Правовая и социальная защита должностных лиц органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
«На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

Файлы: 1 файл

ОРД1.docx

— 26.96 Кб (Скачать)

Введение.

 

Федеральный закон  «Об оперативно-розыскной деятельности»  статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

«На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Никто не вправе вмешиваться  в законные действия должностных  лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, за исключением лиц, прямо  уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной  деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому  начальнику. При получении приказа  или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано  руководствоваться законом.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и  законных интересов, а также для  обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств  допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам  должностным лицом органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном  выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, специальных заданий  в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников  указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных  лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность».

Гарантии социальной и  правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения ОРД (МВД, ФСБ, СВР, ФСНП и др.), распространяются лишь на должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и входящих в штат этих органов. Под должностными лицами в данном случае следует понимать штатных (гласных и негласных) сотрудников органов, осуществляющих ОРД и наделенных властными полномочиями. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие, не являются должностными лицами в таком понимании и, соответственно, не подпадают под действие этого положения закона. Гарантии их социальной и правовой защиты регламентируются другими статьями Закона об ОРД, а также иными нормативными актами.

В ч. 1 комментируемой статьи указывается на два вида защиты должностных  лиц, осуществляющих ОРД: социальную и  правовую.

Социальная защита включает в себя систему льгот, материального  обеспечения и обслуживания сотрудников  оперативных подразделений и  членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др. Заметим, что меры социальной защиты определены в законах, регулирующих деятельность органов, осуществляющих ОРД, и ведомственных нормативных  актах.

Правовая защита представляет совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных  лиц органов, осуществляющих ОРД, и  членов их семей в связи с выполнением  указанными должностными лицами своих  профессиональных обязанностей.

Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права. Так, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие  ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность1, оскорбление представителя власти2, разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа3, вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание4, угроза или насильственные действия в отношении него5, клевета6 и др.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. (Статья 19.3)

К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует также отнести Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", согласно которому для обеспечения их безопасности могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности7. В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия.

Существуют и другие нормативные  акты, определяющие гарантии социально-правовой защищенности оперативных работников. Они касаются, как правило, отдельных  субъектов оперативно-розыскной  деятельности. Так, в соответствии с  Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по закреплению кадров в  органах Федеральной службы безопасности" разрешено выплачивать военнослужащим органов ФСБ, принимавшим непосредственное участие в разработке и осуществлении  оперативно-розыскных мероприятий  по борьбе с преступностью, единовременное денежное вознаграждение до 20-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Учитывая повышенную общественную опасность терроризма и связанных  с ним криминальных проявлений, законодатель предусмотрел дополнительные гарантии правовой и социальной защиты должностных  лиц правоохранительных органов, участвующих  в борьбе с терроризмом. Так, согласно Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня8.

При выполнении оперативными работниками специальных заданий  в районах боевых действий на них  распространяются льготы, установленные  для сотрудников, привлекаемых для  решения подобных задач.

Кроме того, в ведомственных  нормативных актах содержатся другие предписания, касающиеся социальной и  правовой защиты сотрудников оперативных  служб.

Части 2 и 3 комментируемой статьи указывают на определенную оперативно-розыскную  самостоятельность как органов, так и должностных лиц, осуществляющих ОРД. Хотя здесь и не названы достаточно четко пределы самостоятельности  субъектов оперативно-розыскной  деятельности, однако анализ позволяет  заключить, что ее границы определяются требованием законности действий оперативных  подразделений и их дисциплинарной подчиненностью.

Часть 2 данной статьи указывает, что никто (ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо  не уполномоченные на то федеральным  законом) не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.) лишь в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД. Что касается противоправных действий, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а их пресечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством (уголовным, уголовно-процессуальным, административным и др.).

Сложным является вопрос о  вмешательстве начальников в  законные действия подчиненных оперативных  подразделений и их сотрудников. Специфика оперативно-розыскной  деятельности такова, что большинство  своих действий оперативный работник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальниками, а ряд мероприятий  проводить только с их разрешения.

На практике могут возникнуть ситуации, когда руководитель требует  от оперативного работника прекратить или отказаться от осуществления  каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на законных основаниях, или  принимает решение о передаче дела оперативного учета в производство другого оперативного работника. В  данном случае он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Если его требования не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним остается право обжаловать указанные действия вышестоящему прямому начальнику. В случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом, причем, не имеет значения, в какой форме устной или письменной - поступило указание.

Со стороны органа, осуществляющего  ОРД, а также лиц, оказывающих  ему содействие, допускается вынужденное  причинение вреда правоохраняемым  интересам, совершаемое при правомерном  выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга. Иными словами, Закон об ОРД допускает  совершение оперативными работниками  и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, являющихся объективно противоправными. В этом проявляется особый правовой статус данных органов, который закреплен  не только в комментируемом Законе, но и других нормативных актах. Так, согласно Закону "О полиции" сотрудники полиции (а таковыми являются должностные лица всех оперативных подразделений органов внутренних дел) не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. Аналогичные правовые нормы присутствуют и в законах, регламентирующих деятельность других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Кроме того, законодатель, регулируя  деятельность правоохранительных органов  по борьбе с отдельными видами преступных проявлений, также устанавливает  возможность правомерного причинения вреда охраняемым отношениям. Так, в  соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам9. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Названные установления адекватны  положениям уголовного законодательства и согласуются с такими уголовно-правовыми  институтами, как необходимая оборона10, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление11 и крайняя необходимость12. Например, ст. 38 УК РФ гласит, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным. Это положение (хотя и в иной редакции) воспроизводится и в ст. 22 Федерального закона "О противодействии терроризму".

В ряде случаев должностные  лица оперативных подразделений  при осуществлении оперативно-розыскных  мероприятий по предотвращению или  раскрытию преступлений вынужденно причиняют вред не только лицу, посягающему  на охраняемые законом интересы, но и правам так называемых третьих  лиц, интересам общества и государства. Например, для изучения и исследования каких-либо документов, содержащих следы  преступления, производится их негласное  изъятие. По внешнему проявлению это  может напоминать тайное хищение  чужого имущества. Однако в подобных ситуациях при оценке действий сотрудников  органов, осуществляющих ОРД, следует  руководствоваться положением ст. 39 УК, согласно которой не является преступлением  причинение вреда охраняемым законом  интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, ее правам, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами.

От действий, допускающих  вынужденное причинение вреда правоохраняемым  интересам, следует отличать действия оперативных работников по имитации преступной деятельности. Подобные действия сопровождают такие оперативно-розыскные  мероприятия, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др. Их принципиальное отличие состоит  в том, что они не нарушают охраняемых законом прав и интересов личности, общества и государства. Как правило, подобные действия заключаются в  демонстрации орудий преступления (отмычек, оружия), наркотиков, продаже вещей  и т.п.

Закон предусматривает возможность  льготного исчисления выслуги лет  для назначения пенсии должностным  лицам органов, осуществляющих ОРД, выполняющим специальные задания  в организованных преступных группах, а также во время их службы в  должностях штатных негласных сотрудников. Выполнение оперативным работником специальных заданий в организованных преступных группах сопровождается приказом и заведением соответствующих  дел оперативного учета, поэтому такое участие имеет документальное подтверждение и реальные результаты. Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо постановления Правительства, определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах.

Информация о работе Правовая и социальная защита должностных лиц органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность