Стандартизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях

Оглавление

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
Сущность, цели, принципы и задачи сертификации. Виды сертификации. Модель проведения сертификации: особенности организации, назначение и процедуры этапов сертификации (ГОСТ Р 40.003-96 и ISO 10011-11990). Характеристика системы сертификации: основные понятия, структура, обязанности и функции участников системы. 4
2. Практическая часть 16
Изложить порядок проведения (модель поведения заявителя) сертификации продукции на предприятии: выбранная схема сертификации и используемая нормативно-законодательная база. В виде приложении привести документы по сертификации продукции или системы менеджмента качества 16
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Группа международных  стандартов ИСО серии 9000 содержит требования к системам качества, которые могут  использоваться в целях достижения общего понимания, разработки, внедрения и применения административного управления качеством и обеспечения качества.

Эта группа стандартов требует  разработки и внедрения документированной  системы качества, включая подготовку руководств по качеству.  
Стандарт ИСО 8402-94 “Управление качеством и обеспечение качества - Словарь\", определяет руководство по качеству как документ, формулирующий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Этот документ может охватывать всю деятельность организации или выбранную ее часть. Например, он содержит определенные требования в зависимости от характера продукции или услуг, процессов. контрактных требований, нормативных правил или от типа самой организации.  
Важно, чтобы эти требования и содержание системы качества и руководства по качеству соответствовали тому стандарту по качеству, которому они должны удовлетворять. Настоящий стандарт обеспечивает руководящие указания по разработке таких руководств по качеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая  часть

Сущность, цели, принципы и задачи сертификации. Виды сертификации. Модель проведения сертификации: особенности организации, назначение и процедуры этапов сертификации (ГОСТ Р 40.003-96 и ISO 10011-11990). Системы сертификации: основные понятия, структура, обязанности и функции участников системы.

Стандартизация —  это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как  обязательных для выполнения, так  и рекомендуемых, обеспечивающая право  потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Стандарт (согласно ГОСТ Р 1.0) - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

Наряду со стандартизацией, осуществляемой в масштабах государства, широко используются:

отраслевая стандартизация, осуществляемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли. Под отраслью понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и изготавливающих определенные виды продукции;

республиканская стандартизация, проводимая в союзной республике в целях установления требований и норм на продукцию, не охваченную государственной или отраслевой стандартизацией;

местная стандартизация, проводимая на предприятиях (в объединениях) и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на данном предприятии.

В зависимости от последующего влияния на развитие народного хозяйства  можно выделить три вида стандартизации, принципиально отличающиеся подходом к установлению в стандартах соответствующих норм:

стандартизация по достигнутому уровню, устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и  освоенной в производстве продукции, и таким образом фиксирующая достигнутый уровень производства;

опережающая стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм;

комплексная стандартизация, при которой для оптимального решения конкретной проблемы осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Примерами объектов комплексной стандартизации являются аппаратура и оборудование для радиовещания и телевидения, аппаратура проводной связи, аппаратура записи и воспроизведения звука и т.п. Основанная на системном подходе, комплексная стандартизация создает благоприятные условия для планомерного развития соответствующих отраслей промышленности.

В зависимости от метода решения основной задачи различают  несколько форм стандартизации. [1]

Симплификация – форма  стандартизации, заключающаяся в  простом сокращении числа применяемых  при разработке изделия или при  его производстве марок полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества. Являясь простейшей формой и начальной стадией более сложных форм стандартизации, симплификация оказывается экономически выгодной, так как приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование, отчетность.

Унификация – рациональное уменьшение числа типов, видов и  размеров объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, их составные части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т. п. Проводится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изделий, их применяемости путем сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой (унифицированной) конструкции.

В настоящее время  унификация является наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных элементов позволяет не только сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделий, но и повысить их надежность, сократить сроки технологической подготовки и освоения производства.

Типизация – это разновидность  стандартизации, заключающаяся в  разработке и установлении типовых  решений (конструктивных, технологических, организационных и т. п.) на основе наиболее прогрессивных методов  и режимов работы. Применительно  к конструкциям типизация состоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное – базовое для нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений.

Агрегатирование – метод  создания новых машин, приборов и  другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного  набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.

Возможность многократного  применения элементов набора в различных  модификациях машин и приборов одного класса или близких по назначению обеспечивает конструктивную преемственность при создании новых изделий, позволяет использовать освоенные в производстве узлы и агрегаты, значительно сокращает трудоемкость проектирования, изготовления и ремонта изделий, повышает уровень взаимозаменяемости продукции, способствует специализации предприятий, механизации и автоматизации производственных процессов, улучшает качество продукции, а также облегчает перестройку производства при переходе предприятий на освоение новой продукции.

Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории [7]:

государственные стандарты  – ГОСТ;

отраслевые стандарты  – ОСТ;

республиканские стандарты  союзных республик – РСТ;

стандарты предприятий  – СТП.

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.

Отраслевые стандарты  обязательны для всех предприятий  и организаций данной отрасли, а  также для предприятий и организаций  других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.

Отраслевые стандарты  устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной  стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.

Отраслевые стандарты  утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного  вида продукции.

Республиканские стандарты  обязательны для всех предприятий  и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.

Стандарты предприятия  обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля. [5]

В зависимости от назначения и содержания Государственная система  стандартизации устанавливает на продукцию  стандарт всех категорий следующих видов:

общих технических условий;

общих технических требований;

параметров и (или) размеров;

типов, основных параметров и (или) размеров;

конструкции и размеров;

марок;

правил приемки;

методов контроля (испытаний, анализа, измерений);

правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

правил эксплуатации и ремонта;

типовых технологических  процессов.

В настоящее время  стандарты серий ISO 9000 и ISO 14000 стали  необходимыми нормами для большинства  предприятий. Концептуальной основой ISO 9000 и ISO 14000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Это подразумевает комплексное решение технических, экономических и социальных задач. Кроме того, очевидным становится тот факт, что игнорирование требований экологической безопасности и рационального использования ресурсов в конечном итоге приводит к неконкурентоспособности продукции, услуг и всего предприятия в целом.

По замыслу ISO (International Standart Organization), система сертификации должна создаваться на национальном уровне. По опыту Канады ведущую  роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Стандарты серии ISO 9000 и ISO 14000 – это пакет документов по обеспечению качества и управлению окружающей средой, подготовленный членами  международной делегации, известной как “ISO / Технический Комитет 176” (ISO / TC 176). Стандарты серии ISO 9000 способствуют обеспечению качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании продукции, а ISO 14000 – охране окружающей среды и предотвращению загрязнений наряду с обеспечением социально-экономических потребностей самого предприятия.

Рассмотрим более подробно структуру серии ISO 9000. В настоящее  время серия ISO 9000 включает:

все международные стандарты  с номерами ISO 9000-9004, в том числе все части стандарта ISO 9000 и стандарта ISO 9004;

все международные стандарты  с номерами ISO 10001-10020, в том числе  все их части;

ISO 8402.

Три стандарта из серии ISO 9000 (ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003) являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации. Стандарты ISO 9000 и ISO 9004 представляют собой справочники по общему руководству качеством, стандартам по обеспечению качества, которые помогают пользователю прояснить трактовку требований стандартов ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003.

Из вышесказанного следует, что ни ISO 9000, ни ISO 9004 не являются моделями Обеспечения Качества и не должны рассматриваться как обязательные требования. Таким образом, бессмысленно говорить о сертификации или регистрации по ISO 9000 или ISO 9004. Могут быть получены только сертификаты на соответствие ISO 9001, 9002 или 9003.

К другим вспомогательным стандартам в области качества относятся:

ISO 10011 – Руководящие  указания по проверке системы  качества.

Данная группа является нормативной базой для органов, осуществляющих проверку системы качества предприятия (в том числе и  при проведении сертификационного аудита);

ISO 10012 – Требования, гарантирующие  качество измерительного оборудования.

Выполнение данных требований не является обязательным для соискателей  сертификата соответствия стандартам ISO 9001, 9002 или 9003, однако трудно представить  себе соблюдение требований ISO 9001, 9002 или 9003 без выполнения требований ISO 10012 или отсутствие у предприятия собственной метрологической базы;

ISO 10013 – Руководящие  указания по разработке руководств  по качеству.

Представлены основные рекомендации по составлению головного документа Системы Качества - Руководства по Качеству;

ISO 8402 – Управление  качеством и обеспечение качества: Словарь. 

Поскольку многие обычные  слова, используемые повседневно, применяются  в области качества в специфическом  или ограниченном значении по сравнению с полным диапазоном определений, приводимым в словарях, то данный стандарт ставит целью пояснить и стандартизировать термины по качеству.

Общность и универсальность  стандартов ISO 9000 заключается в том, что модели Обеспечения Качества не были разработаны для какой-либо специфической области - они предназначены для применения во всех областях промышленности и для всех стран.[7]

Международный комитет ISO / TC 176 предлагает выбрать модель обеспечения  качества из трёх возможных.

ISO 9001 – Система Качества: Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

ISO 9001 является наиболее  обширным стандартом; он применим  в случае договорной ситуации, когда соответствие специфическим  требованиям должно обеспечиваться в течение нескольких стадий, включающих: разработку, производство, монтаж и обслуживание. Это применимо, когда:

необходимо проектирование продукции и требования к ней  определены в виде эксплуатационных характеристик;

доверие к соответствию продукции может быть достигнуто путем соответствующей демонстрации поставщиком его возможностей в проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

ISO 9002 – Система Качества: Модель обеспечения качества  при производстве, монтаже и обслуживании.

ISO 9002 применим в договорной  ситуации когда:

специфические требования к продукции установлены в  проекте или в технических  условиях;

доверие к соответствию продукции может быть достигнуто путем соответствующей демонстрации поставщиком его возможностей в производстве, монтаже и обслуживании.

ISO 9003 – Система Качества: Модель обеспечения качества  при окончательном контроле и  испытаниях.

ISO 9003 применим в договорной  ситуации, когда:

доверие к соответствию продукции установленным требованиям может быть достигнуто путем соответствующей демонстрации поставщиком его возможностей в окончательном контроле и испытаниях.

Таким образом, ISO 9001 является наиболее обширным: в нем описывается  система качества, которая распространяется на все возможные виды деятельности предприятия, ISO 9002 в меньшей степени описывает эту систему, исключив из рассмотрения деятельность по проектированию, ISO 9003 еще в меньшей степени, чем ISO 9002 описывают систему, не затрагивая проектную, производственную и послепродажную деятельность.

Разработка единой системы  менеджмента качества, как в регулируемой, так и в нерегулируемой государственным  законодательством областях производства продукции, способствует тому, чтобы  сократить общее количество (и  весьма значительное) различных стандартов, предписаний, положений и других документов, часто противоречивых, которые производитель должен выполнять и которые, в силу их количества и противоречивости, он часто не в состоянии выполнить. [6]

Таким образом, активизация  деятельности субъектов отечественной экономики на формируемом национальном рынке в области управления качеством и конкурентоспособностью продукции и услуг создали объективные предпосылки для развития стандартизации требований к системам качества. Одновременно возникла необходимость создания национальных стандартов, определяющих правила и процедуры проведения сертификации систем качества продукции, работ и услуг. Введение в стране этих серий национальных стандартов способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг, создает условия для реализации прав российских граждан на их безопасность, дополняет механизм реализации законодательных актов в области стандартизации и сертификации.

На уровне европейских  стран, взаимоотношения субъектов сертификации регулируются серией европейских стандартов EN 45000. Многие органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие испытания в целях сертификации, проходят аккредитацию, т. е. получают официальное признание того, что они могут проводить определенные виды деятельности. В частности, аккредитация может заключаться в том, что орган по аккредитации, руководствуясь стандартами EN 45002 или EN 45010, проверяет выполнение испытательной лабораторией или органом по сертификации стандартов EN 45001 или EN 45011, соответственно.

Следует обращать внимание на требования, изложенные в стандартах серии EN45000, по отношению к эксперту. В частности речь идет о следующих критериях:

• компетентность экспертов;

• процедура квалификации экспертов;

• наличие регистрационных данных об экспертах;

• наличие методических указаний для экспертов;

• процедура назначения экспертов.

Для испытательной лаборатории  результатом аккредитации является признание ее технической компетенции  с проведении определенных видов  испытаний, в то время как орган  по сертификации должен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании в определенной системе сертификации продукции. Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом:

• повышение качества и профессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов по сертификации;

• признание результатов испытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках;

• обеспечение конкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Однако, многие испытательные  лаборатории и органы по сертификации не проводят у себя аккредитацию, не без основания считая, что доверит и признания компетенции можно достичь с меньшими затратами и что смысл в аккредитации может быть только тогда, когда у организации имеется слишком много свободных средств.

В действительности международные акты, в том числе европейские стандарты, не требуют проведения аккредитации для выполнения работ с целью сертификации. Исключение составляют некоторые законодательные акты, принятые на уровне отдельных стран и ужесточающие процедуру проведения сертификации. В частности, в Германии регламентируется необходимость аккредитации всех организаций, проводящих сертификацию в области электромагнитной совместимости; в России должны быть аккредитованы все органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие деятельность в целях сертификации.

Еще одним способом подтверждения  соответствия продукции является декларация о соответствии, в которой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под  свою исключительную ответственность  о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным. Тем не менее, даже при выполнении всех условий стандарта EN 45014, поставщик может разделить риск ответственности за продукцию с органом по сертификации, запросив сертификацию данной продукции независимой третьей стороной.

Экспертиза осуществляется в соответствии с общими требованиями стандарта DIN ЕN 45002 ("Общие требования при оценке испытательных лабораторий"), при этом анализируется выполнение требований стандарта DIN EN 45001 ("Общие требования к деятельности испытательной лаборатории"). При аккредитации органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем качества или аттестации персонала проверяется соблюдение положений соответствующего стандарта серии EN 45000 (DIN EN 45000) (см. табл. 3.1)

Таблица 3.1. Стандарты  серии EN 45000

EN 45001 Общие требования  к деятельности испытательных  лабораторий. 

EN 45002 Общие требования  при оценке (аттестации) испытательных  лабораторий. 

EN 45003 Общие требования к органам по аккредитации лабораторий.

EN 45004 Общие требования  к работе различных типов организаций,  проводящих инспекции. 

EN 45010 Общие требования  по экспертизе и аккредитации  органов по сертификации.

EN 45011 Общие требования  к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции.

EN 45012 Общие требования  к органам по сертификации, проводящим  сертификацию систем качества.

EN 45013 Общие требования  к органам по сертификации, проводящим  аттестацию персонала. 

EN 45014 Общие требования  к декларации поставщика о соответствии.

EN 45020 Профессиональные  термины общего характера, касающиеся  стандартизации и связанной с  ней деятельностью. 

При проведении экспертизы проверяется также соответствие заявителя специальным техническим  критериям, установленными самим органом по аккредитации. При этом эксперты должны составить себе впечатление о возможностях заявителя, пригодности технического оснащения, компетенции сотрудников и способностях руководства.

Если эксперты при  осмотре выявляют несоответствия, то в данном случае составляется документированный перечень корректирующих мероприятий. При этом процедура аккредитации либо приостанавливается полностью, либо из области аккредитации заявителя исключается та область, которая имеет указанное несоответствие. Процедура аккредитации может быть продолжена только после внедрения корректирующих мероприятий.

Во время заключительной беседы группы экспертов с руководством заявителя, эксперты делятся впечатлениями, полученными ими при осмотре  на месте. Ведущий эксперт сообщает о предварительной оценке по результатам осмотра. На основании выявленных несоответствий с руководством заявителя согласуются корректирующие мероприятия и срок их выполнения.

При большом объеме процедуры  аккредитации допускается выбирать отдельные наиболее важные области и подвергать их тщательному контролю.

Деятельность эксперта предполагает выполнение определенных требований к нему. Так, экспертами могут быть только те лица, которые  удовлетворяют требованиям стандарта DIN EN 45002/7.1 .

Образование, знания и  опыт экспертов должны удовлетворять  критериям, соответствующим стандарту DIN EN 45002/7.2 . Органы по аккредитации, представленные в DAR гарантируют, что их эксперты имеют  соответствующее образование и  квалификацию.

Основными критериями для деятельности в качестве технического эксперта по аккредитации являются:

профессиональная компетенция  и опыт работы в области, в которой  проводится экспертиза;

знание процедуры обеспечения  качества, а также процедуры аккредитации и экспертизы;

опыт работы по экспертизе в области, соответствующей компетенции;

участие в курсах обучения для периодического повышения квалификации.

Назначение эксперта является компетенцией органа по аккредитации, однако заявитель имеет право  опротестовать кандидатуру эксперта.

Решение об аккредитации

Решение об аккредитации принимается компетентной комиссией  органа по аккредитации (при совместной аккредитации - компетентной комиссией  участвующих органов по аккредитации) или рабочими группами государственных (федеральных или земельных) служб.

Основой для аккредитации является комплект документов, представленный в орган по аккредитации. В том  числе:

заявочные документы;

договор между заявителем и органом по аккредитации на проведение аккредитации;

документы экспертизы;

отчет о проведенной  экспертизе (промежуточный и окончательный);

отчет о проверке;

отчет о продлении, расширении, лишении и прекращении действия аккредитации;

прочая корреспонденция  по процедуре аккредитации.

Факт аккредитации публикуется  органом по аккредитации и сообщается в Секретариат DAR, который ведет постоянно актуализируемый реестр немецких органов по аккредитации. Кроме того, DAR на основании информации, предоставляемой органами по аккредитации, ведет регистрацию аккредитованных и назначенных органов. Органы по аккредитации обязаны предоставлять соответствующую информацию в DAR.

Аккредитационный сертификат

Аккредитация подтверждается аккредитационным сертификатом Немецкого  союза по аккредитации установленного образца, выдаваемого соответствующим органом по аккредитации. Изготовление бланков на бумаге единого образца для каждого органа по сертификации находится в компетенции Секретариата DAR.

Аккредитационный сертификат DAR может быть выдан только органами по аккредитации, представленными в DAR. Используя этот сертификат аккредитованные органы и испытательные лаборатории подтверждают, что они применяют и полностью выполняют стандарты серии DIN EN 45000. [6]

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

- содействие потребителям  в компетентном выборе продукции (услуги);

- защита потребителя  от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль безопасности  продукции (услуги, работы) для окружающей

среды, жизни, здоровья и  имущества;

- подтверждение показателей  качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);

- создание условий  для деятельности организаций  и предпринимателей на едином  товарном рынке России, а также  для участия в международном  экономическом, научно-техническом  сотрудничестве и международной торговле.

Следующий пример свидетельствует  о высоком социально-экономическом  эффекте сертификации: отказ в  сертификации и запрет реализации на рынке 100 т. бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.

1. Законодательная основа сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах.)

2. Открытость системы сертификации. (В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.)

3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. (Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.)

4. Открытость и закрытость информации. (При сертификации должно осуществляться информирование всех ее участников — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон — общественных организаций, предприятий, отдельных лиц — о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.)


 

 
2. Практическая часть

Изложить порядок  проведения (модель поведения заявителя) сертификации продукции на предприятии: выбранная схема сертификации и  используемая нормативно-законодательная  база. В виде приложении привести документы по сертификации продукции или системы менеджмента качества

 

ЗАО Народная фирма “Электропровод”  первым среди отечественных производителей оптических кабелей внедрило систему  качества на основе МС ИСО 9001. В мае 2000 г. была проведена сертификационная проверка предприятия аудиторами фирмы К.ЕМА Registered Quality B.V. (Нидерланды), аккредитованной, в том числе, в области электротехники и телекоммуникаций.

Заключение по сертификационной проверке:

ЗАО НФ “Электропровод”  выполняет требования стандарта ИСО 9001.

Что дает сертификат соответствия системы качества требованиям стандарта  ИСО 9001? Сертификат может быть одним  из необходимых условий поставки продукции и получения кредитовЗАО  НФ “Электропровод” с 1999 г., рекламируя свою продукцию, информирует потребителей о совершенствовании системы качества на основе стандарта ИСО 9001.

Конечно, более существенным является тот факт, что ЗАО НФ “Электропровод” выполняет свои обязательства перед потребителями, в том числе стремится учитывать  требования потребителей к качеству продукции. Это находит свое отражение, например, в насчитывающей сотни марок номенклатуре оптических кабелей (ТУ 16.К12-16-97 “Кабели оптические для местных и междугородных линий связи ВСС России”), разрабатываемых и выпускаемых ЗАО НФ “Электропровод”.

Рассмотрим стандарт ИСО 9001 с нескольких точек зрения, а именно — управления организацией, моделирования системы и управления качеством продукции. Требование стандарта  ИСО 9001:1994 “разработать и поддерживать систему качества” можно свести к следующему:

определять и проводить  политику в области качества, соответствующую  запросам потребителей;

определять ответственность, полномочия и взаимодействие персонала  организации;

использовать документы  как инструмент управления организацией. Определять и документировать процессы и виды деятельности организации, влияющие на качество, в соответствии с требованиями стандарта. Описать структуру документации, в иерархии которой расположить по убыванию: политику в области качества, руководство по качеству (документ, описывающий систему качества организации), процедуры;

заниматься подготовкой  кадров;

применять технические  методы управления качеством продукции, в том числе статистические методы, в соответствии с требованиями стандарта;

использовать внутренние аудиты качества как инструмент определения соответствия деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям.

Стандарт ИСО 9001:2000 по сравнению с предыдущей версией  содержит дополнительные требования по управлению ресурсами, измерению и мониторингу системы качества.

Фактически, стандарт ИСО 9001 ориентирует пользователя на внутреннюю информацию, описывает процессы внутри организации. Но внутри — только издержки. Единственно возможный канал  прибыли — это платежеспособный потребитель. Для принятия рискованных решений относительно стратегии бизнеса, отказа от старого и введения нового, баланса между краткосрочным и долгосрочным, между немедленной прибылью и долей рынка необходима внешняя информация, уравновешивающая внутреннюю.

Вышесказанное позволяет  утверждать: организация, решившая учитывать  требования стандарта ИСО 9001, являющегося  общим и не зависящим от конкретной отрасли промышленности, столкнется с неоднозначностью требований.

Приведем наиболее интересные термины определения стандарта ИСО 8402:1994 “Управление качеством и обеспечение качества. Словарь”:

Система качества — совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством.

Объект — то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.

Процесс — совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.

Процедура — установленный  способ осуществления деятельности. Во многих случаях процедуры документируются. Такая процедура обычно включает цели и область деятельности: что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть сделано; какие материалы, документы и какое оборудование должны быть использованы; каким образом это должно быть проконтролировано и зарегистрировано.

Такой аппарат явно недостаточен для адекватного описания и документирования деятельности организации (невозможно, например, разработать интегрированную  информационную систему, моделировать сложные системы). Здесь необходимо упомянуть, что первое издание стандарта ИСО 9001 в 1987 г. было разработано на основе британского стандарта BS 5750:1979 и отдаленно напоминало структурный подход к описанию систем, который разрабатывался в то время. Известно, что разноплановость и сложность задач моделирования систем привели к возникновению целого ряда направлений, одно из которых — объектно-ориентированный подход.

На мой взгляд, по содержанию модель, предлагаемая стандартом ИСО 9001, соответствует модели систем (таблица) — одной из двух наиболее распространенных парадигм в социологии организации. Вторая — модель участвующих сторон.

Различия между моделью  систем и моделью участвующих  сторон.

 

Основной предмет анализа

Модель систем

Модель участвующих  сторон

Организация как сущность с определенными функциональными требованиями

Группы, заинтересованные в собственной выгоде

Насколько прочной является организация?

Стабильная деятельность, направленная на самосохранение

Нестабильная, в лучшем случае “сообщество по интересам”

Что является движущей силой, которой придается особое значение?

Смысл норм и связность

Санкция и вознаграждение

Каким предполагается имидж  человека?

Проявляющим беспокойство об интересах организации

Равнодушный, расчетливый, проявляющий беспокойство о личной выгоде

Каков анализ в эмоциональном  отношении?

Идеалистичный

Циничный, реалистичный


 

Модели систем и участвующих  сторон представляют собой аналитические  рамки, и их применение затруднено вследствие их односторонности. Один из центральных  вопросов социологии организации — интеграция этих моделей с целью применения в диагностике организации, осуществления в ней изменений, решения организационных проблем. И основная проблема — связать развитие организации с результатами организации на рынке.

Так как стандарт ИСО 9001 носит общий характер, то он не сможет, на мой взгляд, добавить что-нибудь существенное к знанию о продукции и навыкам, существующим и развиваемым в организации. Но стандарт ИСО 9001 может подтолкнуть организацию сформировать свою концепцию, если у организации ее нет.

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены  аспекты организации контроля качества на предприятии. Проблемы качества в  сегодняшних экономических условиях приобретают все большее значение. В наши дни вопросы качества для  потребителя являются первоочередными, часто преобладая над ценовыми. Потребитель в своей массе предпочитает получать лучшее качество даже за немного большую цену, предпочитая переплатить, но купить товар наилучшего качества. В работе были раскрыты моменты внедрения и разработки системы качества ISO 9001 на предприятии. Также ее модули, отраслевые стандарты и подсистемы. Главным преимуществом системы является всеобщий охват системой всей структуры предприятия. В системе задействованы все участники циклов производства и коммерческой деятельности предприятия. Тем самым обеспечивается всеобщая направленность руководства и персонала на поддержание и обеспечение установленного уровня качества. Поскольку Россия все-таки постепенно выходит на мировой рынок не только как сырьевой поставщик, а для работы с зарубежными партнерами и продвижения своей готовой продукции за пределами России это будет важным условием заключения сделок и успешной внешнеэкономической деятельности предприятий страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА- М, 2003. - 238 с.
  2. Гиссин В.И. Управление качеством.- М.: Март, 2003.
  3. ГОСТ  Р  ИСО  9001—2001.  Система менеджмента качества:  Требования.-  М.: Госстандарт России, 2001. — 22 с.
  4. ГОСТ Р  ИСО  9004-2001.   Система менеджмента качества:   Рекомендации  по улучшению деятельности.- М.: Госстандарт России, 2001. -   46с.
  5. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000. -- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  6. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. - СПб.: ГИЭА, 1997.- 156 с.
  7. Фрейдина Е.В. Управление качеством: Курс лекций. - Новосибирск: НГУЭУ, 2004. - 200 с.

 

 

 


Информация о работе Стандартизация