Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 14:54, курсовая работа
Актуальность работы. В настоящее время на основе двигателей двойного назначения разрабатываются модификации, предназначенные для работы в составе гражданской техники (промышленных тракторов, инженерных и дорожно-строительных машин на их базе, транспортных машин, энергетических установок). Одна из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться при разработке конвертированных модификаций двигателей, это необходимость обеспечения требуемых показателей надежности для техники гражданского назначения существенно более высоких, чем для специальной
Введение………………………………………………………………………….2-3
Глава I. Современное состояние и концепция развития силовых установок бронированных машин.
Концепция развития танко- и двигателестроения в армии США……...4-7
Концепция долговременного развития силовых установок бронированных машин в России…………………………………………….............8-13
Глава II. Танковое двигателестроение 21 века.
2.1. Тенденции развития двигателей двойного назначения для бронетанковой техники……………………………………………………………...14-21
2.2. Технические характеристики современных двигателей двойного назначения………………………………………………………………………..22-24
Выводы…………………………………………………………………………25-30
Заключение……………………………………………………………………31-32
Литература…………………………………………
Анализ технического уровня и перспектив развития военных модификаций транспортных дизелей показывает, что в настоящее время лидерами зарубежного транспортного двигателестроения являются фирмы "МТУ", ФРГ и "Детройт Дизель", США. Их дизели серий "2000"/"199" и "890-HPD" в наибольшей мере удовлетворяют ТТТ к СУ перспективных БМ XXI века, а величины параметров этих двигателей отражают наиболее высокий технический уровень, достигнутый в настоящее время в области транспортного (танкового) двигателестроения.
Следует отметить при этом, что двигатели названных зарубежных семейств ("2000" и "890") обладают несколько отличающейся целевой направленностью. Так, например, дизели серии "2000" ориентированы на применение в перспективных БМ, в основном, традиционного конструктивного исполнения, обладающих существенно улучшенными боевыми характеристиками, а также для существующих модернизируемых БМ, в то время как дизели ряда "890" разрабатываются для БМ, создаваемых в рамках принципиально иной концепции (программы GCV, США и FRES).
Поэтому для сравнения с военными модификациями дизелей ООО "ЧТЗ-Уралтрак" следует принять дизели серий "2000"/"199" фирм "МТУ" и "Детройт Дизель". Что же касается дизелей ряда "890", то сравнение с ними новых дизелей "ЧТЗ-Уралтрак" может быть проведено с учётом перспектив дальнейшего развития последних и концептуальных требований к отечественным БМ на более поздний период.
Сравнение основных параметров военных модификаций дизелей "ЧТЗ-Уралтрак" с показателями их зарубежных аналогов - дизелями серий "2000"/"199" фирм "МТУ"/"Детройт Дизель", показывает, что дизели "ЧТЗ-Уралтрак" (при одинаковой размерности и близкой частоте вращения коленчатого вала):
Последнее свидетельствует об отставании литейных технологий в отечественном двигателестроении.
Следует отметить, что дизели ООО "ЧТЗ-Уралтрак" обладают существенным резервом повышения уровня основных параметров, связанным с перспективой их применения в составе гибридных электрических силовых установок (ГЭСУ), в новых БМ или в ГЭСУ модернизируемых БМ (по опыту перевода СУ английского танка "Челленджер-2" на ГЭСУ).
ООО "ЧТЗ-Уралтрак" совместно с предприятиями-партнерами намечены принципиальные направления технических решений при создании и дальнейшем развитии двигателей семейства. К ним отнесены:
Так, для обеспечения работоспособности цилиндропоршневой группы форсированных двигателей военного назначения (литровая мощность Nл = 50…75 л.с./л) ОАО "НИИД" разработал цельнолитые стальные поршни и сочлененные поршни со стальной головкой и алюминиевой юбкой (рис. 1 и 2). Оптимальные температуры поршней обеспечиваются их охлаждением маслом.
Рис.1
Для реализации электронно-регулируемой подачи топлива НЗТА (г. Ногиск, Московской обл.) разработал для двигателя 6Т370 и испытал совместно с ОАО "НИИД" (на стенде Hartridge 4500) топливную аппаратуру, которая сейчас проходит апробацию на моторном стенде "ЧТЗ-Уралтрак". Система обеспечивает максимальное давление впрыскивания Рвпр = 160 МПа. (таб.4-5)10
Таблица 4
Конвертирование двигателей ряда 15/16 производства ОАО "ЧТЗ" | |||||
Характеристика (тип техники) |
Модификация двигателя | ||||
-04 |
-06 |
-08 |
-12 |
-16 | |
Мощность, л.с. |
200...400 |
300...500 |
400...800 |
800...1200 |
1200...2000 |
Тракторы |
|||||
Дизель-генераторы |
|||||
Автомобили |
|||||
Краны |
|||||
Автобус |
|||||
Комбайн "Сибиряк" |
|||||
Сейнер рыболовный |
|||||
Тягач многоцелевой |
|||||
Железнодорожная платформа |
|||||
Вспомогательная установка |
|||||
Большегрузный самосвал |
Для защиты двигателя военного назначения от поражающего действия электромагнитного излучения ОАО "НИИД" разработал и запатентовал систему подачи топлива, в которой встроена дублирующая механическая система, автоматически заменяющая электронную систему при ее поражении.
Таблица 5
Конвертирование двигателей семейства УТД производства ОАО "БЗТМ" | |||||
Тип двигателя |
Мощность, л.с. |
Частота вращения, об/мин |
Напряжение питания, В |
Частота тока, Гц |
Предназначение |
Судовой дизель 3Д20 |
180...235 |
2200...2800 |
- |
- |
катера "Соколенок", "Аист", "Невка", "Бекас" |
Тракторный дизель 5Д20 |
240...300 |
2400...2600 |
- |
- |
тягачи и большегрузные автомобили |
Судовой дизель, 3Д29 |
440 |
2270 |
- |
- |
пассажирский морской катер "Алмаз" |
Судовой дизель с турбонаддувом 3Д32 |
615 |
2270 |
- |
- |
служебно-разъездной катер "Валаам" |
Автотранспортный дизель 5Д29 |
400 |
2400 |
- |
- |
самоходный транспортер, сверхтяжелый транспортный модуль |
Дизель-генераторы переменного тока |
100 60 |
- |
400 230 |
50 400 |
автоматизированные передвижные электростанции |
Для обеспечения теплосъема от двигателя повышенной мощности ОАО "НИИД" разработал и испытал высокоэффективные теплообменные аппараты (рис. 3). Сердцевина (матрица) этих алюминиевых пластинчато-ребристых теплообменников, изготовлена методом вакуумной пайки.
Сотрудничество с ведущими иностранными фирмами: "АВЛ" (Австрия), "Рикардо" (Англия), "Бош" (Германия) и др. позволило ООО "ЧТЗ-Уралтрак" в кратчайшие сроки обеспечить эффективный рабочий процесс и необходимые экологические требования (Tier 4, Stage 4), выполнить конструкторско-технологическую оптимизацию проекта.
Вместе с тем, очевидно, что предприятие ООО "ЧТЗ-Уралтрак" (как и все двигателестроительные заводы РФ) нуждается в дальнейшем техническом перевооружении производственной и испытательной базы, для успешной реализации которого необходима государственная финансовая поддержка.
Суммируя сказанное, можно утверждать, что создаваемые новые семейства двигателей военно-гражданского назначения (ДДН) соответствует уровню их лучших современных зарубежных аналогов. Семейство ДДН обеспечит транспортные средства современными дизельными двигателями в диапазоне мощностей от 90 до 1800 л.с.
Развитие отечественного двигателестроения, в том числе и двигателей нового семейства ДДН, удовлетворит в значительной мере потребности военной и гражданской техники, а также позволит снять (или существенно уменьшить) многочисленные разговоры о закупке двигателей за рубежом.
Заключение.
"Военно-гражданская" концепция
предполагает разработку
Идея разработки многоцелевых двигателей основана на созданном научно-техническом заделе, на использовании новых высокопрочных и жаростойких материалов и прогрессивных технологий, в результате чего появилась реальная возможность закладывать в конструкцию важнейших элементов двигателей весьма высокие запасы прочности без существенного увеличения их массы и габаритов при сохранении неизменной общей конструктивной схемы (размерности, числа и расположения цилиндров). Это позволяет создавать высокоэффективные модификации дизелей, которые, отличаясь друг от друга числом цилиндров, конструкцией корпусных деталей, а также отсутствием или наличием агрегатов наддува и охладителей наддувочного воздуха, могут быть использованы в составе силовых установок военных машин, на автомобилях и судах при сохранении высокой (80...85 %) степени унификации. Поэтому разработка ДДН стимулируется осознанием технико-экономической целесообразности производства таких двигателей объединенными (военно-гражданскими) усилиями, а также выгодностью их эксплуатации во многих областях коммерческой и специальной техники.
Изготовление ДДН ведется, как правило, на общих производственных площадях, причем доля военных модификаций в суммарном объеме выпуска ДДН не превышает в мирное время 20...25 %, но легко может быть увеличена в особый период. Нетрудно заметить, что таким способом создаются скрытые резервы промышленных мощностей, способные в кратчайшие сроки (1,5-2 месяца) легко переориентироваться в военное время на выпуск необходимого количества двигателей для боевой техники.
Таким образом, создание ДДН сегодня и в будущем является практически единственным способом обеспечения требуемой мобилизационной готовности БТТ. Альтернативой может быть создание специальных военных двигателей с последующей подготовкой их полномасштабного серийного производства в военное время и консервацией заводских площадей на мирный период. Однако скрупулезный анализ материально-финансовых потерь, присущих этому варианту, показал его полную неприемлемость даже для такой богатой страны, как США. Именно поэтому практически все наиболее развитые зарубежные страны создают семейства ДДН.
Литература.