Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:30, реферат
Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности.
1. Национальная безопасность и национальные интересы России
2. Военная организация Российской Федерации
3. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства
4. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и предназначение
Содержание:
1. Национальная безопасность и национальные интересы России
2. Военная организация
3. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны нашего государства
4. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и предназначение
1. Национальная безопасность и национальные интересы России
Россия – одна из крупнейших стран
мира, имеющая богатые исторические
и культурные традиции. Ее экономический,
научно–технический и военный потенциал,
уникальное географическое положение
на Евразийском континенте позволяют
Российской Федерации играть важную
роль в современном мире. Объективно
сохраняется общность интересов
России и других государств по многим
проблемам безопасности, включая
противодействие
Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 1). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Таблица 1
Национальные интересы Российской
Федерации в некоторых
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Угрозы национальной безопасности России
Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует
• развертывание группировок
• территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
• наращивание группировок войск,
ведущее к нарушению
• вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
• дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.
К внутренним угрозам специалисты относят:
• попытки насильственного
• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
• создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
• деятельность сепаратистских и
радикальных религиозных
Трансграничные угрозы проявляются в следующем:
• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
• деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
• трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
• ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
• деятельность международных террористических организаций.
Обеспечение национальных интересов России
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.
В этих условиях сохраняется значение
военной силы как инструмента
внешней политики для обеспечения
национальной безопасности России, которая
последовательно выступает за создание
такой системы международных
отношений, в которой значение военной
силы будет минимизировано, а ее
функции будут сведены к задаче
сдерживания вооруженных
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).
Организация Объединенных Наций и
Совет Безопасности ООН рассматриваются
Россией в качестве центрального
элемента, обеспечивающего глобальную
стабильность в мире. Снижение их роли
и переход к применению вооруженных
сил на основании национальных решений
оцениваются Россией как
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны». Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.
Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго–восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.
Современная геополитическая обстановка
в мире такова, что обеспечение
национальной безопасности России только
за счет политических возможностей (членство
в международных организациях, партнерские
отношения и др.) становится недостаточным.
Нейтрализация внешних, внутренних
и трансграничных угроз национальной
безопасности России все в большей
степени становится главной функцией
военной организации
2. Военная организация Российской Федерации
В настоящее время Российская Федерация находится на особом этапе своего исторического развития. В стране реформируются основы государственного устройства и управления, проходит процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, получают развитие новые социально–экономические связи и отношения. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности России. В начале XXI в. в мире обозначились процессы, свидетельствующие о повышении роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов некоторых государств. Это поставило на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важное значение в этом комплексе придается вопросу о месте в обществе и роли Вооруженных Сил Российской Федерации.
В последние годы военная организация прошла сложный путь. Она, как и страна в целом, до сих пор находится в процессе активного реформирования, связанного с коренными изменениями геополитических условий в мире и становлением обновленного Российского государства. Сегодня создана практически новая правовая база, обеспечивающая их функционирование и развитие. Принят целый ряд важных законодательных актов. Это Федеральный закон РФ «Об обороне», Федеральный конституционный закон РФ «О военном положении», Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Закон РФ «О Государственной границе».
Военная организация включает в
себя Вооруженные Силы Российской Федерации
(ВСРФ), составляющие ее ядро и основу,
другие войска, воинские формирования
и органы, предназначенные для
выполнения задач военными методами,
а также органы управления ими. В
эту организацию также входит
часть промышленного и научного
комплекса страны, выполняющая задачи
обеспечения военной
Главной задачей военной организации является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Военная организация России постоянно развивается. На современном этапе основными направлениями ее развития являются:
• приведение структуры, состава и
численности компонентов
• повышение качественного
• совершенствование военно–
• совершенствование
• повышение эффективности
• совершенствование системы
• повышение эффективности
• совершенствование специального
информационного обеспечения
• укрепление в войсках законности, правопорядка и воинской дисциплины;
• реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы;
• развитие международного военного (военно–политического) и военно–технического сотрудничества;
• совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации, а также системы ее отношений с обществом.
Информация о работе Национальная безопасность Российской Федерации