Пожарная тактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:31, реферат

Краткое описание

Прогнозы неутешительны. Из-за глобального изменения климата число крупных пожаров во всем мире ежегодно возрастает, так как периодов жаркой и засушливой погоды становится больше.

Файлы: 1 файл

Григорьев пожар такт.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Летом 2007 г. авиация МЧС России привлекалась к тушению лесных пожаров на территории Португалии, Болгарии, Черногории, Сербии и Греции. Противопожарная авиагруппировка выполнила в общей сложности 491 полет, сбросив на очаги пожаров более 62 тыс. т воды. Авиация также участвовала в эвакуации российских граждан из Ливана и Иордании, доставляла гуманитарные грузы в Киргизию, Афганистан и КНДР.

     Для тушения лесных пожаров перспективным  является применение самолетов-амфибий, способных самостоятельно заправить в емкости и доставить на место пожара запас воды. Так, самолет Бе-200, использующий метод челночных рейсов с наполнением водяных баков в режиме глиссирования, способен доставлять на место тушения 12 т воды и может применяться как для ликвидации мелких очагов пожара, так и для сдерживания распространения горения, а также для патрулирования лесных массивов.

     Эффективным является применение для авиапатрулирования и тушения пожаров вертолетных комплексов на базе вертолетов Ми-8Т и Ми-26Т, которые могут расходовать на тушение до 15 т жидкости. Их можно использовать для воздействия на кромку пожара водой в виде пролива крупнокапельной струи жидкости и прокладки перед кромкой пожара заградительной полосы растворами огнезадерживающих химикатов. При крупных пожарах эффективно применение самолетов с большим запасом огнетушащих веществ [1].

     В целях исследования параметров сброса воды и отработки методики эффективного тушения пожаров при помощи авиационной техники (самолет Ил-76 МД) на территории ЛИИ (г. Жуковский) и в лесном массиве Орехово-Зуевского района Московской области было осуществлено 18 экспериментальных полетов (2, 3]. Самолет Ил-76МД, оборудованный выливным авиационным прибором (ВАП), способен перевезти 42 т огнетушащего вещества. ВАП состоит из 2 жестко соединенных между собой резервуаров цилиндрической формы и агрегатов для заправки и слива огнетушащей жидкости [4].

     При осуществлении аварийно-спасательных мероприятий вертолеты являются незаменимыми благодаря своей мобильности  специфическим летным характеристикам.

     Самолеты  и вертолеты из-за большого количества горючих жидкостей на борту, малой огнестойкости конструкций являются пожароопасными объектами.

     Масса топлива достигает нескольких десятков тонн и составляет 50-60% взлетной массы  самолета.

               Основной конструктивный материал самолета – дюралюминиевый сплав, который является горючим материалом и теряет прочность через 2 мин действия огня.

                 В конструкции силовых элементов  применяются магниевые сплавы, имеющие высокую температуру горения 3000 оС.

     Для отделки пассажирских салонов, грузовых отсеков, кабин пилотов применяют различные синтетические материалы, которые обладают высокими токсичными свойствами.

     При ударе самолета о землю возможен разлив авиатоплива на большой площади.

     При пожаре разлитого топлива происходит воспламенение шин шасси самолета, при этом могут гореть 3 материала: резина, гидрожидкость и магниевые сплавы.

                      Наибольшую опасность для пассажиров  представляют взрывы флюзеляжных  топливных баков, которые могут  сопровождаться выбросом топлива внутрь пассажирских салонов.

     При тушении розлива авиатоплива  подачу струй целесообразно производить под острым углом к горящей поверхности под основание пламени, как бы подрезая его, используя пену и порошки.

     Наиболее  эффективно тушение комбинированным способом: первоначально в зону горения подается порошок, образуется порошковое облако, которое прекращает объемное горение, после этого подается пена низкой кратности.

                   Существуют специальные аэродромные  автомобили комбинированного тушения, которые вывозят 2,5 тонн порошка и 10 тонн раствора пенообразователя.      

       
 

                            При пожаре  возможно:

  • быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;
  • угроза жизни и здоровью людей, трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;
  • быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в летательном аппарате;
  • интенсивное горение узлов и деталей из  алюминиево-магниевых сплавов;
  • взрывы баллонов со сжатым газом;
  • быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;
  • при пожаре вне территории аэродрома - значительное удаление от водоисточника, трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ.
 

     

                              При ведении боевых  действий необходимо:

  • сосредоточить требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, СИЗОД), средства эвакуации и спасания, медицинский персонал на автомобилях скорой помощи;
  • организовать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях - обшивки корпуса, в специально обозначенных местах для срочной эвакуации и спасания людей;
  • ликвидировать горение топлива под фюзеляжем, в первую очередь, в районе эвакуационных дверей и люков, применяя пену, порошок или мощные водяные струи и одновременно охлаждать корпус летательного аппарата;
  • подавать огнетушащие вещества для предотвращения быстрого распространения огня по корпусу, в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;
  • производить тушение внутри двигателя пеной, порошками или двуокисью углерода, подавая их через входное устройство, сопло двигателя.;
  • ликвидировать горение внутри пассажирских салонов распыленной водой или раствором пенообразователя через двери, аварийные люки или специально проделанные в обшивке отверстия;
  • ликвидировать горение шасси компактными струями воды из стволов с большим расходом необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава;
  • развернуть по возможности летательный аппарат, с помощью тягачей, в целях ограничения распространения огня по ветру;

         - при сильном ветре ликвидировать  горение топлива под летательным  аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию,

          - при отсутствии ветра - покрывать  поверхность    разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Тушение пожаров летательных аппаратов на земле

При пожаре летательных аппаратов на земле  возможны:

     - быстрое распространение огня  при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки пассажирских салонов, взрывы баллонов со сжатыми газами;

     - угроза людям и трудность эвакуации  в результате заклинивания дверей  и люков;

     - интенсивное горение узлов и  деталей из алюминиевых и других  сплавов;

     - значительное удаление очага пожара от водоисточника;

     - при пожаре вне территории  аэродрома - трудность доставки  к месту аварии пожарных автомобилей  и огнетушащих веществ.

     При тушении пожаров летательных  аппаратов РТП обязан:

     - сосредоточить необходимое количество  сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, СИЗОД);

     - организовать взаимодействие с  руководителем полетов и службой  авиационной безопасности аэропорта;

     - в минимально короткий срок  организовать эвакуацию пассажиров  из летательного аппарата в  безопасное место;

     - в первую очередь ликвидировать  горение топлива под фюзеляжем  в районе эвакуационных дверей  и люков, применяя для этой  цели пену, порошок или мощные водяные струи и одновременно охлаждая корпус летательною аппарата;

     - организовать вскрытие основных  и аварийных люков, а в необходимых  случаях обшивки корпуса, в  специально обозначенных на корпусе  местах;

     - для предотвращения быстрого распространения пожара по корпусу подавать огнетушащие вещества в первую очередь в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину, пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;

     - ликвидировать горение топлива  под летательным аппаратом при  сильном ветре водяными струями  путем смыва его с бетона  на грунт или в ливневую  канализацию, а при отсутствии  ветра - путем покрытия поверхности  разлившегося топлива пеной, хладоном, порошками или двуокисью углерода;

     - тушить горящие шасси сплошными  струями раствора-пенообразователя  в воде из стволов "А"  со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного  магниевого сплава о обеспечить  работу ствольщиков в теплоотражательных костюмах на безопасном расстоянии от места горения;

     - производить ликвидацию горения  внутри двигателей пеной, порошками,  двуокисью углерода, хладоном или  составом галоидорованных углеводородов,  огнетушащие вещества подавать  через входное устройство, сопло двигателя и (или) гондолу;

     - развернуть с помощью тягачей  летательный аппарат в целях  ограничения распространения огня  по ветру;

     - при пожаре летательных аппаратов  на стоянке производить охлаждение  водяными струями соседних не  горящих аппаратов и организовать их немедленный вывоз в безопасную зону.

     При тушении пожаров летательных  аппаратов в ангарах и на стоянках необходимо:

     - использовать стационарные установки  пожаротушения;

     - подавать мощные водяные струи  для охлаждения несущих конструкций  ангара;

     - использовать для подачи стволов стремянки, стапели, трапы и пожарные лестницы. 
 

| Машины, орудия,        | Марка машин, | Краткая техническая  и                   |

| оборудование           |  орудия,     | технологическая                         |

                                      | оборудования          | характеристика                           

  Патрульные  самолеты,     Ан-2,Ан-24     Используются при патрулировании  лесов

  вертолеты,               Ми-2,Ми-8, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Пожарная профилактика включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожара или уменьшение его последствий. Активная пожарная защита - меры, обеспечивающие успешную борьбу с пожарами или взрывоопасной ситуацией.

     Изменения организационно-правовых форм служб  и подразделений авиационного транспорта последних лет создают предпосылки для совершенствования существующих и разработки новых современных средств противопожарной защиты, оснащения ими подвижного состава.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пожарная тактика