Национальная безопасность Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности.

Оглавление

1. Национальная безопасность и национальные интересы России
2. Военная организация Российской Федерации
3. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства
4. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и предназначение

Файлы: 1 файл

не правильно.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Национальная безопасность и  национальные интересы России

2. Военная организация Российской  Федерации

3. Вооруженные Силы Российской  Федерации – основа обороны  нашего государства

4. Виды и рода войск Вооруженных  Сил Российской Федерации, их  состав и предназначение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Национальная безопасность  и национальные интересы России

 

Россия – одна из крупнейших стран  мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение  на Евразийском континенте позволяют  Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов  России и других государств по многим проблемам безопасности, включая  противодействие распространению  оружия, борьбу с терроризмом и  наркобизнесом, решение экологических  проблем и обеспечение ядерной  безопасности. Вместе с тем ряд  государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и  ее влияния на международную политику.

Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в  Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и  единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России –  это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства  в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической  и других сферах (табл. 1). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

 

Таблица 1

Национальные интересы Российской Федерации в некоторых экономических  и политических сферах

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 

 

Угрозы национальной безопасности России

 

 

Сегодня существует три типа угроз  национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам следует отнести:

• развертывание группировок вооруженных  сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;

• территориальные претензии к  Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных  территорий;

• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны  иностранных государств;

• наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;

• вооруженные провокации, включая  нападения на военные объекты  России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной  границе РФ и границах ее союзников;

• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

• дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан  Российской Федерации в некоторых  зарубежных государствах.

К внутренним угрозам специалисты  относят:

• попытки насильственного изменения  конституционного строя и нарушения  территориальной целостности России;

• планирование, подготовка и осуществление  действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной  власти и управления, нападений на государственные, экономические и  военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

• создание, оснащение, подготовка и  деятельность незаконных вооруженных  формирований;

• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;

• деятельность сепаратистских и  радикальных религиозных национальных движений.

Трансграничные угрозы проявляются  в следующем:

• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных  формирований и групп с целью  их переброски для действий на территории России;

• деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной  целостности и безопасности ее граждан;

 

• трансграничная преступность, в  том числе контрабандная и  другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

• ведение враждебных по отношению  к Российской Федерации информационных действий;

• деятельность наркобизнеса, создающая  угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования  ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

• деятельность международных террористических организаций.

 

Обеспечение национальных интересов  России

 

Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которые характеризуются  сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается  стремление сформировать новую, более  справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.

В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента  внешней политики для обеспечения  национальной безопасности России, которая  последовательно выступает за создание такой системы международных  отношений, в которой значение военной  силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы  к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).

Организация Объединенных Наций и  Совет Безопасности ООН рассматриваются  Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных  сил на основании национальных решений  оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать  серьезную угрозу нашим национальным интересам.

Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится  и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.

Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов  антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.

Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны». Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.

Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении  региональной стабильности в Центральной  Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго–восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.

Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение  национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские  отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей  степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как  инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.

 

 

 

 

2. Военная организация Российской Федерации

В настоящее время Российская Федерация  находится на особом этапе своего исторического развития. В стране реформируются основы государственного устройства и управления, проходит процесс переоценки национальных ценностей  и согласования интересов личности, общества и государства, получают развитие новые социально–экономические  связи и отношения. Изменяются подходы  к обеспечению национальной безопасности России. В начале XXI в. в мире обозначились процессы, свидетельствующие о повышении роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов некоторых государств. Это поставило на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важное значение в этом комплексе придается вопросу о месте в обществе и роли Вооруженных Сил Российской Федерации.

В последние годы военная организация  прошла сложный путь. Она, как и  страна в целом, до сих пор находится  в процессе активного реформирования, связанного с коренными изменениями  геополитических условий в мире и становлением обновленного Российского  государства. Сегодня создана практически  новая правовая база, обеспечивающая их функционирование и развитие. Принят целый ряд важных законодательных  актов. Это Федеральный закон  РФ «Об обороне», Федеральный конституционный  закон РФ «О военном положении», Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон РФ «О мобилизационной  подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Закон РФ «О Государственной  границе».

Военная организация включает в  себя Вооруженные Силы Российской Федерации (ВСРФ), составляющие ее ядро и основу, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для  выполнения задач военными методами, а также органы управления ими. В  эту организацию также входит часть промышленного и научного комплекса страны, выполняющая задачи обеспечения военной безопасности.

Главной задачей военной организации  является обеспечение гарантированной  защиты национальных интересов и  военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Военная организация России постоянно  развивается. На современном этапе  основными направлениями ее развития являются:

• приведение структуры, состава и  численности компонентов военной  организации в соответствие с  задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;

• повышение качественного уровня, эффективности и безопасности функционирования технологической основы системы  государственного и военного управления;

• совершенствование военно–экономического обеспечения военной организации на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;

• совершенствование стратегического  планирования на принципе единства применения Вооруженных Сил Российской Федерации  и других войск;

• повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов  обеспечения, а также военной  науки;

• совершенствование системы комплектования (на базе контрактно–призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально–экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров и специалистов ведущих боевых специальностей);

• повышение эффективности системы  эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;

• совершенствование специального информационного обеспечения Вооруженных  Сил Российской Федерации и других войск, органов управления ими;

• укрепление в войсках законности, правопорядка и воинской дисциплины;

• реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы;

• развитие международного военного (военно–политического) и военно–технического сотрудничества;

• совершенствование нормативной  правовой базы строительства, развития и применения военной организации, а также системы ее отношений  с обществом.

 

 

Информация о работе Национальная безопасность Российской Федерации