Понятие и система
органов обеспечения правопорядка и безопасности
в РФ
Под
органами обеспечения правопорядка и
безопасности в РФ понимают специально
созданные государственные органы, основной
задачей кᴏᴛᴏᴩых будет охрана законности
и правопорядка, защита прав и законных
интересов человека и гражданина, борьба
с правонарушениями и их предупреждение.
Для
всех органов обеспечения правопорядка
и безопасности в РФ характерными чертами
будут:
1.
Общее руководство органами обеспечения
безопасности и правопорядка осуществляет
Президент РФ. Непосредственное руководство
и контроль выполнения мероприятий по
обеспечению правопорядка и безопасности
возложен на Правительство РФ;
2.
Стоит сказать, что каждый государственный
орган в сфере обеспечения безопасности
и правопорядка наделен всевозможными
полномочиями в той или иной сфере деятельности;
3.
Основной задачей всех органов обеспечения
правопорядка и безопасности будет борьба
с преступностью и другими правонарушениями,
кᴏᴛᴏᴩые создали угрозу безопасности
личности, обществу и государству;
4.
Деятельность любого органа, обеспечивающего
правопорядок и безопасность в государстве,
определена нормативно правовыми актами.
Все
органы, осуществляющие обеспечение правопорядка
и безопасности в РФ, имеют следующую систему
органов:
•
Совет безопасности РФ;
•
органы внутренних дел и внутренние войска
МВД РФ;
•
органы Федеральной службы безопасности
РФ;
•
органы Службы внешней разведки РФ;
•
органы Федеральной службы по контролю
за оборотом наркотиков;
•
органы Федеральной службы охраны;
•
таможенные органы Федеральной таможенной
службы Министерства экономического развития
и торговли РФ;
•
Министерство юстиции РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 2. Основные принципы
обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения
безопасности являются:
1) соблюдение и защита
прав и свобод человека и
гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность
применения федеральными органами
государственной власти, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, другими государственными
органами, органами местного самоуправления
политических, организационных, социально-экономических,
информационных, правовых и иных
мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных
мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
других государственных органов
с общественными объединениями,
международными организациями и гражданами
в целях обеспечения безопасности.
Статья 3. Содержание деятельности
по обеспечению безопасности
Деятельность по обеспечению
безопасности включает в себя:
1) прогнозирование, выявление,
анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных
направлений государственной политики
и стратегическое планирование
в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование
в области обеспечения безопасности;
4) разработку и применение
комплекса оперативных и долговременных
мер по выявлению, предупреждению
и устранению угроз безопасности,
локализации и нейтрализации
последствий их проявления;
5) применение специальных
экономических мер в целях
обеспечения безопасности;
6) разработку, производство
и внедрение современных видов
вооружения, военной и специальной
техники, а также техники двойного
и гражданского назначения в
целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной
деятельности в области обеспечения
безопасности;
8) координацию деятельности
федеральных органов государственной
власти, органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления
в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов
на обеспечение безопасности, контроль
за целевым расходованием выделенных
средств;
10) международное сотрудничество
в целях обеспечения безопасности;
11) осуществление других
мероприятий в области обеспечения
безопасности в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
Статья 13. Совет Безопасности
1. Совет Безопасности является
конституционным совещательным
органом, осуществляющим подготовку
решений Президента Российской
Федерации по вопросам обеспечения
безопасности, организации обороны,
военного строительства, оборонного
производства, военно-технического
сотрудничества Российской Федерации
с иностранными государствами, по
иным вопросам, связанным с защитой
конституционного строя, суверенитета,
независимости и территориальной
целостности Российской Федерации,
а также по вопросам международного
сотрудничества в области обеспечения
безопасности.
2. Совет Безопасности формируется
и возглавляется Президентом
Российской Федерации.
3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации
утверждается Президентом Российской
Федерации.
4. В целях реализации
задач и функций Совета Безопасности
Президентом Российской Федерации
могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности
и аппарат Совета Безопасности.
Статья 14. Основные задачи и
функции Совета Безопасности
1. Основными задачами Совета
Безопасности являются:
1) обеспечение условий
для осуществления Президентом
Российской Федерации полномочий
в области обеспечения безопасности;
2) формирование государственной
политики в области обеспечения
безопасности и контроль за
ее реализацией;
3) прогнозирование, выявление,
анализ и оценка угроз безопасности,
оценка военной опасности и
военной угрозы, выработка мер
по их нейтрализации;
4) подготовка предложений
Президенту Российской Федерации:
а) о мерах по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
преодолению их последствий;
б) о применении специальных
экономических мер в целях обеспечения
безопасности;
в) о введении, продлении и об
отмене чрезвычайного положения;
5) координация деятельности
федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации по реализации принятых
Президентом Российской Федерации
решений в области обеспечения
безопасности;
6) оценка эффективности
деятельности федеральных органов
исполнительной власти в области
обеспечения безопасности.
2. Основными функциями
Совета Безопасности являются:
1) рассмотрение вопросов
обеспечения безопасности, организации
обороны, военного строительства, оборонного
производства, военно-технического
сотрудничества Российской Федерации
с иностранными государствами, иных
вопросов, связанных с защитой
конституционного строя, суверенитета,
независимости и территориальной
целостности Российской Федерации,
а также вопросов международного
сотрудничества в области обеспечения
безопасности;
2) анализ информации о
реализации основных направлений
государственной политики в области
обеспечения безопасности, о социально-политической
и об экономической ситуации
в стране, о соблюдении прав
и свобод человека и гражданина;
3) разработка и уточнение
стратегии национальной безопасности
Российской Федерации, иных концептуальных
и доктринальных документов, а
также критериев и показателей
обеспечения национальной безопасности;
4) осуществление стратегического
планирования в области обеспечения
безопасности;
5) рассмотрение проектов
законодательных и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации
по вопросам, отнесенным к ведению
Совета Безопасности;
6) подготовка проектов
нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации по вопросам
обеспечения безопасности и осуществления
контроля деятельности федеральных
органов исполнительной власти
в области обеспечения безопасности;
7) организация работы по
подготовке федеральных программ
в области обеспечения безопасности
и осуществление контроля за
их реализацией;
8) организация научных
исследований по вопросам, отнесенным
к ведению Совета Безопасности.
3. Президент Российской
Федерации может возложить на
Совет Безопасности иные задачи
и функции в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Состав Совета Безопасности
1. В состав Совета Безопасности входят Председатель
Совета Безопасности Российской Федерации,
которым по должности является Президент
Российской Федерации; Секретарь Совета
Безопасности Российской Федерации (далее
- Секретарь Совета Безопасности); постоянные
члены Совета Безопасности и члены Совета
Безопасности.
2. Постоянные члены Совета
Безопасности входят в состав
Совета Безопасности по должности
в порядке, определяемом Президентом
Российской Федерации. Секретарь
Совета Безопасности входит в
число постоянных членов Совета
Безопасности.
3. Члены Совета Безопасности
назначаются Президентом Российской
Федерации в порядке, им определяемом.
4. Члены Совета Безопасности
принимают участие в заседаниях
Совета Безопасности с правом
совещательного голоса.
5. Секретарем Совета Безопасности,
постоянными членами Совета Безопасности
и членами Совета Безопасности
могут быть граждане Российской
Федерации, не имеющие гражданства
иностранного государства либо
вида на жительство или иного
документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории
иностранного государства.
Структура Совбеза России СБ РФ представляет
собой самостоятельное подразделение
Администрации президента и находится
под прямым управлением главы государства.
В соответствии с возлагаемыми на данный
орган задачами Совет Безопасности РФ
разделен на несколько основных рабочих
органов – межведомственных комиссий,
которые могут функционировать как постоянно,
так и временно. Кроме того, при Совбезе
был создан научный совет для решения
научных вопросов. Итак, мы выяснили, что
Совет Безопасности включает в себя аппарат,
ряд межведомственных комиссий и научный
совет
СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
народы России, индивиды,
группы и организации, выступающие носителями
прав и обязанностей в деле защиты личности,
общества и государства от внешних и внутренних
угроз. Основным субъектом обеспечения
безопасности является народ Российской
Федерации, государство, осуществляющее
функции в этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной властей. Государство
в соответствии с действующим законодательством
обеспечивает безопасность каждого гражданина
на территории Российской Федерации и
защиту, и покровительство гражданам России,
находящимся за ее пределами. Кроме того,
субъектами безопасности являются граждане
и общественные объединения, обладающие
правами и обязанностями по обеспечению
безопасности в соответствии с Законом.
В формировании и реализации политики
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации принимают участие:
Президент Российской Федерации — руководит
в пределах своих конституционных полномочий
органами и силами обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации; санкционирует
действия по обеспечению национальной
безопасности; в соответствии с законодательством
Российской Федерации формирует, реорганизует
и упраздняет подчиненные ему органы и
силы обеспечения национальной безопасности;
выступает с послани-ями, обращениями
и директивами по проблемам национальной
безопасности, в своих ежегодных посланиях
Федеральному Собранию уточняет отдельные
положения Концепции национальной безопасности
Российской Федерации, определяет направления
текущей внутренней и внешней политики
страны; Федеральное Собрание Российской
Федерации — на основе Конституции Российской
Федерации по представлению Президента
Российской Федерации и правительства
Российской Федерации формирует законодательную
базу в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации; Правительство
Российской Федерации — в пределах своих
полномочий координирует деятельность
федеральных органов исполнительной власти,
а также органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, формирует
в установленном порядке статьи федерального
бюджета для реализации конкретных целевых
программ в этой области; Совет Безопасности
Российской Федерации — проводит работу
по упреждающему выявлению и оценке угроз
национальной безопасности Российской
Федерации, оперативно готовит для Президента
Российской Федерации проекты решений
по их предотвращению, разрабатывает предложения
в области обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации, а также предложения
по уточнению отдельных положений Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, координирует деятельность
сил и органов обеспечения национальной
безопасности, контролирует реализацию
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации решений
в этой области; федеральные органы исполнительной
власти — обеспечивают исполнение законодательства
Российской Федерации, решений Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации в области национальной
безопасности Российской Федерации; в
пределах своей компетенции разрабатывают
нормативные правовые акты в этой области
и представляют их Президенту Российской
Федерации и Правительству Российской
Федерации; органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации — взаимодействуют
с федеральными органами исполнительной
власти по вопросам исполнения законодательства,
решений Президента и Правительства Российской
Федерации в области национальной безопасности,
а также федеральных программ, планов
и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации,
в области военной безопасности Российской
Федерации; совместно с органами местного
самоуправления проводят мероприятия
по привлечению граждан, общественных
объединений и организаций к оказанию
содействия в решении проблем национальной
безопасности; вносят в федеральные органы
исполнительной власти предложения по
совершенствованию системы обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации.