Становление в международном морском праве принципов разделения континентального шельфа

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:34, доклад

Краткое описание

Континентальный шельф является одним из богатейших районов мирового океана. Здесь вылавливают около 90% процентов рыбы, здесь расположены богатейшие запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. С появлением в середине 20в. технологий добычи полезных ископаемых со дна моря некоторые государства попытались односторонне распространить свой суверенитет на районы шельфа. Это породило многочисленные территориальные споры между государствами. В 60-90-е годы 20в. эти государства заключили около ста международных соглашений о разграничении шельфа.

Файлы: 1 файл

Становление в международном морском праве принципов разделения континентального шельфа.docx

— 30.14 Кб (Скачать)

Становление в  международном морском праве  принципов разделения континентального шельфа.

Континентальный шельф является одним из богатейших районов мирового океана. Здесь вылавливают около 90% процентов рыбы, здесь расположены  богатейшие запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. С появлением в середине 20в. технологий добычи полезных ископаемых со дна  моря некоторые государства попытались односторонне распространить свой суверенитет  на районы шельфа. Это породило многочисленные территориальные споры между  государствами. В 60-90-е годы 20в. эти  государства заключили около  ста международных соглашений о  разграничении шельфа. Проблема делимитации  континентального шельфа время от времени  продолжает возникать в межгосударственных отношениях, несмотря на то что международно-правовые нормы в этой области кодифицированы, в том числе в общем международном  праве, в Конвенции о континентальном  шельфе 1958 г. и в Конвенции ООН  по морскому праву 1982 г.1 Однако определения континентального шельфа встречающиеся в международных соглашениях, являются сугубо правовыми и отличаются от географического понятия континентального шельфа как материковой отмели, прилегающей к берегам суши и имеющей с ней общее геологическое строение. Соответственно, в природе размеры шельфа могут существенно колебаться: от нескольких миль у западного побережья США до площади всего дна Северного моря.2

Вопросы делимитации континентального шельфа являются одними из самых сложных  в практике государств. Использование  ресурсов континентального шельфа требует  правового закрепления прав прибрежного  государства. Таким правовым инструментом разграничения границ территории континентального шельфа является делимитация, то есть определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в соответствующем договоре и графически изображенное на прилагаемых к нему картах.

В международной практике государств по разграничению морских  пространств используются два принципа разграничения:

1)  разграничение по  принципу равного отстояния (эквидистанции), когда, по мнению сторон, в разграничиваемом районе отсутствуют особые обстоятельства;

2)  разграничение с учетом особых (соответствующих) обстоятельств, когда вследствие их наличия стороны отказываются от равноотстоящей линии на всем ее протяжении или в какой-то ее части.

 Разграничение континентального  шельфа смежных или расположенных  одно против другого государств  осуществляется путем заключения  международных соглашений.3

Необходимость международно-правового  регулирования режима континентального шельфа является естественным следствием достижений науки и научно-технического прогресса. Достижения техники позволили  начать эффективную эксплуатацию недр и богатств континентального шельфа.

 В 1942 году Великобритания  от имени Тринидада заключила  с Венесуэлой договор о подводных  районах залива Пари. По этому  договору стороны поделили морское  дно залива на два сектора,  примыкающие к их побережьям, и признали права друг друга  на соответствующий сектор. При  этом на секторы не распространялся  суверенитет ни прибрежного государства,  ни каких-либо других. Таким образом,  уже в 1942 году, еще до создания  самого института континентального  шельфа, появился договор о его  делимитации.

Однако в самом начале правовое регулирование континентального шельфа носило внутригосударственный  характер. Одним из первых национальных актов относительно континентального шельфа была прокламация президента Трумэна от 28 сентября 1945 года. В  ней подчеркивалось, что с геологической  точки зрения континентальный шельф  можно рассматривать как продолжение  материковой территории прибрежного  государства под водой, так обнаруженные на континенте минеральные ресурсы содержатся и в недрах шельфа. В прокламации говорилось, что эффективная разработка шельфа возможна лишь при условии тесного контакта с прибрежным государством. Характерно, что в прокламации ничего не говорилось о границах континентального шельфа. Только в пресс-релизе, который сопровождал прокламацию Белого дома указывалось, что континентальным шельфом считается, как правило, затопленая земля, прилегающая к берегу и покрытая водой не более, чем на сто морских саженей (около 200 метров).

 Опубликование Прокламации  США было воспринято значительным  числом государств как сигнал  к делению не только природных  морских ресурсов шельфа, но и  самого шельфа и вод, его  покрывающих. Прокламация вызвала  цепную реакцию по принятию  законодательных актов и распространению  юрисдикции прибрежных государств  на континентальный шельф. Уже  в течение каких-нибудь десяти  лет после ее опубликования  аналогичные законодательные акты  были приняты Аргентиной, Доминиканской  Республикой, Саудовской Аравией,  Индией, Ираном, Пакистаном, Гондурасом, Чили, Португалией и некоторыми  другими государствами, а к  началу работы I Конференции ООН по морскому праву 1958 года односторонние акты о континентальном шельфе были приняты двадцатью государствами.4

 Поэтому вопрос о  регламентации данной проблемы  приобрел срочный характер. Возникла  необходимость принятия международно-правовых  мер по регулированию деятельности  государств в этой области.  Этим занялась Комиссия международного права ООН, которая рассматривала вопрос о континентальном шельфе на своих 2-й (1950 год), 3-й (1951 год), 5-й (1953 год) и 8-й (1956 год) сессиях.

Перед Комиссией встала задача - выработать юридическое определение  континентального шельфа с учетом определенных геологических и геоморфологических факторов. При этом важно обеспечить юридическое равенство прибрежных государств в отношении как их прав на континентальный шельф, так  и обязанностей.

Комиссия международного права подготовила проект Конвенции  о континентальном шельфе, который  потом был рассмотрен на Конференции ООН по морскому праву, состоявшейся в 1958 году. Конференция одобрила проект Конвенции о континентальном шельфе и открыла его для подписания.

Согласно Конвенции континентальный  шельф - это морское дно (включая  его недра), простирающееся от внешней  границы территориального моря до установленных  международным правом пределов, над  которым прибрежное государство  осуществляет суверенные права в  целях разведки и разработки его  природных богатств.5

Следует отметить, что договорные нормы, сформулированные в Женевской  конвенции 1958 года, не являются нормами, в основе которых лежат соответствующие  обычные нормы по вопросам, касающихся континентального шельфа. Сформулированные с учетом практики государств, нормы  этой конвенции не повторяют, не развивают  и не конкретизируют какие-либо обычные  нормы. Это произошло потому, что  практика государств в области использования  ресурсов континентального шельфа, которая  предшествовала принятию конвенции, была слишком ограничена и не носила общего характера, чтобы можно было говорить об уже сложившейся международно-правовой норме в данном вопросе.

В Конвенции 1958 года сформулированы в основном новые нормы права, тем самым осуществлен вклад  в прогрессивное развитие международного права. Она впервые в международно-согласованном  порядке дала юридическое понятие  термина континентальный шельф, определила его правовой статус, признав  и закрепив за всеми прибрежными  государствами суверенные права  природных богатств.6

Однако вскоре после вступления Конвенции в силу (10 июня 1963 года) стала очевидной нечеткость в  определении понятия континентального шельфа. Так, в Конвенции указывалось: «В данных статьях термин «континентальный шельф» употребляется применительно: а) к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или за этим пределом до такого места, до которого глубина вод, покрывающих, позволяет разработку естественных богатств этих районов б) к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов ».7

 Главный недостаток  заключался в том, что критерий  глубины «експлуатабельности», несомненно, допускал возможность неограниченного расширения границ континентального шельфа. Если учесть, что развитие технических средств, вскоре после 1958 года, позволило добывать конкреции с глубин в 5-6 тысяч метров, то на основе Женевской Конвенции 1958 года отдельные промышленно развитые государства могли уже претендовать на шельф шириной в тысячи миль. Таким образом, Конвенция формально уравнивала прибрежные государства в правах на шельф, но фактически создавала преимущества для технически развитых стран.

Опасаясь, что, согласно Женевской  Конвенции о континентальном  шельфе 1958 года, прибрежные государства  начнут расширять свой шельф в  неограниченных пределах, некоторые  государства при присоединении  к Конвенции делали специальные  заявления по этому вопросу. Например, французское правительство заявило, что «выражение« прилегающие »районы включает понятие геофизической, геологической и географической зависимости, и pso facto исключает неограниченное расширение континентального шельфа».

В связи с тем, что возможности  эксплуатации ресурсов шельфа значительно  перешагнули за 200-метровые глубины, внешние границы оказались как  бы открытыми, так как термин «присоединяемые  к берегу» никем не принимался во внимание или, во всяком случае, по мнению Международного суда ООН, предполагал разнообразное толкование. В решении Международного суда, принятому в 1969 году по вопросам разграничения континентального шельфа в Северном море между Данией, Нидерландами и ФРГ, подчеркивалось, что «в соответствии с международным правом правооснование на континентальный шельф возникает у прибрежного государства в силу того обстоятельства, что подводные районы дна могут рассматриваться фактически как часть территории, на которой прибрежное государство уже осуществляет свою власть, то есть в том смысле, что они, хотя и покрыты водой, эти районы являются продолжением этой территории, ее расширением в сторону моря ». Таким образом, Суд выдвинул доктрину «естественного продолжения суши» под водой и вообще отверг критерий «присоединения».

 Решение суда существенно  повлияло на развитие новых  доктрин и взглядов в пользу  включения в границы континентального  шельфа всей подводной окраины  материка, до абиссальных глубин.

 Уже на второй сессии  Конференции ООН по морскому праву (1974 год, Каракас) встал вопрос о новом определении понятия континентального шельфа и выработки четких критериев.8

В результате длительных усилий многих государств удалось выработать совершенно новые положения в  определении понятия континентального шельфа, которые существенно отличаются от положений Женевской Конвенции 1958 года. Согласно п.1 статьи 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года «континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние».9

Согласно пункту 3 этой статьи подводная окраина материка включает продолжение континентального массива, находящегося под водой, прибрежного  государства и состоит из поверхности  и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших  глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра. Выражение  «не включают дна океана на больших  глубинах» считается недостаточно определенным. Согласно принятой на конференции  терминологии «глубоководными» считаются  абиссальные районы морского дна, глубина  над которыми обычно составляет более 3000 метров. По этой причине в шельф  не включаются океанические хребты, геологическая  характеристика и структура которых  отличается от характеристики континентального шельфа, поскольку такие хребты образованы океанической корой. К этой категории  относятся срединно-океанические хребты, тянущиеся на десятки тысяч миль в Атлантическом, Тихом и Индийском  океанах.

По вопросам континентального шельфа на III Конференции ООН по морскому праву была достигнута политико-правовая договоренность на основе волеизъявления всех участников Конференции о том, что «подводная окраина материка» будет включать континентальный массив, находящийся под водой, который состоит из трех частей: а) поверхности и недр самого шельфа б) континентального склона в) подъема.

 При выработке этого  определения компромисс между  государствами с широким шельфом,  и теми, шельф которых не выходит  за пределы 200-мильных экономических  зон, был достигнут на основе того, что все прибрежные государства смогут распространять суверенные права на ресурсы морского дна в пределах экономической зоны независимо от того, есть ли в этих пределах шельф или нет.

 Вместе с тем учитывалось, что около сорока государств будут иметь шельф, который выходит за пределы 200-мильных экономических зон. Это обусловило необходимость установления четких дистанционных критериев и критериев глубины для определения внешних границ континентального шельфа.10 Поэтому в статье 76 Конвенции по морскому праву 1982 года было установлено, что если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500 -метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2 500 метров).11

 Новое определение  ведет к установлению двойного  правового режима континентального  шельфа: режима в пределах 200-мильной  экономической зоны и за этими  пределами. Наиболее четко выраженным  показателем такого различия  служат предусмотренные статьей  82 Конвенции по морскому праву  1982 года отчисления и взносы  в связи с разработкой континентального  шельфа за пределами 200 миль.

Информация о работе Становление в международном морском праве принципов разделения континентального шельфа