Создание проекта профилактики наркомании в подростковой среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – создание социального проекта, направленного на профилактику наркомании среди подростков.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть наркоманию как проблему современного общества;
рассмотреть психологическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ в подростковом возрасте;
провести анализ потребления наркотических средств подростками;
провести анализ причин потребления наркотиков подростками;
разработать социальный проект «Жизнь без наркотиков».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы проблемы наркомании среди подростков………………………………………………………………………..6
1.1.Наркомания как глобальная проблема современного общества…………..6 1.2. Психологическая предрасположенность к употреблению наркотических веществ в подростковом возрасте………………………………………………10
Глава 2. Анализ употребления наркотиков подростками и молодежью………………………………………………………………………17
2.1.Анализ потребление наркотических средств подростками……………….17 2.2.Анализ причин потребления наркотиков подростками…………………...21
Глава 3. Социальный проект «Жизнь без Наркотиков»………………….27
3.1.Актуальность и постановка проблемы, цель и задачи проекта…………..27 3.2.Механизм реализации и результат проекта……………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 82.21 Кб (Скачать)

Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло  в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Приблизительная  продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем - 4-5 лет.

Около 90% преступлений по данным МВД сегодня происходят на почве  наркомании. Разбойные нападения, кражи, грабежи, убийства совершаются часто  ради одной дозы.

В последние годы наркоманы  становятся основной причиной роста  заболеваемости СПИДом. По статистике почти 90% выявленных случаев заражения  ВИЧ-инфекцией являлись следствием внутривенного употребления наркотиков, и причиной заражения явилось  использование общих шприцев.

Подростковая  наркомания развивается из-за воздействия на подростка социально-психологических факторов, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (алкоголизм или наркомания у родителей, неустойчивый характер).

Профессиональная  болезнь наркоманов - гепатит В  и С. Недавно врачи выявили новый вирус у наркоманов – гепатит «дельта», по своим проявлениям очень близко стоящий к вирусу СПИДА, так же, как и СПИД, заразен и практически неизлечим. СПИД - еще одна напасть, прогрессирующая бешенными темпами. Число ВИЧ-инфицированных в России достигло миллиона и продолжает нарастать ужасающими темпами в молодежной среде.

Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. В 2006 году от наркомании умерло около 100 тыс. человек.

Цель проекта: уберечь подрастающее поколение от жуткой жизни в наркотическом плену.

Задачи проекта:

  • Познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»;
  • Провести профилактическую работу с подростками и их родителями;
  • Научить подростков вести себя при давлении сверстников;
  • Провести профилактическую работу, направленную на отказ подростков от употребления наркотиков;
  • Посоветовать родителям как вести себя, чтобы уберечь своих детей-подростков от наркотиков.

§3.2.Механизм реализации и результат проекта

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную  и третичную профилактику. Данный проект основан на первичной профилактике - комплексе превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления наркотических веществ. Эта форма  профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием  психологически активных веществ. Она  рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков. Программы  первичной профилактики включают антинаркотическую  пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно  полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Объект воздействия данного социального проекта: школьники.

Данный период времени  приходится на подростковый возраст, который  характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст  полового созревания. Сложности, сопутствующие  психическому развитию в подростковом возрасте, во многом связаны с тем, что существенные психологические  изменения (становление самосознания, понимание личностной цельности  и уникальности, формирование абстрактного мышления) не сопровождаются внешними трансформациями в статусе, материальном или социальном положении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми.

Особенности поведения подростков, их стремление к созданию собственной  «культуры» (одежды, жаргона и т.д.), к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми, объясняются именно их маргинальным положением – уже  не дети, но еще и не взрослые. Высокая  эмоциональная возбудимость усиливает  сензитивность подростков к негативным реакциям взрослых, к собственной  неуспешности, внешней непривлекательности, часто вымышленной, а частично связанной  с быстрым ростом и созреванием. Это делает их самооценку особенно неустойчивой, ситуативной, повышает вероятность  отклонений в поведении, общении.

Таким образом, в силу происходящих изменений школьники в подростковом возрасте становятся наиболее склонны  к употреблению наркотиков. Поэтому  наиболее целесообразно проводить  первичную антинаркотическую профилактику в школах.

Механизм реализации проекта.

1. Организационные условия  - реализовывать проект будет  социальный педагог вместе с классными руководителями, врачом-наркологом.

2. Научно-методические условия  - это различные методические  разработки, материалы, пособия,  методики по работе с подростками  в области наркомании. Будут проводиться  лекции, беседы, анкеты, просмотр видеофильмов, игры, творческие задания.

3. Мотивационные условия  - для побуждения подростков к  отказу от употребления наркотиков  и других дурных поступков  используются различные методы  и средства профилактики.

4. Материально-технические  условия - нужен кабинет, стулья, столы, ТСО (телевизор, видеомагнитофон), школьные принадлежности.

В работе с подростками  для достижения поставленных цели и  задач можно применять самые  разнообразные методы (вовлечение в  деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество), но наиболее эффективными считаем следующие:

  1. метод организации деятельности (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
  2. метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

В качестве форм работы в  рамках проекта были выбраны: дискуссия, мозговые штурмы, беседы, встречи, лекции, индивидуальные консультации, конкурсы, родительские собрания.

 

 

Кадровое  обеспечение проекта.

 Для реализации проекта  необходимы следующие кадры:

  • Социальный педагог школы – составление плана профилактики наркомании;
  • Классный руководитель для организации и реализации плана профилактики наркомании;
  • Врач-нарколог, врач-психотерапевт – просвещение и помощь подросткам;
  • Специалисты отдела по борьбе с наркооборотами при МВД;
  • Специалисты отдела по делам молодежи – помощь в реализации плана профилактики наркомании.

 

Срок  реализации проекта – 1 месяц.

Для реализации данного проекта  предлагается тематический план занятий.

Тематический  план занятий «Жизнь без наркотиков»

Темы

Цель

Форма

Кол.занят.

1.

Что такое наркотики и  наркомания?

Знакомство с понятием «наркомания»

Беседа

1

2.

Наркотики и последствия. Анкета по теме.

Знакомство с последствиями  употребления наркотиков.

Беседа

1

3.

Удовольствие и зависимость  в нашей жизни

Развитие представлений  о риске возникновения зависимостей.

Беседа

1

4.

Модные убийцы

формирование отрицающего  отношения к наркомании.

групповое занятие

2

5.

Черные буквы

Формирование осознанно  отрицающего отношения к наркомании.

Интеллектуальная игра

1

6.

«Роковой шаг»

Осмысление проблемы наркомании

Просмотр видеофильма

1

7.

Пресс – конференция «Наркомания  и дети»

Помогает выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении  употребления наркотиков

Познавательная ролевая  игра

1

8.

Как избежать давления сверстников

Сформировать свою позицию  отказа и  не поддаваться давлению сверстников.

Беседа

1

9.

Осторожно: наркотики

Показать серьезность  проблемы и значимость личной ответственности.

Просмотр видеофильма

10.

Родительское собрание «Как уберечь детей от наркотиков»

Обучить родителей, как нужно  себя вести, чтобы уберечь своих  детей.

Лекция

1

11.

Плакаты «Жизнь без наркотиков»

Формирование у подростков ценностного отношения к жизни.

Творческое занятие

1


Данный проект не требует  больших затрат. Для его реализации требуется закупка подручного материала, такого как: файловая бумага, карандаши, цветная бумага, ватман, фломастеры, краски и скотч.

Финансовое обеспечение.

Наименование

Цена (руб.)

Файловая бумага

180

Карандаши

120

Фломастеры

300

Цветная бумага

200

Краски

150

Скотч

50

Ватман

200

Итого

1200


Предполагаемый  конечный результат. После воплощения этого проекта в жизнь предполагается, что подростки узнают, что такое наркотики и наркомания; определят для себя, что лучше – наркотики или жизнь; научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать твердое «нет». А родители прислушаются к советам и предпримут меры, для того, чтобы уберечь своих детей от наркотиков.

Показатели социальной эффективности:

  • отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психотропных веществ учащимися школы;
  • увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек;
  • отказавшись от наркотиков, молодое поколение будет более здоровым;
  • будущее страны заметно улучшиться.

Показатели морально – нравственной эффективности:

  • снижение уровня подростковой  преступности;
  • формирование позитивных установок и ценности здорового образа  жизни;
  • умение нести  ответственность за свои поступки.

Вывод по 3 главе. Проблема наркомании считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевизору, много говорят. Антинаркотическая работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к сожалению, не всегда эффективна.

Лучшая методика борьбы с наркоманией – это ее профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей стране накоплен значительный опыт антинаркотической работы - реабилитационной и профилактической. Актуальность этой проблемы возрастает день ото дня. Количество наркоманов и молодых наркозависимых возрастает в арифметической прогрессии. В среднем за год один наркоман вовлекает в это пагубное занятие  десять человек. Каждый из них втягивает  еще по десять и т.д.

Эффективность самого медицинского лечения  составляет 5-10%. Лечением методами психологического воздействия занимаются работники  медицины, психологические центры, а борьбой с распространением наркотиков - правоохранительные органы.

Также в данной проблеме очень важна  роль педагогов. Учителя, психологи, социальные педагоги играют решающую роль. Главная  педагогическая цель - сформировать психологический  иммунитет. Он заключается в том, чтобы вызвать у молодого человека отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте это идет на уровне: «хорошо - плохо». В старших - надо объяснить губительные механизмы  действия наркотиков. К беседам на эти темы должны подключиться и медики, поскольку они лучше знают, что  происходит с подростком в результате употребления наркотиков.

Сегодня в школе есть предметы, которые позволяют системно вести  разговор о вреде наркотических  средств. Например, ОБЖ.

Одновременно с наркотизацией  в подростковой среде широко распространяются рискованные формы сексуально-девиантного  поведения. Среди подростков все  больше зараженных ВИЧ-инфекцией, больных  вирусными гепатитами «В» и «С». Основная причина - внутривенное употребление наркотиков.

На основе этого можно сделать выводы о решении данной проблемы и основанные направления антинаркотической профилактики.

Во-первых, это необходимость подготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.

Во-вторых, необходимо проводить профилактику наркомании в школах, направленную на формирование у детей основ здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней.

В-третьих, необходимо обеспечить реальную социальную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры).

Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую  службу, на центры психолого-педагогической реабилитации, на сеть консультативных  пунктов для детей и подростков.

Информация о работе Создание проекта профилактики наркомании в подростковой среде