Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 15:16, реферат
Ледокол "А.Сибиряков" был построен в Великобритании для зверобойного промысла в Арктике в 1909 году и назывался "Беллавенчур". Россия приобрела судно в Первую мировую войну, портом его прописки стал Архангельск. Новое имя ледокол получил в честь русского золотопромышленника и исследователя Александра Михайловича Сибирякова – энтузиаста освоения Сибири и Арктики. Много рейсов совершил ледокольный пароход в Баренцевом, Белом и Карском морях.
«Александр Сибиряков» ………………………………………………………….3
Битва…………………………………………………………………………………4
Память……………………………………………………………………………….9
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Кафедра
«Истории, мировой и отечественной
культуры»
Реферат
на тему:
«Героический
подвиг ледокольного
парохода «Сибиряков»
Выполнила:
Студентка гр.308120/08
Ерославцева Д.Д.
Проверил:
Сервачинский
И.Ю.
Минск 2011
Содержание:
«Александр Сибиряков» ………………………………………………………….3
Битва…………………………………………………………………
Память………………………………………………………………
"Александр Сибиряков"
Ледокол "А.Сибиряков" был построен в Великобритании для зверобойного промысла в Арктике в 1909 году и назывался "Беллавенчур". Россия приобрела судно в Первую мировую войну, портом его прописки стал Архангельск. Новое имя ледокол получил в честь русского золотопромышленника и исследователя Александра Михайловича Сибирякова – энтузиаста освоения Сибири и Арктики. Много рейсов совершил ледокольный пароход в Баренцевом, Белом и Карском морях.
В 1932 году впервые в истории освоения Арктики он прошел без зимовки в одну навигацию весь Северный морской путь. Под командованием капитана В. И. Воронина, начальника экспедиции академика О. Ю. Шмидта и его заместителя В. Ю. Визе ледокол вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов команде удалось вывести судно на чистую воду к 1 октября в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.
Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году ледокол «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Летом 1933 года В. И. Воронин и О. Ю. Шмидт повторили попытку, возглавив новую экспедицию на более крупном судне — пароходе «Челюскин».
В августе 1941 года
вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной
флотилии под
названием ЛД-6 («Лёд-6»), продолжал заниматься
своим обычным делом – снабжением полярных
станций и сменой зимовщиков. Водоизмещение
3200 тонн, численность экипажа – 84 человека.
Скорость – до 12 узлов, установлено вооружение:
два 76-мм и два 45-мм орудия, пулемёты. Капитану
ледокола Анатолию
Алексеевичу Качараве
было присвоено воинское
звание старший лейтенант.
Битва
25 августа
1942 года в далекой Арктике
В годы Великой Отечественной войны еще более возросло значение Северного морского пути. По великой арктической магистрали шли с востока на запад караваны судов с военными груза ми для фронта.
Фашистское командование отлично понимало роль Северного морского пути и разработало специальную операцию по срыву советских перевозок в Арктике. Она получила название "Вундерланд" ("страна чудес"). Предусматривалось, что в операции примут участие 7 подводных лодок, эскадренные миноносцы и авиация для обеспечения рейдов 2х линкоров "Адмирал Шеер" и "Лютцов".
Три из семи лодок должны были поддерживать непосредственную связь с рейдерами, производить для них ледовую разведку, отвлекать внимание сил Северного флота в районе южной оконечности Новой Земли остальные четыре прикрывать рейдеры с запада, т.е. от советских ВМС, если они пойдут от Кольского полуострова на перехват.
Эсминцам отводилась скромная роль охраны линкоров при переходе через зону активной деятельности кораблей Северного флота и сил англо-американских союзников.
…"Адмирал Шеер"- немецкий тяжёлый крейсер типа «Дойчланд» времён Второй мировой войны. Корабль назван в честь адмирала Рейнхарда Шеера. Изначально был классифицирован как броненосец, но в феврале 1940 года классификация была изменена на тяжёлый крейсер. Принадлежал к серии германских кораблей, получивших название "карманных" линкоров. По официальной классификации, как и "Лютцов", это был тяжелый крейсер. Германия планировала использовать их в качестве рейдеров ("рейд", "набег"), то есть кораблей, которые могут вести самостоятельные боевые действия на морских и океанских путях. Построенный в 1939 году линкор "Адмирал Шеер" имел полное водоизмещение 13700 тонн. Численность экипажа - 926 человек. Скорость _ 26 узлов. Толщина брони – от 76 до 178 мм. Вооружение: 6 орудий 280 мм, 8-150 мм, 6 зенитных 105 мм, 8 зенитных 47 мм, 8 торпедных аппаратов.
До прихода на Север "Адмирал Шеер" имел уже большой "опыт" нападения на безоружные корабли: он потопил 19 судов общим водоизмещением 137 тысяч тонн.
Так как линкор "Лютцов" был поврежден и ремонтировался, операцию "Вундерланд" начал только один корабль.
"Адмирал Шеер" продвигался на восток вдоль кромки льдов. 20 августа состоялась встреча с немецкой ПЛ "У251". Но сведений о движении советских конвоев, которые от нее ожидали, ее командир Тимм не имел.
Командир линкора "Адмирал Шеер" капитан 1 ранга В. Меедсен-Болькен принимает решение идти на юг, в тоже время с палубы корабля поднимается для разведки гидросамолет. В конце дня пилоты сообщили, что обнаружен конвой из девяти судов.
Линкор пошел наперерез конвою и занял удобную для атаки позицию. По расчетам Меедсен-Болькена, жертва должна была попасть в ловушку часов через 810. Все 28 орудий рейдера по первому сигналу готовы были открыть огонь, 8 торпедных аппаратов выпустить свой смертоносный груз… Казалось караван обречен. Но время шло, а судов не было вид но. В чем дело? Может быть летчикам в тумане караван померещился? Но караван движется. Об этом свидетельствует радиоперехват: суда где-то недалеко.
На другой день утром гидросамолет вновь вылетел на разведку. Но… караван не нашел. Дело в том, что караван двигался не на запад, а на восток. Таким образом, он не приближался к рейдеру, а уходил от него.
22 августа от командования из Норвегии было получено сообщение о другом конвое из девятнадцати судов и четырех ледоколов, который идет на запад.
А 23 августа самолет обнаружил 10 судов, стоявших на якоре.
Меедсен-Болькен опасался, что изменится ветер, и корабль будет заперт льдами, боялся получить отпор со стороны советских судов, так как транспорты имели по одной две пушки и пулеметы. Линкор маневрировал: то шел на восток, то на юг, то возвращался обратно, а когда нанесло на льды и рейдер зажало, на корабле поднялась настоящая паника.
Так продолжалось до 25 августа. Самолет-разведчик потерпел аварию и тогда командир фашистского линкора вздохнул с облегчением: теперь он имел все основания уйти в южную часть моря, свободную ото льда. Теперь его не упрекнут в бездеятельности, нерешительности или трусости. Теперь, без самолета он "ослеп".
Во второй половине дня был замечен ледокольный пароход "Александр Сибиряков". Один? Теперь нечего стесняться… Прожектор на носу "Адмирала Шеера" просигналил: "Кто вы? Куда вы следуете? Подойдите ближе!"…
…Утром 24 августа 1942 года "А. Сибиряков" покинул Диксон, на следующий день он шел в районе северо-западнее архипелага Норденшельда. Выйдя из бухты Диксон, ледокол должен был обойти острова, доставить на них снаряжение, продовольствие, топливо, срубы для двух домов, оборудование радиостанции, высадить четверых полярников на мыс Оловянный и сменить персонал станции на острове Домашнем…
В 11 часов 47 минут 25 августа с ледокола увидели военное судно, семафором требующее сообщить "состояние льда в проливе Вилькицкого, где сейчас караван транспортов и ледоколов". Капитан ледокола старший лейтенант Анатолий Качарава запросил название и принадлежность судна.
На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля (японское «Сисияма»).
Не получив ответа, на рейдере подняли фашистский флаг и потребовали от экипажа ледокола спустить флаг и сдаться. В ответ на это требование прозвучали слова капитана "А. Сибирякова", обращенные к стоявшим на палубе членам экипажа: "Товарищи! Друзья! Корабль поднял фашистский флаг…Сейчас начнется бой. Покажем фашистским гадам, что значит доблесть советских людей. Умрем, но не сдадимся!"
Не имея возможности уйти от превосходящего в скорости и огневой мощи противника, советский пароход героически вступил в неравный бой. Выстрелы с "А.Сибирякова" не причиняли вреда германскому крейсеру. Вначале снаряды даже не долетали до цели. Но и при сближении не пробивали брони крейсера.
Первый выстрел с "Адмирала Шеера" срезал мачту на ледоколе. Второй залп обрушился на корму и вывел из строя батарею. Артиллеристы были либо убиты, либо тяжело ранены, многих из них снесло в море. А крейсер продолжал вести прицельную стрельбу.
Когда
упавшая фок-мачта порвала
До последней минуты находился на посту старший механик Николай Бочурко, пока не выполнил последний приказ капитана: "Открыть кингстоны!" Капитан ледокола старший лейтенант Анатолий Качарава не покидал мостик до тех пор, пока осколки шрапнели не впились в его тело, и он не упал без сознания. После гибели капитана командование судном принял комиссар капитан 3 ранга Зелик Элимелах.
И члены экипажа, и военные моряки, и пассажиры, направлявшиеся на зимовку, - все проявили мужество в смертельной схватке с врагом. Самоотверженно помогала раненным молодой врач Валентина Черноус.
До последнего сокрушительного удара по радиорубке оставался на посту радист Анатолий Шаршавин. В 14 часов 05 минут связь с ледокольным пароходом оборвалась. Тем не менее радист парохода успел предупредить по радио о.Диксон о приближении вражеского крейсера, что позволило защитникам острова подготовится к отражению нападения
"А.
Сибиряков", потерявший ход, служил
хорошей мишенью для мощной
артиллерии линкора. Гибель
Последним скрылся под водой краснозвездный военно-морской флаг. До последней минуты у флагштока стояли старший механик Николай Бочурко и комиссар Зелик Элимелах они ушли на дно вместе с кораблем.
Значительная часть экипажа военных моряков и пассажиров погибли от снарядов и ожогов еще до потопления ледокола. Покинувших тонущее судно нескольких человек, державшихся на воде, гитлеровцы расстреливали из пулемета. Шлюпку с восемнадцатью безоружными, спасшихся с затонувшего судна, забуксировал под угрозой расстрела катер с "Адмирала Шеера".
Информация о работе Героический подвиг ледокольного парохода «Сибиряков»