Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:23, курсовая работа
Цель работы – создание социального проекта, направленного на профилактику наркомании среди подростков.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть наркоманию как проблему современного общества;
рассмотреть психологическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ в подростковом возрасте;
провести анализ потребления наркотических средств подростками;
провести анализ причин потребления наркотиков подростками;
разработать социальный проект «Жизнь без наркотиков».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы проблемы наркомании среди подростков………………………………………………………………………..6
1.1.Наркомания как глобальная проблема современного общества…………..6 1.2. Психологическая предрасположенность к употреблению наркотических веществ в подростковом возрасте………………………………………………10
Глава 2. Анализ употребления наркотиков подростками и молодежью………………………………………………………………………17
2.1.Анализ потребление наркотических средств подростками……………….17 2.2.Анализ причин потребления наркотиков подростками…………………...21
Глава 3. Социальный проект «Жизнь без Наркотиков»………………….27
3.1.Актуальность и постановка проблемы, цель и задачи проекта…………..27 3.2.Механизм реализации и результат проекта……………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованных источников………………………
Число смертей от употребления
наркотиков за последние годы выросло
в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Приблизительная
продолжительность жизни
Около 90% преступлений по данным МВД сегодня происходят на почве наркомании. Разбойные нападения, кражи, грабежи, убийства совершаются часто ради одной дозы.
В последние годы наркоманы становятся основной причиной роста заболеваемости СПИДом. По статистике почти 90% выявленных случаев заражения ВИЧ-инфекцией являлись следствием внутривенного употребления наркотиков, и причиной заражения явилось использование общих шприцев.
Подростковая наркомания развивается из-за воздействия на подростка социально-психологических факторов, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (алкоголизм или наркомания у родителей, неустойчивый характер).
Профессиональная болезнь наркоманов - гепатит В и С. Недавно врачи выявили новый вирус у наркоманов – гепатит «дельта», по своим проявлениям очень близко стоящий к вирусу СПИДА, так же, как и СПИД, заразен и практически неизлечим. СПИД - еще одна напасть, прогрессирующая бешенными темпами. Число ВИЧ-инфицированных в России достигло миллиона и продолжает нарастать ужасающими темпами в молодежной среде.
Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. В 2006 году от наркомании умерло около 100 тыс. человек.
Цель проекта: уберечь подрастающее поколение от жуткой жизни в наркотическом плену.
Задачи проекта:
§3.2.Механизм реализации и результат проекта
В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Данный проект основан на первичной профилактике - комплексе превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления наркотических веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.
Объект воздействия данного социального проекта: школьники.
Данный период времени приходится на подростковый возраст, который характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Сложности, сопутствующие психическому развитию в подростковом возрасте, во многом связаны с тем, что существенные психологические изменения (становление самосознания, понимание личностной цельности и уникальности, формирование абстрактного мышления) не сопровождаются внешними трансформациями в статусе, материальном или социальном положении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми.
Особенности поведения подростков, их стремление к созданию собственной «культуры» (одежды, жаргона и т.д.), к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми, объясняются именно их маргинальным положением – уже не дети, но еще и не взрослые. Высокая эмоциональная возбудимость усиливает сензитивность подростков к негативным реакциям взрослых, к собственной неуспешности, внешней непривлекательности, часто вымышленной, а частично связанной с быстрым ростом и созреванием. Это делает их самооценку особенно неустойчивой, ситуативной, повышает вероятность отклонений в поведении, общении.
Таким образом, в силу происходящих
изменений школьники в
Механизм реализации проекта.
1. Организационные условия - реализовывать проект будет социальный педагог вместе с классными руководителями, врачом-наркологом.
2. Научно-методические условия
- это различные методические
разработки, материалы, пособия,
методики по работе с
3. Мотивационные условия
- для побуждения подростков к
отказу от употребления
4. Материально-технические
условия - нужен кабинет, стулья,
столы, ТСО (телевизор,
В работе с подростками для достижения поставленных цели и задач можно применять самые разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество), но наиболее эффективными считаем следующие:
В качестве форм работы в рамках проекта были выбраны: дискуссия, мозговые штурмы, беседы, встречи, лекции, индивидуальные консультации, конкурсы, родительские собрания.
Кадровое обеспечение проекта.
Для реализации проекта необходимы следующие кадры:
Срок реализации проекта – 1 месяц.
Для реализации данного проекта предлагается тематический план занятий.
Тематический план занятий «Жизнь без наркотиков»
№ |
Темы |
Цель |
Форма |
Кол.занят. |
1. |
Что такое наркотики и наркомания? |
Знакомство с понятием «наркомания» |
Беседа |
1 |
2. |
Наркотики и последствия. Анкета по теме. |
Знакомство с последствиями употребления наркотиков. |
Беседа |
1 |
3. |
Удовольствие и зависимость в нашей жизни |
Развитие представлений
о риске возникновения |
Беседа |
1 |
4. |
Модные убийцы |
формирование отрицающего отношения к наркомании. |
групповое занятие |
2 |
5. |
Черные буквы |
Формирование осознанно
отрицающего отношения к |
Интеллектуальная игра |
1 |
6. |
«Роковой шаг» |
Осмысление проблемы наркомании |
Просмотр видеофильма |
1 |
7. |
Пресс – конференция «Наркомания и дети» |
Помогает выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков |
Познавательная ролевая игра |
1 |
8. |
Как избежать давления сверстников |
Сформировать свою позицию отказа и не поддаваться давлению сверстников. |
Беседа |
1 |
9. |
Осторожно: наркотики |
Показать серьезность проблемы и значимость личной ответственности. |
Просмотр видеофильма |
1 |
10. |
Родительское собрание «Как уберечь детей от наркотиков» |
Обучить родителей, как нужно себя вести, чтобы уберечь своих детей. |
Лекция |
1 |
11. |
Плакаты «Жизнь без наркотиков» |
Формирование у подростков ценностного отношения к жизни. |
Творческое занятие |
1 |
Данный проект не требует больших затрат. Для его реализации требуется закупка подручного материала, такого как: файловая бумага, карандаши, цветная бумага, ватман, фломастеры, краски и скотч.
Финансовое обеспечение.
Наименование |
Цена (руб.) |
Файловая бумага |
180 |
Карандаши |
120 |
Фломастеры |
300 |
Цветная бумага |
200 |
Краски |
150 |
Скотч |
50 |
Ватман |
200 |
Итого |
1200 |
Предполагаемый конечный результат. После воплощения этого проекта в жизнь предполагается, что подростки узнают, что такое наркотики и наркомания; определят для себя, что лучше – наркотики или жизнь; научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать твердое «нет». А родители прислушаются к советам и предпримут меры, для того, чтобы уберечь своих детей от наркотиков.
Показатели социальной эффективности:
Показатели морально – нравственной эффективности:
Вывод по 3 главе. Проблема наркомании считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевизору, много говорят. Антинаркотическая работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к сожалению, не всегда эффективна.
Лучшая методика борьбы с наркоманией – это ее профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей стране накоплен значительный опыт антинаркотической работы - реабилитационной и профилактической. Актуальность этой проблемы возрастает день ото дня. Количество наркоманов и молодых наркозависимых возрастает в арифметической прогрессии. В среднем за год один наркоман вовлекает в это пагубное занятие десять человек. Каждый из них втягивает еще по десять и т.д.
Эффективность самого медицинского лечения составляет 5-10%. Лечением методами психологического воздействия занимаются работники медицины, психологические центры, а борьбой с распространением наркотиков - правоохранительные органы.
Также в данной проблеме очень важна
роль педагогов. Учителя, психологи, социальные
педагоги играют решающую роль. Главная
педагогическая цель - сформировать психологический
иммунитет. Он заключается в том,
чтобы вызвать у молодого человека
отрицательное отношение к
Сегодня в школе есть предметы, которые позволяют системно вести разговор о вреде наркотических средств. Например, ОБЖ.
Одновременно с наркотизацией
в подростковой среде широко распространяются
рискованные формы сексуально-
На основе этого можно сделать выводы о решении данной проблемы и основанные направления антинаркотической профилактики.
Во-первых, это необходимость подготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.
Во-вторых, необходимо проводить профилактику наркомании в школах, направленную на формирование у детей основ здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней.
В-третьих, необходимо обеспечить реальную социальную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры).
Первичная профилактическая помощь должна
опираться на школьную психологическую
службу, на центры психолого-педагогической
реабилитации, на сеть консультативных
пунктов для детей и
Информация о работе Создание проекта профилактики наркомании в подростковой среде