Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 19:26, реферат
Качество продукции (услуг) является одним из важнейших факторов производственной деятельности любого предприятия. Качество обеспечивает защищенную конкурентную позицию, высокую долю продаж на рынке и устойчивую цену предлагаемого продукта. Сегодня практическая хозяйственная деятельность показала, что качество и экономический успех величины прямо пропорциональные. Низкое качество продукции непременно приводит к плохому состоянию бизнеса.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное
«Южно –
Уральский государственный
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра
«Экономика и финансы»
РЕФЕРАТ
по управлению качеством на тему:
«Внедрение
TQM на российских предприятиях»
Выполнила: Лактионова И.Н.,
ЭиУ-401
Проверил: доц. Чурюкин
В.А.
Челябинск
2010
ВВЕДЕНИЕ
Качество продукции (услуг) является одним из важнейших факторов производственной деятельности любого предприятия. Качество обеспечивает защищенную конкурентную позицию, высокую долю продаж на рынке и устойчивую цену предлагаемого продукта. Сегодня практическая хозяйственная деятельность показала, что качество и экономический успех величины прямо пропорциональные. Низкое качество продукции непременно приводит к плохому состоянию бизнеса.
80-е
годы ХХ века стали
Сущность понятия «качество». Концепция «всеобщее управление качеством»
Уже
на ранней стадии развития товарного
производства проблема качества и полезности
изделий привлекала внимание производителей.
Английский историк и географ
Р. Гаклют еще четыреста лет назад в назидание
товаропроизводителям своего времени
рекомендовал: «Берите с собой те вещи,
которые безупречно добротны. Ибо так
же, как добротность с самого начала обеспечит
доверие к вашим товарам, которое вырастает
со временем, так и обманный или поддельный
товар навлечет на вас и на все ваши товары
презрение и дурную славу». Очевидно, что
качество товара обеспечивает успех коммерческой
деятельности тех производителей, продукция
которых удовлетворяет потребителя, и,
по мнению известного японского специалиста
по управлению качеством К. Исикава, «ориентация
на качество обеспечивает долгосрочное
получение прибыли».
Так что же такое качество?
Еще
Аристотель определял его как
благо, обеспечивающее
счастье. Не менее выразительно
определяют качество современники:
Качество – это основной фактор
предпринимательской деятельности, это
определяющая цель предприятия.
Качество –
совокупность характеристик объекта,
относящихся к его способности удовлетворять
установленные или предполагаемые потребности
(ИСО 8402-94).
Качество продукции (изделия) есть степень, до которой она удовлетворяет требования потребителя. Для промышленной продукции качество представляет собой сочетание качества проекта (потребительная стоимость изделия) и качество изготовления (мера соответствия готового изделия проекту).
В свою очередь всеобщее качество (TQM) возникло как обобщение ряда похожих, но в то же время и имеющих определенные отличия, концепций. Именно поэтому в отношении определения и толкования понятия всеобщего качества нет единого мнения. Известные специалисты в области качества Бове и Тилл дают следующее определение:
«Всеобщее управление качеством – это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству, отсюда качество – это не то, что вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации». Одно из наиболее распространенных определений приводится в международном стандарте ИСО 8402-94: «TQM – подход к руководству организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества». В стандарте ИСО 9000-2000 TQM определяется как менеджмент качества, полностью охватывающий организацию.
Несмотря на отсутствие единого толкования концепции TQM, наличие особенностей ее применения в разных странах, можно выделить фундаментальные сущностные ее характеристики, такие как:
Эти характеристики определяют идейное содержание философии TQM, которая выдвигает качество как основной критерий оценки работы всего предприятия, трактует качество в его широком экономическом, социальном и даже психологическом смысле, разрушает тезис о неизбежности противоречий между производителем и потребителем.
Таким образом, концепция TQM выходит далеко за пределы собственно менеджмента качества.
TQM на уровне фирмы (предприятия, организации) преследует следующие цели:
Между
формулировками стандартов
семейства ИСО 9000 и положениями концепции
TQM существует ряд различий.
Основное из них состоит в том, что
стандарты в первую
очередь направлены
на снижение вероятности
сделать что-либо неверно,
в то время как TQM является
вершиной современных
методов управления
качеством и ориентирована
на дальнейшее повышение
качества продукции,
когда будет достигнут
некий уровень качества.
Проблемы реализации всеобщего управления качеством (TQM) в России
Внедрение всеобщего управления качеством (TQM) в России зачастую сопровождаются целым рядом проблем.
1. Во-первых,
стоит отметить эволюционный
разрыв в 50 лет. На западе
философия качества
2. В
качестве второй проблемы
3. В-третьих,
стоит отметить
4. В-четвертых,
к проблемам внедрения TQM в
России следует отнести
Также
хотелось бы отметить, что российские
производители больше внимания уделяют
исследованию рынка и привлечению
новых клиентов, но так и не научились
их удерживать. Еще один фактор, связанный
с удовлетворением потребителей
– это одностороннее восприятие
клиентов – только как конечных
покупателей продукта или услуги.
Концепция внутреннего
Но
надо заметить, что уже в советские
времена появились компании, которые
в своей деятельности, осознанно
или нет, использовали основные элементы
современных систем управления качеством.
Так, например, работа на предприятии
СКБ Автоматических линий и агрегатных
станков характеризовалась
Оценивая
этот уникальный опыт сегодня, вполне
правомерно сказать, что коллективом
данного СКБ реализовывалась
в то время собственная концепция
создания TQM. Руководители и сотрудники
этой организации не были признанными
специалистами в области менеджмента
качества. Однако таланты, огромное желание
быть самыми лучшими в своей профессиональной
деятельности обеспечили реализацию оригинальной
концепции, очень близкой к современным
системам TQM, о чем многие нынешние руководители
отечественных компаний могут лишь мечтать.
Описанный выше опыт не был массовым или
частым явлением, но для нас важно, что
это было в нашей стране и в то время, когда
для внедрения TQM еще не существовало объективных
условий. При всей сложности решения сегодняшних
проблем нельзя не признать, что радикально
изменилась деловая среда, и хотя для производственного
бизнеса она далеко не идеальна, но уже
формируются необходимые для него условия
создания в компаниях современных систем
TQM.
Информация о работе Внедрение TQM на российских предприятиях