Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:46, курсовая работа
В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка России.
В
настоящее время в имуществе
предприятий неуклонно
К
нематериальным активам относятся
затраты предприятий на нематериальные
объекты, используемые в течение
долгосрочных периодов хозяйственной
деятельности и приносящие доход: право
пользования земельными участками,
природными ресурсами, патенты, лицензии,
ноу-хау, программные продукты, монопольные
права и привилегии, включая лицензии
на определенные виды деятельности, организационные
расходы (включая плату за государственную
регистрацию, брокерское место и
т.п.), торговые марки и товарные знаки.
Цена фирмы возникает при покупке
целых действующих предприятий.
Обычно такие предприятия продаются
и покупаются по рыночной цене исходя
из их доходности, деловой репутации,
престижности производимой ими продукции
или оказываемых услуг и
1)
срок полезного использования
совпадает со сроком действия
того или иного вида
2)
предприятия самостоятельно
3)
не представляется возможным
установить срок полезного
Вопросы методики и организации учета данного вида имущества активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, что нематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросов российской методологии бухгалтерского учета. Проблема коммерческого использования результатов деятельности объектов нематериальных активов в современной практике — комплексная, многогранная проблема, включающая в себя правовые, технологические, экономические, производственные, социальные и психологические вопросы.
Проблема коммерческой оценки нематериальных активов как средств, представляющих собой будущие экономические выгоды, за которые была выплачена компенсация, давно назрела; нужна классификация нематериальных активов, принципы постановки на бухгалтерский учет, методы оценки и переоценки стоимости, анализ хозяйственной эффективности нематериальных активов, их правовая защищенность, порядок проведения экспертизы и т.д.
Все это превращает проблему нематериальных активов в одну из наиболее актуальных экономических и правовых проблем на данном этапе движения российской экономики в целом, сферы НИОКР и наукоемкого производства, в частности, к цивилизованным рыночным отношениям.
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В соответствии с п.3 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
В
соответствии с перечисленными условиями
к нематериальным активам относят
следующие объекты
В
составе нематериальных активов
учитываются также деловая
В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
Практическое
использование нематериальных активов
в экономическом обороте
Первая стадия - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.
Вторая стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы». В соответствии с законодательством РФ эти средства подлежат амортизации: ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие (фирма), исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия, затем реализуются и оседают на расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение авторам разработок, и потому не должны облагаться налогами.
Третья стадия - коммерциализации нематериальных активов заключается:
·
в активном выходе предприятий на
рынок научно-технической
· в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки;
· в умении рекламировать их;
·
в умении писать в журналы, пробиваться
на телевидение и т.д.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ
Нематериальные активы должны быть приведены в соответствие со стратегией, чтобы успешно создавать ценность (см. Приложение 1,рис 1.1)
Хозяйствующему
субъекту любой фирмы собственности
необходимо уметь грамотно анализировать
ситуацию на рынке продукции (услуг),
вести учет тенденций спроса на свои
разработки или продукцию (услуги),
закреплять за собой рыночную «нишу»
и быть серьезно подготовленным в
области предпринимательской
Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для предприятий в будущем полной потерей конкурентной способности их продукции на внешних и внутренних рынках.
Практическое
же использование нематериальных активов
в экономическом обороте
· изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг;
· экономически эффективно и рационально использовать незадействованные и лежащие «мертвым грузом» нематериальные активы, которыми все еще располагают многие предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.
Можно привести наиболее характерные случаи, когда становится явной потребность в оценке нематериальных активов предприятия, а также всего имущества предприятия в целом:
Купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг. Покупка предприятия, находящегося в акционерной собственности, есть покупка всех акций, эмитированных данным предприятием. Чтобы держать предприятие под контролем, можно не скупать все его акции, а купить только контрольный пакет акций. Но независимо от того, покупается ли контрольный или неконтрольный (миноритарный) пакет акций, инвестор тогда уверен в своем решении, когда знает стоимость предприятия и долю этой стоимости, приходящуюся на контрольный пакет акций.
Купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью. В отличие от предыдущего случая доля оценивается не числом акций, а в денежных единицах.
Передача всего предприятия в аренду. Оценка стоимости важна для назначения арендной платы и осуществления последующего выкупа арендатором (если это предусмотрено договором аренды).Реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т.п.) и ликвидация предприятия, проводимые как по решению собственников предприятия, так и при решении арбитражного суда при банкротстве предприятия.
Продажа предприятия целиком на аукционе или по конкурсу, осуществляемая при процедуре банкротства или при приватизации государственного предприятия.
Осуществление
инвестиционного проекта
Получение
кредита под залог всего
Оценка стоимости фирменного товарного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:
-при
их перекупке, приобретении
-при
предоставлении франшизы новым
компаньонам, когда
-при
определении ущерба, нанесенного
деловой репутации предприятия
незаконными действиями со
-при
использовании их в качестве
вклада в уставный капитал
создаваемого общества или
-при
определении стоимости
Информация о работе Роль нематериальных активов в деятельности организации