Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:34, доклад
Континентальный шельф является одним из богатейших районов мирового океана. Здесь вылавливают около 90% процентов рыбы, здесь расположены богатейшие запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. С появлением в середине 20в. технологий добычи полезных ископаемых со дна моря некоторые государства попытались односторонне распространить свой суверенитет на районы шельфа. Это породило многочисленные территориальные споры между государствами. В 60-90-е годы 20в. эти государства заключили около ста международных соглашений о разграничении шельфа.
Становление в международном морском праве принципов разделения континентального шельфа.
Континентальный шельф является
одним из богатейших районов мирового
океана. Здесь вылавливают около
90% процентов рыбы, здесь расположены
богатейшие запасы полезных ископаемых,
в том числе нефти и газа.
С появлением в середине 20в. технологий
добычи полезных ископаемых со дна
моря некоторые государства
Вопросы делимитации континентального шельфа являются одними из самых сложных в практике государств. Использование ресурсов континентального шельфа требует правового закрепления прав прибрежного государства. Таким правовым инструментом разграничения границ территории континентального шельфа является делимитация, то есть определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в соответствующем договоре и графически изображенное на прилагаемых к нему картах.
В международной практике государств по разграничению морских пространств используются два принципа разграничения:
1) разграничение по принципу равного отстояния (эквидистанции), когда, по мнению сторон, в разграничиваемом районе отсутствуют особые обстоятельства;
2) разграничение с учетом особых (соответствующих) обстоятельств, когда вследствие их наличия стороны отказываются от равноотстоящей линии на всем ее протяжении или в какой-то ее части.
Разграничение
Необходимость международно-правового регулирования режима континентального шельфа является естественным следствием достижений науки и научно-технического прогресса. Достижения техники позволили начать эффективную эксплуатацию недр и богатств континентального шельфа.
В 1942 году Великобритания
от имени Тринидада заключила
с Венесуэлой договор о
Однако в самом начале
правовое регулирование континентального
шельфа носило внутригосударственный
характер. Одним из первых национальных
актов относительно континентального
шельфа была прокламация президента
Трумэна от 28 сентября 1945 года. В
ней подчеркивалось, что с геологической
точки зрения континентальный шельф
можно рассматривать как
Опубликование Прокламации
США было воспринято
Поэтому вопрос о
регламентации данной проблемы
приобрел срочный характер. Возникла
необходимость принятия
Перед Комиссией встала задача
- выработать юридическое определение
континентального шельфа с учетом определенных
геологических и
Комиссия международного права подготовила проект Конвенции о континентальном шельфе, который потом был рассмотрен на Конференции ООН по морскому праву, состоявшейся в 1958 году. Конференция одобрила проект Конвенции о континентальном шельфе и открыла его для подписания.
Согласно Конвенции
Следует отметить, что договорные
нормы, сформулированные в Женевской
конвенции 1958 года, не являются нормами,
в основе которых лежат соответствующие
обычные нормы по вопросам, касающихся
континентального шельфа. Сформулированные
с учетом практики государств, нормы
этой конвенции не повторяют, не развивают
и не конкретизируют какие-либо обычные
нормы. Это произошло потому, что
практика государств в области использования
ресурсов континентального шельфа, которая
предшествовала принятию конвенции, была
слишком ограничена и не носила общего
характера, чтобы можно было говорить
об уже сложившейся международно-
В Конвенции 1958 года сформулированы
в основном новые нормы права,
тем самым осуществлен вклад
в прогрессивное развитие международного
права. Она впервые в международно-
Однако вскоре после вступления
Конвенции в силу (10 июня 1963 года)
стала очевидной нечеткость в
определении понятия
Главный недостаток
заключался в том, что
Опасаясь, что, согласно Женевской Конвенции о континентальном шельфе 1958 года, прибрежные государства начнут расширять свой шельф в неограниченных пределах, некоторые государства при присоединении к Конвенции делали специальные заявления по этому вопросу. Например, французское правительство заявило, что «выражение« прилегающие »районы включает понятие геофизической, геологической и географической зависимости, и pso facto исключает неограниченное расширение континентального шельфа».
В связи с тем, что возможности эксплуатации ресурсов шельфа значительно перешагнули за 200-метровые глубины, внешние границы оказались как бы открытыми, так как термин «присоединяемые к берегу» никем не принимался во внимание или, во всяком случае, по мнению Международного суда ООН, предполагал разнообразное толкование. В решении Международного суда, принятому в 1969 году по вопросам разграничения континентального шельфа в Северном море между Данией, Нидерландами и ФРГ, подчеркивалось, что «в соответствии с международным правом правооснование на континентальный шельф возникает у прибрежного государства в силу того обстоятельства, что подводные районы дна могут рассматриваться фактически как часть территории, на которой прибрежное государство уже осуществляет свою власть, то есть в том смысле, что они, хотя и покрыты водой, эти районы являются продолжением этой территории, ее расширением в сторону моря ». Таким образом, Суд выдвинул доктрину «естественного продолжения суши» под водой и вообще отверг критерий «присоединения».
Решение суда существенно
повлияло на развитие новых
доктрин и взглядов в пользу
включения в границы
Уже на второй сессии Конференции ООН по морскому праву (1974 год, Каракас) встал вопрос о новом определении понятия континентального шельфа и выработки четких критериев.8
В результате длительных усилий
многих государств удалось выработать
совершенно новые положения в
определении понятия
Согласно пункту 3 этой статьи
подводная окраина материка включает
продолжение континентального массива,
находящегося под водой, прибрежного
государства и состоит из поверхности
и недр шельфа, склона и подъема.
Она не включает дна океана на больших
глубинах, в том числе его океанические
хребты или его недра. Выражение
«не включают дна океана на больших
глубинах» считается
По вопросам континентального шельфа на III Конференции ООН по морскому праву была достигнута политико-правовая договоренность на основе волеизъявления всех участников Конференции о том, что «подводная окраина материка» будет включать континентальный массив, находящийся под водой, который состоит из трех частей: а) поверхности и недр самого шельфа б) континентального склона в) подъема.
При выработке этого
определения компромисс между
государствами с широким
Вместе с тем учитывалось, что около сорока государств будут иметь шельф, который выходит за пределы 200-мильных экономических зон. Это обусловило необходимость установления четких дистанционных критериев и критериев глубины для определения внешних границ континентального шельфа.10 Поэтому в статье 76 Конвенции по морскому праву 1982 года было установлено, что если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500 -метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2 500 метров).11
Новое определение
ведет к установлению двойного
правового режима