Героический подвиг ледокольного парохода «Сибиряков»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 15:16, реферат

Краткое описание

Ледокол "А.Сибиряков" был построен в Великобритании для зверобойного промысла в Арктике в 1909 году и назывался "Беллавенчур". Россия приобрела судно в Первую мировую войну, портом его прописки стал Архангельск. Новое имя ледокол получил в честь русского золотопромышленника и исследователя Александра Михайловича Сибирякова – энтузиаста освоения Сибири и Арктики. Много рейсов совершил ледокольный пароход в Баренцевом, Белом и Карском морях.

Оглавление

«Александр Сибиряков» ………………………………………………………….3

Битва…………………………………………………………………………………4

Память……………………………………………………………………………….9

Файлы: 1 файл

ВОВ.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра «Истории, мировой и отечественной  культуры» 
 
 

Реферат

на тему:

«Героический  подвиг ледокольного парохода «Сибиряков» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка гр.308120/08

Ерославцева Д.Д.

Проверил:

Сервачинский  И.Ю. 

Минск 2011

Содержание:

«Александр Сибиряков» ………………………………………………………….3

Битва…………………………………………………………………………………4

Память……………………………………………………………………………….9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

"Александр  Сибиряков"

Ледокол "А.Сибиряков" был построен в Великобритании для зверобойного промысла в Арктике в 1909 году и назывался "Беллавенчур". Россия приобрела судно в Первую мировую войну, портом его прописки стал Архангельск. Новое имя ледокол получил в честь русского золотопромышленника и исследователя Александра Михайловича Сибирякова – энтузиаста освоения Сибири и Арктики. Много рейсов совершил ледокольный пароход в Баренцевом, Белом и Карском морях.

В 1932 году впервые в истории освоения Арктики  он прошел без зимовки в одну навигацию весь Северный морской путь. Под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе ледокол вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.

Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году ледокол «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Летом 1933 года В. И. Воронин и О. Ю. Шмидт повторили попытку, возглавив новую экспедицию на более крупном судне — пароходе «Челюскин».

В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»), продолжал заниматься своим обычным делом – снабжением полярных станций и сменой зимовщиков. Водоизмещение 3200 тонн, численность экипажа – 84 человека. Скорость – до 12 узлов, установлено вооружение: два 76-мм и два 45-мм орудия, пулемёты. Капитану ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание старший лейтенант. 
 
 
 
 
 
 

Битва

25 августа  1942 года в далекой Арктике произошли  события, вошедшие яркой страницей в героическую летопись Cеверного флота.

В годы Великой Отечественной войны  еще более возросло значение Северного  морского пути. По великой арктической  магистрали шли с востока на запад  караваны судов с военными груза  ми для фронта.

Фашистское командование отлично понимало роль Северного морского пути и разработало специальную операцию по срыву советских перевозок в Арктике. Она получила название "Вундерланд" ("страна чудес"). Предусматривалось, что в операции примут участие 7 подводных лодок, эскадренные миноносцы и авиация для обеспечения рейдов 2х линкоров  "Адмирал Шеер" и "Лютцов".

Три из семи лодок должны были поддерживать непосредственную связь с рейдерами, производить для них ледовую  разведку, отвлекать внимание сил  Северного флота в районе южной оконечности Новой Земли  остальные четыре прикрывать рейдеры с запада, т.е. от советских ВМС, если они пойдут от Кольского полуострова на перехват.

Эсминцам  отводилась скромная роль охраны линкоров при переходе через зону активной деятельности кораблей Северного флота и сил англо-американских союзников.

…"Адмирал Шеер"- немецкий тяжёлый крейсер типа «Дойчланд» времён Второй мировой войны. Корабль назван в честь адмирала Рейнхарда Шеера. Изначально был классифицирован как броненосец, но в феврале 1940 года классификация была изменена на тяжёлый крейсер. Принадлежал к серии германских кораблей, получивших название "карманных" линкоров. По официальной классификации, как и "Лютцов", это был тяжелый крейсер. Германия планировала использовать их в качестве рейдеров ("рейд", "набег"), то есть кораблей, которые могут вести самостоятельные боевые действия на морских и океанских путях. Построенный в 1939 году линкор "Адмирал Шеер" имел полное водоизмещение 13700 тонн. Численность экипажа - 926 человек. Скорость _ 26 узлов. Толщина брони – от 76 до 178 мм. Вооружение: 6 орудий 280 мм, 8-150 мм, 6 зенитных 105 мм, 8 зенитных 47 мм, 8 торпедных аппаратов.

До прихода  на Север "Адмирал Шеер" имел уже  большой "опыт" нападения на безоружные корабли: он потопил 19 судов общим водоизмещением 137 тысяч тонн.

Так как  линкор "Лютцов" был поврежден  и ремонтировался, операцию "Вундерланд" начал только один корабль.

"Адмирал  Шеер" продвигался на восток  вдоль кромки льдов. 20 августа  состоялась встреча с немецкой ПЛ "У251". Но сведений о движении советских конвоев, которые от нее ожидали, ее командир Тимм не имел.

Командир  линкора "Адмирал Шеер" капитан 1 ранга В. Меедсен-Болькен принимает  решение идти на юг, в тоже время  с палубы корабля поднимается для разведки гидросамолет. В конце дня пилоты сообщили, что обнаружен конвой из девяти судов.

Линкор  пошел наперерез конвою и занял  удобную для атаки позицию. По расчетам Меедсен-Болькена, жертва должна была попасть в ловушку часов  через 810. Все 28 орудий рейдера по первому сигналу готовы были открыть огонь, 8 торпедных аппаратов  выпустить свой смертоносный груз… Казалось караван обречен. Но время шло, а судов не было вид но. В чем дело? Может быть летчикам в тумане караван померещился? Но караван движется. Об этом свидетельствует радиоперехват: суда где-то недалеко.

На другой день утром гидросамолет вновь вылетел  на разведку. Но… караван не нашел. Дело в том, что караван двигался не на запад, а на восток. Таким образом, он не приближался к рейдеру, а уходил от него.

22 августа  от командования из Норвегии  было получено сообщение о  другом конвое из девятнадцати  судов и четырех ледоколов,  который идет на запад.

А 23 августа  самолет обнаружил 10 судов, стоявших на якоре.

Меедсен-Болькен опасался, что изменится ветер, и корабль будет заперт льдами, боялся получить отпор со стороны советских судов, так как транспорты имели по одной  две пушки и пулеметы. Линкор маневрировал: то шел на восток, то на юг, то возвращался обратно, а когда нанесло на льды и рейдер зажало, на корабле поднялась настоящая паника.

Так продолжалось до 25 августа. Самолет-разведчик потерпел аварию и тогда командир фашистского  линкора вздохнул с облегчением: теперь он имел все основания уйти в южную часть моря, свободную ото льда. Теперь его не упрекнут в бездеятельности, нерешительности или трусости. Теперь, без самолета он "ослеп".

Во второй половине дня был замечен ледокольный  пароход "Александр Сибиряков". Один? Теперь нечего стесняться… Прожектор  на носу "Адмирала Шеера" просигналил: "Кто вы? Куда вы следуете? Подойдите ближе!"…

…Утром 24 августа 1942 года "А. Сибиряков" покинул  Диксон, на следующий день он шел  в районе северо-западнее архипелага Норденшельда. Выйдя из бухты Диксон, ледокол должен был обойти острова, доставить на них снаряжение, продовольствие, топливо, срубы для двух домов, оборудование радиостанции, высадить четверых полярников на мыс Оловянный и сменить персонал станции на острове Домашнем…

В 11 часов 47 минут 25 августа с ледокола увидели военное судно, семафором требующее сообщить "состояние льда в проливе Вилькицкого, где сейчас караван транспортов и ледоколов". Капитан ледокола старший лейтенант Анатолий Качарава запросил название и принадлежность судна.

На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля (японское «Сисияма»).

Не получив  ответа, на рейдере подняли фашистский флаг и потребовали от экипажа  ледокола спустить флаг и сдаться. В  ответ на это требование прозвучали слова капитана "А. Сибирякова", обращенные к стоявшим на палубе членам экипажа: "Товарищи! Друзья! Корабль поднял фашистский флаг…Сейчас начнется бой. Покажем фашистским гадам, что значит доблесть советских людей. Умрем, но не сдадимся!"

Не имея возможности уйти от превосходящего в скорости и огневой мощи противника, советский пароход героически вступил  в неравный бой. Выстрелы с "А.Сибирякова" не причиняли вреда германскому крейсеру. Вначале снаряды даже не долетали до цели. Но и при сближении не пробивали брони крейсера.

Первый  выстрел с "Адмирала Шеера" срезал мачту на ледоколе. Второй залп обрушился на корму и вывел из строя батарею. Артиллеристы были либо убиты, либо тяжело ранены, многих из них снесло в море. А крейсер продолжал вести прицельную стрельбу.

Когда упавшая фок-мачта порвала антенну  и прекратилась связь, главный старшина Михаил Сараев под шквальным огнем  вражеской артиллерии взобрался  на мачту, соединил части антенны  и дал тем самым ввести в  строй основной передатчик. Командир орудийного расчета старшина Василий Дунаев посылал в сторону врага из раскаленного жерла пушки снаряд за снарядом до тех пор, пока не потерял сознание.

До последней  минуты находился на посту старший  механик Николай Бочурко, пока не выполнил последний приказ капитана: "Открыть кингстоны!" Капитан ледокола старший лейтенант Анатолий Качарава не покидал мостик до тех пор, пока осколки шрапнели не впились в его тело, и он не упал без сознания. После гибели капитана командование судном принял комиссар капитан 3 ранга Зелик Элимелах.

И члены  экипажа, и военные моряки, и пассажиры, направлявшиеся на зимовку, - все проявили мужество в смертельной схватке  с врагом. Самоотверженно помогала раненным молодой врач Валентина  Черноус.

До последнего сокрушительного удара по радиорубке оставался на посту радист Анатолий Шаршавин. В 14 часов 05 минут связь с ледокольным пароходом оборвалась. Тем не менее радист парохода успел предупредить по радио о.Диксон о приближении вражеского крейсера, что позволило защитникам острова подготовится к отражению нападения

"А.  Сибиряков", потерявший ход, служил  хорошей мишенью для мощной  артиллерии линкора. Гибель судна  надвигалась с каждой минутой,  оно погрузилось в воду и  стало быстро исчезать в морской  пучине.

Последним скрылся под водой краснозвездный военно-морской флаг. До последней минуты у флагштока стояли старший механик Николай Бочурко и комиссар Зелик Элимелах  они ушли на дно вместе с кораблем.

Значительная  часть экипажа военных моряков  и пассажиров погибли от снарядов и ожогов еще до потопления ледокола. Покинувших тонущее судно нескольких человек, державшихся на воде, гитлеровцы расстреливали из пулемета. Шлюпку с восемнадцатью безоружными, спасшихся с затонувшего судна, забуксировал под угрозой расстрела катер с "Адмирала Шеера".

Информация о работе Героический подвиг ледокольного парохода «Сибиряков»