Новые подходы к мобилизационной подготовке людских ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:31, доклад

Краткое описание

Мировой опыт наглядно демонстрирует, что комплектование вооруженных сил по призывной схеме сохраняет эффективность исключительно в тоталитарных государствах, вроде Северной Кореи. Для того чтобы призывник-срочник мог стать полноценной боевой единицей, нужна мотивация. В СССР мотивировала воспитательная система, и армия была, по сути, продолжением среднего и высшего образований. Сейчас мотивировать таким образом просто невозможно – время изменилось, да и нужно ли? Значит – мотивацию пора менять.

Файлы: 1 файл

Доклад Новые подходы к подготовке и накоплению людских ресурсов.docx

— 18.26 Кб (Скачать)

Мировой опыт наглядно демонстрирует, что комплектование вооруженных сил по призывной схеме сохраняет эффективность исключительно в тоталитарных государствах, вроде Северной Кореи. Для того чтобы призывник-срочник мог стать полноценной боевой единицей, нужна мотивация. В СССР мотивировала воспитательная система, и армия была, по сути, продолжением среднего и высшего образований. Сейчас мотивировать таким образом просто невозможно – время изменилось, да и нужно ли? Значит – мотивацию пора менять.

1) Пример США. Воинская повинность отменяется. При этом, государство гарантирует прошедшим службу предоставление целого ряда потенциальных выгод от прохождения службы в армии – например – оплату обучения в высших образовательных учреждениях за счёт государственного бюджета.

Преимущества:

В армию направятся амбициозные люди с чётко поставленной целью и неплохим потенциалом, а не забритые в рекруты неудачники. Такие призывники заинтересованы в успешном прохождении службы. И при этом – нет необходимости сокращать продолжительность службы, а это положительно скажется на общей подготовке. Ну что можно сделать с человеком за 1 год? Даже машину толком водить не научить. А вот за 5 – гораздо проще.

При этом нет необходимости коренным образом менять существующую систему  формирования вооружённых сил.

Недостатки:

Система достаточно дорогостояща, хотя – при модернизации системы предоставления бесплатного (бюджетного) образования  – возможна даже экономия.

2) Пример Швейцарии. Армия в массе своей формируется по принципу ополчения. Практически – каждый годный к службе гражданин получает во владение набор оружия и снаряжения. Более того – потенциально можно предусмотреть обязанность каждого в качестве налогового бремени, оснастить себя всем необходимым согласно утверждённых инструкций.

Каждому, под угрозой серьёзных  материальных санкций, вменяется обязанность  прохождения специализированного  обучения, но без отрыва от мест проживания и работы.

Преимущества:

Возможность при незначительных расходах и небольшом количестве населения, содержать крупнейшую армию в  мире.

Высокая мотивация служащих в случае начала боевых действий – они чётко  знают – что защищают, в отличие  от экстерриториально размещённого бойца.

Мгновенная мобилизация – никого никуда перебрасывать не нужно –  готовая и оснащённая армия формируется  прямо на местах.

Отсутствие проблем с прохождением службы. Так – человек, удачно устроившийся на работу, вряд ли пожелает проходит службу в армии в её нынешнем виде, т.к. государство не сможет ему гарантировать ему возвращение на прежнее место.

Повышение дисциплинированности общества в целом.

Недостатки:

Практически отсутствуют, кроме необходимости  коренной модернизации существующей системы.

При этом рода войск, служба в которых  предполагает особо длительную подготовку и особый режим службы, комплектуются  исключительно кадровыми военными и контрактниками.

Возможно – данные варианты кому-то покажутся излишне радикальными, однако – приходится признать, что  вариант ныне существующий – тупиковый, и косметические поправки могут  лишь немного выправить ситуацию, но никак не исправить общее положение  дел.

 

На конференции, не так давно  прошедшей в ВА ГШ ВС был рассмотрен комплекс мер, направленных на улучшение качества комплектования ВС РФ. Среди перечисленных были и принцип обязательной приписки военнообязанных к войсковым частям по прямому должностному предназначению, освоенному за период военной службы, целенаправленное распределение призывников по военным округам для приобретения важных специальностей, необходимых по месту приписки, более тщательная работа над целевым призывом, который часто полностью просто не выполняется. Кроме того, в целях качественного и полного комплектования таких важных сегодня родов войск, как ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и войск противовоздушной обороны (ПВО), было предложено осуществлять обучение военнослужащих смежной специальности, что позволит создать мобильный резерв по месту жительства, а также готовить военных специалистов несложных специальностей за счёт службы в других войсках.

В составе запаса Вооруженных сил  России выделяется мобилизационный  людской резерв. Включение в состав резерва будет осуществляться на добровольной основе, по контракту.

Речь идёт о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва, который армейское командование, руководство СВР и ФСБ призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

 Принудительно загонять в  казарму уже отслуживших в  армии людей никто не собирается. Отрывать их от дома и работы  на длительный срок – тоже. Законопроект предусматривает добровольное  вхождение запасников в резервное  войско. Выглядеть это может следующим  образом. Перед увольнением из  армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой путь – набор контрактных резервистов через военкоматы.

 Чтобы заинтересовать человека  «внеурочной» службой, ему станут  ежемесячно выплачивать определенную  сумму. По мнению законотворцев, в зависимости от воинской специальности и армейского звания человека она может составлять 5-7 тысяч рублей в месяц. В период сборов за резервистами сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, они будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей хотят ввести и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Главное, что кошелек «партизана» станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

Сегодня солдата и офицера запаса призывают в строй примерно раз  в три года. Сборы длятся не более  двух месяцев. Увеличивать их продолжительность  нет смысла – иначе человека просто уволят с гражданской работы. Но вызывать резервистов на переподготовку нужно чаще. Авторы законопроекта  надеются, что финансовые преференции  вызовут у россиян интерес  к мобилизационной службе. А значит, появится возможность отбирать туда действительно лучших специалистов.

 На заключение мобилизационного контракта пока вправе рассчитывать:

- бывшие солдаты-сержанты и  прапорщики-мичманы в возрасте  до 42 лет;

- младшие офицеры до капитана  включительно не старше 47 лет;

- майоры, подполковники и соответствующие  им морские офицеры – до 52 лет;

- полковники и капитаны 1 ранга  – до 57 лет.

Установлен свой ценз и для выпускников  военных кафедр гражданских вузов. Контракт на службу в мобрезерве им запретят подписывать через 15 лет после зачисления в запас и присвоения лейтенантского звания. Как и у действующих военнослужащих, первый «партизанский» контракт рассчитан на 3 года, последующие – на 5 лет.

Оплата за нахождение в запасе, а точнее в резерве, – принципиально  новое слово в современной  системе мобилизационной подготовки. Главное – она будет носить уже не прежний социалистический характер, совершенно неподходящий для  нынешних условий России, а исключительно  рыночный. И чем-то напоминать систему, действующую в США, – в американских вооруженных силах и Национальной гвардии. По первому сигналу в  войска станут прибывать люди, четко  знающие свое место в строю, владеющие  техникой. При этом командир будет  уверен, что боец не подведет уже  с первой минуты нахождения в части. Такой контингент, как говорят  специалисты, уже язык не повернется называть, как сейчас, «партизанским». Правда, и ответственность тех  людей, кто будет получать деньги за пребывание в запасе, будет повышенной. Они обязаны будут являться в  военкомат или воинскую часть по первому требованию. А за нарушение контракта или его досрочное, юридически необоснованное расторжение вынуждены будет выплатить все деньги, которые получили перед этим.

Мобилизационный резерв будет поделен на три очереди. В первую очередь этого резерва включаются военно-обученные граждане первой категории запаса, имеющие в перерывах прохождения военной службы или военных сборов не более 10 лет и заключившие контракты на пребывание в резерве на конкретной должности воинской части постоянной готовности. Вторая и третья очереди – это военно-обученные граждане, заключившие контракт на пребывание в резерве на воинских должностях в частях обеспечения и базах хранения.

В финансово-экономическом  обосновании проекта федерального закона приведены расчеты затрат на содержание такого резерва. Как считают  экономисты, эта сумма будет равна 167 млн. рублей на выплату денежного  содержания пребывающим в резерве. При его численности около 5 тысяч  человек. Причем, 400 из них это офицеры. Одновременно за гражданами, заключившими контракт с военным ведомством, на время сборов и учений закрепляется право на продовольственное и  вещевое обеспечение.

В расходы на подготовку обученного резерва включается компенсация, связанная с выплатой среднего заработка  на время сборов. Из расчета 920,2 рубля  в сутки. Оплата проезда от места  жительства до военного комиссариата и обратно в период решения  вопроса о заключении контракта, а так же оплата проезда от места  жительства до места проведения ежемесячных  занятий и сборов. А так же другие расходы. Это еще 274,8 млн. рублей. Всего 441,6 млн. на нынешний год, чуть больше –  на 8 млн. на 2012-й и 2013-й и 967,3 млн. рублей на 2014-й, когда система должна заработать по полной программе. Правда, только после  того, как соответствующий закон  будет принят.


Информация о работе Новые подходы к мобилизационной подготовке людских ресурсов