Классификация ЧС по характеру источника

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 15:28, реферат

Краткое описание

Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

Оглавление

Введение
1. Определение «чрезвычайной ситуации»
2. Общая характеристика и классификация ЧС по масштабам
3. Классификация ЧС по характеру источника
3.1 Техногенные ЧС
3.1.1 Радиационно-опасные объекты
3.1.2 Опасные химические вещества
3.1.3 Аварии на гидротехнических сооружениях
3.1.4 Аварии на транспорте
3.2 Природные ЧС
3.2.1 Землетрясения
3.2.2 Наводнения
3.2.3 Оползни, сели
3.2.4 Ураганы, циклоны, тайфуны, штормы, смерчи, бури
3.2.5 Снежные заносы, метели, ураганы
3.2.6 Пожары
3.2.7 Инфекционные заболевания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

общая характеристика ЧС2.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Бесцветный газ с  запахом нашатырного спирта, почти в 2 раза легче воздуха. Сжижается при –34С. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Хорошо растворяется в воде. 10% раствор аммиака поступает в продажу под названием нашатырный спирт. Он применяется в медицине и домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен). Жидкий аммиак применяется как хладагент в холодильных установках.

Вызывает поражение  дыхательных путей. Признаки поражения: насморк, кашель, частота пульса, удушье. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах слезотечение. Возможны ожоги с пузырьками и язвами.

Первая помощь:

  • Надеть ватно-марлевую повязку, смоченную водой или 5% раствором лимонной кислоты, или противогаз с дополнительным патроном ДПГ-3;
  • Вывести или вынести из зоны поражения, транспортировать в лежачем состоянии;
  • Дать подышать теплыми водяными парами 10% раствора ментола в хлороформе;
  • Слизистые и глаза промывать не менее 15 минут водой или 2% раствором борной кислоты.

Наличие и концентрацию аммиака в воздухе можно определить с помощью универсального газоанализатора УГ-2.

Место разлива дегазируют слабым раствором  кислоты и промывают большим  количеством воды. В газообразном состоянии аммиак нейтрализуют распылением  воды с поливомоечных пожарных машин и авторазливочных станций.

Жидкий тяжелый металл. Очень  опасен при попадании внутрь организма. Пары при вдыхании высокотоксичные, вызывают тяжелые поражения. При  разливе в помещении нужно  открыть окна, исключить распространение  паров в другие помещения.

Необходимо:

  • Быстро покинуть опасное место и вызвать специалистов;
  • Сменить одежду, прополоскать рот 0,25% раствором марганца, принять душ, почистить зубы;
  • Если разбился градусник, ртуть можно собрать медицинской грушей, место протереть влажной тряпкой, тщательно вымыть руки;
  • Пролитую ртуть собрать (капельки удалить медной пластинкой).

При сборке ртути запрещается  использовать пылесос. Категорически  запрещается выбрасывать собранную  ртуть в канализацию или мусоропровод.

3.1.3 Аварии на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при  разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток  воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Высота и скорость волны прорыва  зависят от размеров разрушения гидросооружения  и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25км/час, в горных местностях доходит до 100км/час.

Значительные участки местности  через 15–30 минут обычно оказываются  затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу имеются  схемы и карты, где показаны границы  зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

В случае прорыва плотины для  оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей  связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

При возвращении на прежние  места остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно осмотреть его и убедиться, что нет опасности разрушения. Перед входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться – возможно, присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

3.1.4 Аварии на транспорте

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны  столкновением поездов, их сходом с  рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары  о конструкции вагонов, что может  привести к ушибам, переломам или  гибели людей.

Для уменьшения последствий  возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах  метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов  поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Автомобильный транспорт  является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих.

Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки  принимаемым мерам не удается  избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, находящийся  на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом  ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

Как правило, после удара  двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в  воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Ежегодно в мире происходит около 8тыс. кораблекрушений, при которых  гибнет свыше 2тыс. человек.

При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к  берегу или к трассе прохождения  пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и  от пассажиров.

Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.

Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет  проходить над водой, то следует  до взлета узнать, где находится  спасательный жилет и как им пользоваться.

При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

3.2 Природные ЧС

 

 

3.2.1 Землетрясения

Землетрясения – сейсмические явления, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в  земной коре или верхней части  мантии, передающиеся на большие расстояния в виде резких колебаний, приводящих к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам. Разрушительными являются землетрясения интенсивностью более 7 баллов по 12-ти бальной шкале Рихтера, опасными – свыше 5 баллов. Пятая часть территории России подвержена землетрясениям силой более 7 баллов. Землетрясение – самое страшное стихийное бедствие. Ежегодно на Земле происходит до 1500 землетрясений, до 300 из них носит разрушительный характер. В последние десятилетия наиболее разрушительные землетрясения происходили в 1988г. в Армении, погибло 25 тысяч человек; в 1995г. в Японии, погибло 6336 человек; в 1995г. был полностью разрушен город Нефтегорск, из 3000 человек погибло 2000.

При землетрясениях запрещается: пользоваться лифтом, зажигать спички.

Почувствовав толчки, необходимо:

  1. Быстро покинуть здание.
  2. Держаться дальше от стен, заборов, столбов, не входить в здания: толчки могут повториться.
  3. На втором и последующих этажах встать в проем входной или балконной двери, отойти от окон и занять место в углу, образованном капитальными стенами.

3.2.2 Наводнения

Наводнение – временное затопление суши в результате подъема воды выше обычного (ординара).

Причины:

- обильные осадки, дожди;

- интенсивное таяние  снега;

- образование заторов  (льдины весной), зажоров (мелкий  снег, лед осенью);

- разрушение гидротехнических сооружений;

- подземные землетрясения  (вызывают гигантские волны –  цунами)

- сильный нагонный  ветер на морских побережьях  и устьях рек, впадающих в  море.

При угрозе наводнения необходимо:

1. Постоянно слушать  информацию об обстановке и  порядке действий.

2. Продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь перенести на верхние этажи.

3. Из опасных районов  эвакуировать население.

4. Скот перегнать на  возвышенные места.

В процессе наводнения:

1.Спасти людей, где  бы они ни оказались.

2. В первую очередь  из зоны затопления вывезти детей.

3. Оказать срочную  помощь людям, оказавшимся в  воде.

3.2.3 Оползни, сели

Оползень – это  скользящее смещение масс горных пород  по склону под влиянием силы тяжести. Происходят они на всех склонах, начиная  с крутизны 19 , а на глинистых грунтах с 5–7.

Меры безопасности:

  1. Наблюдать за обстановкой, поведением животных, дождями.
  2. При первых признаках оползня быстро эвакуировать людей, животных, материальные ценности.
  3. В процессе оползня в здания не входить, к строениям не приближаться, быть в стороне от района смещения грунта.

Сель – бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий  из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах  горных рек.

Меры безопасности:

  1. Получив информацию, немедленно эвакуироваться за границы зоны распространения селя.
  2. Уходить на возвышенные места. Оказавшемуся в селевом потоке помочь всеми имеющимися средствами, выводя его по направлению движения массы с постепенным приближением к краю.

3.2.4 Ураганы, циклоны,  тайфуны, штормы, смерчи, бури

Эта ЧС вызвана движением воздушных масс с большой скоростью. Скорость ветра при урагане 30–40м/с, при шторме 20–30м/с, при буре 15–30м/с, при тайфуне более 50м/с. Циклоны и тайфуны сопровождаются ливневыми дождями.

Смерч – вихревое движение воздуха с огромной скоростью, иногда превышающую скорость звука, имеющее вид темного столба диаметром от нескольких десятков до сотен метров.

Ураганный ветер разрушает  прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит, столбы и вырывает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные средства.

Получив штормовое предупреждение, необходимо:

    • закрыть окна, двери, чердачные помещения;
    • с балконов и лоджий убрать все, что может быть сброшено ураганом;
    • выключить газ, потушить огонь в печах, подготовить фонари, свечи, лампы;
    • дома занять внутреннюю комнату, подальше от окон;
    • запастись водой, продуктами, держать радиоточку, телевизор, приемник включенными;
    • на открытой местности укрыться в канаве, яме, овраге;
    • укрыться в защитном сооружении;
    • подготовить медикаменты и перевязочные материалы.

3.2.5 Снежные заносы, метели, ураганы

Сильные снегопады характерны для большей части России. Длятся они иногда несколько суток. Прогнозируются снежные заносы, как правило, вполне надежно и своевременно.

Получив предупреждение о буре и снежных заносах, необходимо:

  1. Создать запасы воды, продуктов, топлива.
  2. Репродуктор радиотрансляции, приемник, телевизор держать постоянно включенными.
  3. Приготовить аварийное освещение, электрические фонари, свечи, керосиновые лампы.
  4. Позаботиться о запасах кормов и воды для животных.
  5. Утеплить помещения.

После бурана:

  1. Принять участие в расчистке дорог и улиц от заносов.
  2. В местах возможного схода лавин внимательно следить за предупредительными знаками.
  3. Если буран застал вас в дороге, подать сигнал помощи, повесив на шест (антенну) ярку ткань. Периодически прогревать машину.

3.2.6 Пожары

Пожар – неконтролируемы  процесс горения, влекущий за собой  гибель людей, уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%).

Причины пожаров:

  • Неосторожное обращение с огнем;
  • Молнии;
  • Поджоги.

Информация о работе Классификация ЧС по характеру источника