Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 12:08, реферат
К сожалению, время бессильно ослабило память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны. Эту войну вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков не только ради советского народа, но и ради других народов, ради мира во всем мире. Неоценимый вклад в победу над фашизмом внесли советские женщины, вставшие на защиту своей Родины.
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны являлось важной составной частью советского народа против гитлеровской Германии, одной из наиболее активных форм участия широких народных масс в разгроме иноземных захватчиков. Это было поистине все народное движение, порожденное справедливым характером войны, стремлением защитить социалистические завоевания, честь и независимость Родины Советов.
Нелегко было женщинам-партизанкам. Но любовь к Отчизне и ненависть к врагам Родины помогли преодолеть все трудности и невзгоды. В отрядах партизан сражались целые семьи советских патриотов. Жительница Таганрога М. К. Трубарева пришла к партизанам Таганрогского отряда вместе с дочерьми Валентиной, Раисой и сыном Петей.
Большое число женщин и девушек-партизан прошло специальную подготовку. За время войны только в Центральных школах партизанского движения военную подготовку прошли 1262 женщины. В рядах партизан служили женщины всех возрастов, всех профессий и национальностей нашей необъятной страны.
По учетным данным Центрального штаба партизанского движения на 1 января 1944 года. | Число участников партизанского движения |
Всего | 287 453 |
Мужчин | 26746 |
Женщин | 26707 |
В трудные для страны дни, когда враг рвался к Москве, подвиг Зои был подобен подвигу легендарного Данко. Идя на казнь, она не просила пощады и не склонила перед палачами головы. Она твердо верила в неизбежную победу над врагом, в торжество того дела за которое она сражалась.
Вот, что пишет Валентин Сороки в своём стихотворении «Зоин храм» о подвиге Зои Космодемьянской:
А ведь казнили Зою на снегу –
Палач всегда в усердиях торопится, -
И на далёком волжском берегу
Предупредила русских Богородица:
«Свинцом и кровью затыкают рот
Прямого сострадальца и воителя,
Ты, русский созидающий народ,
Твори судьбу народа-победителя!»
Качалась Зоя мёртвая в петле,
Не предана друзьями и подругами,
А по славянской взорванной земле
Война катилась, причитая вьюгами.
Большой вклад в священную войну внесли партизанские разведчицы Смоленщины. В том, что многие боевые операции были успешно проведены партизанами, есть доля нелегкого труда разведчиц. Много важных данных о противнике доставили разведчицы Д. Т. Фириченкова и Людмила Калиновская.
Нередко женщинам - бойцам партизанских отрядов приходилось участвовать в выполнении заданий по совершению диверсионных актов. Собирая сведения о противнике, они распространяли подпольную литературу, листовки, вели политическую работу среди населения оккупированных врагом районов, а Рима Шершнева закрыла своим телом амбразуру вражеского пулемета, тем самым спасла не одну жизнь. Советское правительство посмертно наградило патриотку Родины орденом Красного Знамени.
Навлинская подпольщица Тамара Степанова и Мария Дунаева распропагандировали и привели в партизанский отряд 30 артиллеристов-окруженцев, служивших в немецкой полиции.
Чтобы не допустить угона в фашистскую Германию 2 тыс. молодых красногвардейцев, под покровом ночи Людмила Шевцова пробралась к зданию биржи, выдавила окно и влезла внутрь помещения. При помощи артиллерийского пороха и бензина подожгла бумаги. Таким образом, были уничтожены все документы об отправке советских людей на каторгу.
С партизанами патриотки делились последним куском хлеба, отдавали им свои вещи, спасали их от неминуемой смерти. Только в декабре 1943 года под руководством секретаря Антопольского подпольного райкома партии Брестской области А. И. Хромовой женщинами Антопольского района было собрано и отправлено партизанам отряда имени Кирова 40 теплых рубах, 71 пара нижнего белья, 10 полушубков, 20 пар валенок, 30 шерстяных шарфов и.т.д.
Неоценимый вклад в борьбу с фашистами внесли женщины и молодые девушки, которым не было и 18 лет в тот момент, когда они ушли на фронт. Какие они были, девчонки сорок первого, как уходили на фронт?
Рассказывает Валентина Павловна Чудаева, сержант, командир зенитного орудия: «… И вот представляете себе – сорок первый год… У меня последний школьный звонок… У нас у всех какие-то планы, свои мечты, ну, девочки ведь. После выпускного вечера мы поехали по Оби на остров. Мы уезжали, город как город был, всё нормально. Такие весёлые, счастливые… Возвращаемся с острова, рассвет встретили… Город весь бурлит, люди плачут. Кругом: «Война!.. Война!..» Везде радио включено… До нас ничего не доходило. Какая война? Мы такие счастливые, такие планы строили: кто куда пойдёт учиться, кто кем станет. И вдруг война! Мы начали всё понимать, когда в дома стали приходить похоронки… Нам казалось, что без нас война не война, мы тоже должны воевать. Тут же оружие нам давай! Мы побежали в военкомат. И десятого февраля я ушла на фронт. Мачеха плакала: «Валя, не уходи… Что ты делаешь? Ты такая маленькая, такая худая, ну что ты за вояка?..»
Два месяца нас везли, везли в теплушках. Снами были командиры, они нас учили. Мы изучали связь. Шинели нам дали большие, толстые, мы в них как снопы, не ходим, а валяемся. Сначала даже сапог на нас не было. Сапоги есть, но размеры-то все мужские. Потом дали нам сапоги другие.
Все мы были худы, маленькие, гимнаст1рки на нас висят. И стала я в зенитной части связистка. На КП дежурила, на связи. И, может быть, так бы и до конца войны осталась я связисткой, если бы не получила извещение: погиб отец… Окончила я краткосрочные курсы. И вот я командир орудия. И, значит, меня – в 1357-й мелкокалиберный полк… Первое время из носа и ушей кровь шла… Это всё не для девчонки…»
Из письма Антонины Григорьевны Бондаревой, гвардии лейтенанта, старшего лётчика: «… Мы были такие, как и вы, не думайте, то мы были другие. Дисциплина, уставы, знаки различия – вся эта военная премудрость не давалась сразу, особенно девчонкам. Стоим, охраняем самолёты. А в уставе говорится, что, если кто идёт, надо останавливать: «Стой, кто идёт?» Подружка моя увидела командира полка и кричит: «Стойте, кто идёт? Вы меня извините, но я буду стрелять!» Представляете? Она кричит: «Вы меня извините, но я буду стрелять!..»
Из воспоминаний партизанки Веры Сергеевны Романовской: «Какие у нас были девчонки, спрашиваете? У нас была Чернова, уже беременная, она несла мину на боку, где рядом билось сердце ребёнка. Вот и разбирайся с этим, что это были за люди. Мне зачем разбираться, мы такие были. Или другая, она водила по городу свою девочку, а у той под платьицем тело было обёрнуто листовками, и она поднимала ручки и жаловалась: «Мама, мне тесно… Мама, мне тесно…» А на улицах везде немцы, полицаи».
Есть женщины-героини Великой Отечественной войны и у нас в городе. По данным Пенсионного фонда на первое января 2005 года в Десногорске проживает … ветеранов ВОВ, из которых … - женщины.
Конечно же, ветераны с болью и горечью вспоминают о тех тяжёлых днях, но нам удалось побеседовать с одной из создателей Великой победы, Коноваловой Диной Максимовной. Вот, что она нам рассказала:
«Родилась я 15 апреля 1922 года в городе Белове Кемеровской области. Закончила семь классов. В октябре 1942 года вместе с другими девушками пошла добровольцем на фронт и в тот же день была отправлена в Новосибирск. Так как я имела хороший слух, то была отправлена для учёбы в школе радиотелеграфистов, других отправили учиться на медсестёр. Вскоре нас повезли в Москву в грузовых вагонах, человек по шестьдесят в каждом. Спали мы на нарах, заедали вши. В Москве мы попали под налёт самолётов, страшно было, не знали, куда деваться. По приезду в Москву нам дали хорошее военное обмундирование и распределили кого куда. Я с подругой Дульченко Зоей Естафьевной (с Алтайского края города Рубцова) попала в танковые войска. После очередной бомбёжки мы поехали в Сокольники, оттуда меня отправили в город Псков, где и началась моя военная служба. Сначала было трудно. Нам дали радиостанцию, чтобы держать связь между частями. Когда наши войска стали отгонять немцев, мы продвигались вслед за ними. Прошли Латвию, Польшу, в Германии остановились на реке Одер, там была переправа, часто бомбили, наблюдали воздушные бои. Здесь нас и запеленговали (обнаружили). Я только успела смениться и понесла радиограмму, как в нашу радиостанцию попала бомба, осталась только воронка. Погибли радистка, механик и шофёр. Англичане дали нам новую радиостанцию, с ней я и закончила войну».
За участие в Великой Отечественной войне Дина Максимовна получила 12 медалей, среди них медали «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За боевые заслуги», орден Великой Отечественной войны, орден Георгия Низкова и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
О боевых и трудовых подвигах советских женщин написано много книг, очерков, документальных повестей, журнальных и газетных статей. Женщинам-войнам и труженицам тыла поэты и писатели посвятили множество своих произведений. Уже в годы Отечественной войны были написаны первые страницы истории о вкладе советских женщин в защиту Отчизны. Ратные и трудовые подвиги советских женщин нашли освящение в ряде работ, в первое после военное десятилетие. Михаил Исаковский «Русской женщине», А. Рыжиков «Тебя нашли, Мария», Евгений Максимов «Солдатские вдовы и атаман», Васильев «А зори здесь тихие», Фадеев «Молодая гвардия», Ярослав Смеляков «Мама», Валентин Сорокин «Зоин храм» и многие другие. И, тем не менее, многим из них были присущи существенные недостатки, связанные, прежде всего с ограниченностью источниковедческой базой тех лет.
«У войны – не женское лицо», однако на самых известных плакатах, нарисованных во время Великой Отечественной войны, изображены женщины, призывающие защищать свою Родину. Яркой иллюстрацией этому служат плакаты И. Тоидзе «Родина - мать зовёт», «За Родину мать»(1943 год), В. Корецкого «Воин Красной армии, спаси».
Множество великолепных памятников возведено в честь иногда не сразу заметных, а порою и понятых только по прошествию нескольких лет подвигов женщин, героинь Великой Отечественной войны.
…Солдаты уходят на войну. Мать с болью, надеждой и любовью смотрит им вслед. Самый младший, чуть поотстав от братьев, бросает последний прощальный взгляд на родной дом, на мать, застывшую у порога. Памятник этот (скульптор Н. Рыженков) стоит в городе Жодино на трассе Москва – Минск. Прообразом Матери послужила белорусская крестьянка А. Ф. Куприянова, вырастившая пятерых сыновей, четверо из которых не вернулись с войны.
Прошло уже много лет, но до сих пор толпы людей останавливаются у памятников матерям-героиням, примером этому служат: монументальный памятник-надгробие «Скорбящая мать» (Новиков, Сергеев, Стемпаржицкий, Смоленск, 1965 год), «Мать» (Пирчюпис, Литва), «Лембовская твердыня» (Санкт-Петербург), «Памятник победы в Великой Отечественной Войне» (Марнеули, Грузия).
Очень тяжело было женщинам противостоять войне наравне с мужчинами, но и с этим они справлялись. Партизанка Валентина Павловна Кожемякина хранит в памяти такую деталь: в первые дни войны – наши части с тяжёлыми боями отступают, вся деревня вышла их провожать, стоят и они с матерью. «Проходит мимо пожилой солдат, остановился возле нашей хаты и низко-низко прямо в ноги кланяется матери: «Прости, мать… А девчонку спасай. Ой, спасай девчонку!» А мне тогда было шестнадцать лет, у меня коса длинная-длинная…» Припомнит она и другой случай, как будет плакать над первым раненым, а он, умирая, скажет ей: «Ты себя побереги, девка. Тебе ещё рожать придётся… Вон, сколько мужиков полегло…»
Во всех женских рассказах подспутно или явно звучит постоянная мысль о том, что бомбёжка, смерть, страдание – это ещё не вся война, что и там, на войне человек остаётся человеком и испытывает, проживает все человеческие чувства. И то, что женщина запомнила, вынесла из смертного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом человеческих возможностей, который мы не вправе предать забвению, который обеспечил победу над фашизмом. Ведь для того, чтобы победить, надо было победить каждому, каждому в отдельности.
Истории о феномене советских женщин ещё сотни лет будут разбираться: что это такое? Как найти слова, чтобы это назвать? Толстой называл это скрытой теплотой патриотизма. Они говорят о себе проще: «Нам незачем в этом разбираться, мы такими были. Нас воспитали, что Родина и мы – это одно и то же».