Сущность военно-судебной реформы 1867 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:31, доклад

Краткое описание

Вплотную к реформированию военно-судебной системы Российская империя подошла во второй половине XIX века, в период проведения великих буржуазных реформ. Военная и судебная реформы, в корне изменившие сущность, структуру, принципы существования и направления строительства военной и судебной составляющих государственного устройства, стали побудительными мотивами кардинальных преобразований в военно-судебной системе.

Файлы: 1 файл

Уже в ходе Крымской войны.docx

— 15.35 Кб (Скачать)

Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной  части" под председательством  военного министра Ф.В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано.

Вплотную к реформированию военно-судебной системы Российская империя подошла  во второй половине XIX века, в период проведения великих буржуазных реформ. Военная и судебная реформы, в  корне изменившие сущность, структуру, принципы существования и направления  строительства военной и судебной составляющих государственного устройства, стали побудительными мотивами кардинальных преобразований в военно-судебной системе. В связи с этим, в ходе военно-судебной реформы необходимо было решить следующие  задачи: изменить основы судоустройства в связи с изменением роли и  места военного министерства в государственном  механизме России, а также введением  в составе страны и вооруженных  сил новой административно-территориальной  единицы -военных округов; применить новые буржуазно-демократические принципы судебного права; согласовать положения разрабатываемого «Военно-судебного устава» с положениями судоустройства и судопроизводства для общих судов; перестроить деятельность органов военной юстиции и обеспечить их профессиональными кадрами.

 Основным правовым документом  реформы явился «Военно- 
судебный устав» 1867 г., который создал солидную правовую базу для 
деятельности военных судов в России.

В «Военно-судебном уставе» впервые  были четко определены правила о  судоустройстве и судопроизводстве, принципы и организация военных  судов как в мирное, так и в военное время, порядок назначения, увольнения и перемещения должностных лиц военно-судебного ведомства, организация надзора за судебной деятельностью военных судов. С его принятием правила о подсудности дел военным судам были кодифицированы в одном законодательном акте и дифференцированы относительно мирного и военного времени.

Основным результатом реформы явилось создание четкой системы судоустройства, сделавшей военные суды важнейшим средством по укреплению правопорядка в войсках.

Полковые  суды, создавались при каждом полку  и войсковой части (начальник  которой пользовался правами  полкового командира), а военно-окружные - в каждом военном округе.

Высшим  органом военно-судебной системы  являлся Главный военный суд. Для рассмотрения наиболее важных дел  при Главном военном суде могло  быть создано Особое присутствие. Одно из отделений Главного военного суда - Верховный кассационный суд рассматривал дела по кассационным протестам Главного военного прокурора и жалобам  заинтересованных лиц на приговоры  военно-окружных судов.

Основным  результатом реформирования в области  судопроизводства стало то, что были сужены пределы власти военного командования в деятельности военных судов. Был  введен новый порядок рассмотрения и решения дел в этих судах, основанный на принципах буржуазно-демократического процессуального права: гласности, устности,

непосредственности, непрерывности судебного разбирательства, состязательности процесса и других.

Основным направлением реализации положений военно-судебной 
реформы в деятельности органов военной юстиции явилось укрепление 
правопорядка в войсках. Главная роль в этом отводилась низовым звеньям 
военно-судебной системы, т.е. полковым судам. Благодаря сложившейся 
системе военного правосудия до 60-70% правонарушений рассматривались 
по существу именно полковыми судами. Это было обусловлено тем, что они 
с одной стороны являлись судебным органом, а с другой - входили в общую 
организационно-штатную структуру воинской части и были компетентны в 
вопросах армейской действительности. В связи с чем эти судебные органы 
обладали высокой оперативностью, а их решения были авторитетны. В 
известном смысле одной из главных задач полковых судов являлась борьба с 
неуставными взаимоотношениями.

Наличие полковых судов позволяло военно-окружным судам сосредоточиться на более серьезных и тяжких правонарушениях. Немаловажно, что учреждение именно при этих судах института военных следователей, способствовало их процессуальной независимости, как от органов военной прокуратуры, так и военного командования. При этом органы военной юстиции не входили в общую судебную систему России что, способствовало более эффективной борьбе с правонарушениями в войсках.


Информация о работе Сущность военно-судебной реформы 1867 года