Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:31, доклад
Вплотную к реформированию военно-судебной системы Российская империя подошла во второй половине XIX века, в период проведения великих буржуазных реформ. Военная и судебная реформы, в корне изменившие сущность, структуру, принципы существования и направления строительства военной и судебной составляющих государственного устройства, стали побудительными мотивами кардинальных преобразований в военно-судебной системе.
Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательством военного министра Ф.В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано.
Вплотную к реформированию военно-судебной 
системы Российская империя подошла 
во второй половине XIX века, в период 
проведения великих буржуазных реформ. 
Военная и судебная реформы, в 
корне изменившие сущность, структуру, 
принципы существования и направления 
строительства военной и 
 Основным правовым документом 
реформы явился «Военно- 
судебный устав» 1867 г., который создал 
солидную правовую базу для 
деятельности военных судов в России.
В «Военно-судебном уставе» впервые были четко определены правила о судоустройстве и судопроизводстве, принципы и организация военных судов как в мирное, так и в военное время, порядок назначения, увольнения и перемещения должностных лиц военно-судебного ведомства, организация надзора за судебной деятельностью военных судов. С его принятием правила о подсудности дел военным судам были кодифицированы в одном законодательном акте и дифференцированы относительно мирного и военного времени.
Основным результатом реформы явилось создание четкой системы судоустройства, сделавшей военные суды важнейшим средством по укреплению правопорядка в войсках.
Полковые суды, создавались при каждом полку и войсковой части (начальник которой пользовался правами полкового командира), а военно-окружные - в каждом военном округе.
Высшим органом военно-судебной системы являлся Главный военный суд. Для рассмотрения наиболее важных дел при Главном военном суде могло быть создано Особое присутствие. Одно из отделений Главного военного суда - Верховный кассационный суд рассматривал дела по кассационным протестам Главного военного прокурора и жалобам заинтересованных лиц на приговоры военно-окружных судов.
Основным 
результатом реформирования в области 
судопроизводства стало то, что были 
сужены пределы власти военного командования 
в деятельности военных судов. Был 
введен новый порядок рассмотрения 
и решения дел в этих судах, 
основанный на принципах буржуазно-
непосредственности, 
непрерывности судебного 
Основным направлением реализации 
положений военно-судебной 
реформы в деятельности органов военной 
юстиции явилось укрепление 
правопорядка в войсках. Главная роль 
в этом отводилась низовым звеньям 
военно-судебной системы, т.е. полковым 
судам. Благодаря сложившейся 
системе военного правосудия до 60-70% правонарушений 
рассматривались 
по существу именно полковыми судами. 
Это было обусловлено тем, что они 
с одной стороны являлись судебным органом, 
а с другой - входили в общую 
организационно-штатную структуру воинской 
части и были компетентны в 
вопросах армейской действительности. 
В связи с чем эти судебные органы 
обладали высокой оперативностью, а их 
решения были авторитетны. В 
известном смысле одной из главных задач 
полковых судов являлась борьба с 
неуставными взаимоотношениями.
Наличие полковых судов позволяло военно-окружным судам сосредоточиться на более серьезных и тяжких правонарушениях. Немаловажно, что учреждение именно при этих судах института военных следователей, способствовало их процессуальной независимости, как от органов военной прокуратуры, так и военного командования. При этом органы военной юстиции не входили в общую судебную систему России что, способствовало более эффективной борьбе с правонарушениями в войсках.
Информация о работе Сущность военно-судебной реформы 1867 года