
скобы. Смычка
- отрезок якорной цепи длиной 23-27 м. Смычки
соединены между собой скобами или разъемными
звеньями.
Различают:
- коренную смычку, соединенную с корпусом
судна;
- якорную смычку, соединенную с якорем;
- промежуточные смычки.
5. Классификации якорных устройств
Якорное устройство - судовые средства,
предназначенные для постановки судна
или другого плавучего объекта на якорь
и закрепления (удержания) его в заданном
районе акватории за счет собственных
средств. В истории не сохранилось точных
данных о времени появления первых якорных
устройств, однако археологи полагают,
что предшественником якорного устройства
был массивный якорный камень с гибким
канатом.
Якорное устройство
современного судна (корабля) включает
в себя следующие элементы и детали:
Рис. 5.1.
1)
Якорный механизм - устройство для подъема
и отдачи (стравливания якоря);
2) и 3) якорные
и цепные стопоры, служащие для закрепления
якорного каната, как при стоянке на якоре,
так и в "походном" положении;
4) якорный канат,
передающий усилие от корпуса судна к
якорю и используемый для подъема и отдачи
якоря;
5) якорные клюзы
позволяющие проходить якорному канату
при отдаче и подъему якоря;
6) якорь,
обеспечивающий удержание
7) цепной (канатный)
ящик для размещения якорного каната;
8) жвакогалс -
устройство для крепления коренного конца
якорь цепи к корпусу судна;
9) палубный клюз
для прохода якорь цепи от брашпиля в цепной
(канатный) ящик.
Якорные устройства
можно разделить по следующим признакам:
по назначению и условиям эксплуатации
различают якорные устройства морских
транспортных, промысловых и пассажирских
судов, плавучих маяков, причалов и молов,
морских навигационных буев и буйковых
станций: глубоководные якорные устройства
специальных судов; якорные устройства
плавучих буровых платформ, плавучих доков,
дноуглубительных снарядов и рейдового
оборудования.
По
месту расположения на судне различают
носовые и кормовые якорные устройства
Рис. 5.2. Носовое и кормовое якорные устройства: а – носовое якорное устройство со шпилями; б – носовое якорное устройство с брашпилем; в – кормовое якорное устройство с клюзом в ДП; г - кормовое якорное устройство с клюзом в стороне от ДП. 1 – шпиль, 2 – цепной клюз; 3 – лоток; 4 – стояночный стопор; 5 – стопор для крепления якоря по-походному; 6 – клюз; 7 – брашпиль; 8 – цепной стопор.
По типу якорных механизмов, судовые якорные
устройства разделяют на устройства
с брашпилем, со шпилями или якорными (якорно-швартовными)
лебедками.
Рис. 5.3.
Типы якорей:
а, b — шток-анкер;
с — якорь Тротмана; d — якорь Холла; е
— якорь Грузона; f — якорь Шпека; g — клипперский
якорь со штоком и поворотными лапами
(якорь Мартина); h — грибовидный «мертвый»
якорь; i — дрек, кошка, верт; j — плавучий
якорь; t — откидной шток; 2 — неподвижный
шток; 3 — буй; 4 — шпрюйт; 5 — якорный трос;
6 — сорлинь.
Первые три типа относятся к группе так
называемых штоковых якорей (шток-анкеров).
Они применялись на судах в XIX в. В настоящее
время их можно встретить, например, на
спортивных и парусных учебных судах.
На современных судах и боевых кораблях
устанавливают якоря патентованной системы
(рис. d—g). Они не имеют штока, и их лапы
могут поворачиваться в обе стороны. Изображенный
на рис. h якорь используют при длительной
стоянке судна (например, на противопожарных
судах и т. д.).
По
способу размещения якорей якорные устройства
бывают с обычными якорными клюзами, с
якорными нишами, с выступающими клюзами,
без клюзов (хранение якорей на палубе).
Кроме того, якорные
устройства можно разделить на обычные
и глубоководные. Основные методы и принципы
якорения.
6. Методы фиксации платформ
Существует несколько
методов фиксации платформ относительно
берега и береговых сооружений. Например,
фиксация с помощью столбовых свай (Рис.6.1)
актуальна для водоемов с сезонной, искусственной
или природной сменой уровня воды. Но для
монтажа столбовых свай необходимо, как
минимум, дополнительное оборудование
и специальные механизмы для их забивания
или «завинчивания» (винтовые сваи). На
водных объектах с незначительной скоростью
течения и несущественной волновой и ветровой
нагрузкой привязка конструкции к берегу
может осуществляться с помощью растяжек
(Рис.6.1.2). Во всех остальных случаях применяются
якоря (Рис.6.1.3), вес которых зависит от
эксплуатационных условий и размеров
платформы. Установка (укладка) ж/б якорей
происходит при помощи плавкрана или специального
понтона (такелажного плота - Рис.6.1.4), который
может быть собран из элементов МПП. На
практике, как правило, используются комбинированные
(смешанные) схемы якорения.
Рис.6.1.
Ввиду того, что в воде
вес якоря примерно в два раза меньше его
настоящего веса, а выталкивающая сила,
определяемая площадью фрагмента МПП,
к которому непосредственно крепится
якорная балка, может доходить до 15 кН,
- масса якоря для того, чтобы он не был
подвержен существенным перемещениям
во время шторма, должна быть не менее
3 тн (Рис.5).
Общий принцип якорения сводится к тому,
что якорные связи (в морских условиях
в качестве якорных связей используются,
как правило, массивные якорные цепи) не
должны ограничивать вертикальные перемещения
платформы, т.е. цепи не должны быть натянуты
до предела даже в случае выталкивания
плавучей платформы волной. Степень провисания
якорных цепей как раз и определяет величину
свободного вертикального хода платформы
во время качки и шторма
Центрирование платформы во время штиля
происходит под действием веса провисающих
цепей, заставляющих принять платформу
равновесно-сбалансированное положение
относительно лежащих на дне якорей. Абсолютный
штиль, однако, на море бывает редко. Береговой
ветер, как правило, в течение суток один
или два раза меняет свое направление
на величину от 4 до 18 румбов. И это означает,
что платформа, предоставленная сама себе
и незакрепленная ничем, кроме провисающих
цепей, при этом будет перемещаться («рыскать»)
в зависимости от направления ветра то
в одну, то в другую сторону (Рис.8). Чтобы
избежать таких перемещений, - можно применить
дополнительные связи (центрирующие тросы),
которые позволят при волнении не более
2-2,5 баллов зафиксировать платформу в
определенном положении независимо от
направления ветра (Рис.9). Очевидно, при
увеличении штормовой активности эти
дополнительные связи начнут испытывать
критические нагрузки, что может привести
к обрыву тросов. Поэтому при штормовом
предупреждении центрирующие тросы рекомендуется
незамедлительно отсоединить от платформы,
закрепив свободные концы на сигнальных
буях. Существуют и более оригинальные
способы центрирования понтонной конструкции,
но это – уже предмет «ноу-хау» нашей компании.
Рис. 6.2.
Одной из актуальных проблем является
проблема якорения и сооружения системы,
обеспечивающей одновременно вывешивание
и удержание на определенной глубине притопленного
дна бассейна, собранного из основных
элементов модульной конструкции. Для
обеспечения заданной глубины расположения
дна бассейна по периметру бассейна устанавливаются
дистанционирующие тросы, цепи или стойки
из нержавеющей стали, которые фиксируются
в верхней (надводной) и нижней (подводной)
части конструкции. В разрыв троса может
быть установлен талреп для точной юстировки
при выравнивании дна. Для обеспечения
удержания дна на заданной глубине используется
балласт в виде комплекта грузов с петлей
из арматурного прутка для подвешивания
этих грузов.
Список
литератур:
1. Снопков В.И.. Управление судном.
СПб, 2004 г., изд-во "Профессионал",
с. 530.
2. Александров Н.М. Судовые устройства.
Ленинград, Судостроение, 1987 г., с. 655.
3. Российский морской регистр судоходства.
Правила классификации морских судов.
1999 г.