Шпаргалка по "Управлению социальным развитием организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Управление социальным развитием организации".

Файлы: 1 файл

Хлебуш шпоры 1-13 2003.doc

— 110.50 Кб (Скачать)
5. Начальный этап. 1917-1922(октябрьская революция).  Выбор в пользу социалистического переустройства общества был сделан с надеждой на то, что новый строй установит равенство в правах, принесет всем достаток и улучшение благосостояния. Первым шагом «введения социализма» стал рабочий контроль над производством и распределением продуктов. Принимались меры к наведению порядка в снабжении городов продовольствием и топливом. Часть семей бедных вселялись в квартиры богачей. Но спонтанные меры создавали серьезные препятствия в виде резкого спада производства, отсутствие организационной и трудовой дисциплины. Военный коммунизм утвердившийся в 1918 по 1920г, сводился к таким соц-экономическим мерам, как национализация банков, промышленности, транспорта, централизация всех ресурсов. Такие меры привели к обесценению денег. В 1921 г переход к нэпу принес положительные рез-ты: рост производит-ти труда, кооперация  труда и др.

На  втором этапе. 1923-1952г. Сталин объявил о построении в СССР основ социализма. Покрывались расходы на образование, выплату пенсий, пособий, иные соц цели. С 30х г отсутствовала безработица, бесплатно получали образование, мед обслуживание и др.

Третий  этап. 1953-1991. Жизнь людей улучшалась, но крайне медленно.Получили распростронение планы соц развития трудовых коллективов.( повышение квалиф-ии, улучшение условий труда, и отдыха, охраны здоровья, развитие общественной активности). Но состояние дел в отрослях и на предприятиях только улучшалось. Падал интерес к труду, страна была у края социальной катастрофы.

Новый этап.  1992г . Социальная цена реформ, связанных с переходом от плановой к рыночной экономике явилась для россиян обнищанием народа, вызывала соц конфликты, вплоть до забастовок. Реформы за последнее десятилетие 20 века привели к накоплению в экономической и социальной сфере большое количество проблем.

7. США- признанный лидер среди индустриально развитых стран мира. Методы социального управления в США основаны на том, что предприятие рассматривается как сложная система, главным элементом которой являются люди, персонал. Концепции качества трудовой жизни (КТЖ), суть которой заключалась в прямой связи между уровнем производительности труда и степенью удовлетворения важных личных потребностей человека посредством его работы на данном предприятии. Мероприятия: предоставление работнику возможностей использовать и развить свои способности; поддержание у работника уверенности в трудовой деятельности, перспективе профессионального роста и служебного продвижения; вознаграждение за работу; обеспечение безопасных и здоровых условий труда; создание морально-психологической атмосферы. Американцы высоко ценят достаток семьи, личную безопасность и интересный досуг, возможность не беспокоиться о том, что потеряешь работу.

Японский опыт весьма специфичен. Эта страна не использует чужие образцы, а применяет собственные методы в экономике, ведении хозяйства, устройстве жизни народа. Большую роль сыграла книга «Сделано в Японии». Её автор – один из создателей и руководителей «Сони корпорейшин», на собственном опыте раскрыл механизм управления крупнейшей компанией и перечислил направления в работе с персоналом: опора на традиционное трудолюбие японцев, добросовестное отношение к работе; обязанность управляющих действовать самостоятельно, владеть умением объединять людей и вести их за собой, поднимать моральный  дух сотрудников; воспитание у персонала чувства сопричастности к фирме, сплочение его в коллектив, ощущающих себя не наемниками, а членами единой семьи.

Социальная политика в западноевропейских странах направлена на то, чтобы обеспечить гражданам равные стартовые возможности, страховать их от рисков лишиться достойного уровня жизни, регулировать доходы.

8. США- признанный лидер среди индустриально развитых стран мира. Методы социального управления в США основаны на том, что предприятие рассматривается как сложная система, главным элементом которой являются люди, персонал. США опережали другие страны в области внедрения новых средств механизации и автоматизации производства, совершенствования технологий. Распространение с середины 70х г. Концепции качества трудовой жизни (КТЖ), суть которой заключалась в прямой связи между уровнем производительности труда и степенью удовлетворения важных личных потребностей человека посредством его работы на данном предприятии.

Мероприятия: предоставление работнику возможностей использовать и развить свои способности; поддержание  у работника уверенности в  трудовой деятельности, перспективе  профессионального роста и служебного продвижения; вознаграждение за работу; обеспечение безопасных и здоровых условий труда; создание морально-психологической атмосферы; подчеркивание социальной значимости работы, того, что фирма занята полезным и нужным для общества делом; и др. Крупные фирмы выделяют средства на благотворительные цели, предоставление социальных благ населению.

Американцы высоко ценят достаток семьи, личную безопасность и интересный досуг, возможность  не беспокоиться о том, что потеряешь  работу.

9. Японский опыт весьма специфичен. Эта страна не использует чужие образцы, а применяет собственные методы в экономике, ведении хозяйства, устройстве жизни народа. После второй мировой войны в Японии проводились социально-экономические и демократические преобразования. Особую роль выполняли менеджмент, система управления персоналом предприятий. Большую роль сыграла книга «Сделано в Японии». Её автор – один из создателей и руководителей «Сони корпорейшин», на собственном опыте раскрыл механизм управления крупнейшей компанией и перечислил направления в работе с персоналом: опора на традиционное трудолюбие японцев, добросовестное отношение к работе; обязанность управляющих действовать самостоятельно, владеть умением объединять людей и вести их за собой, поднимать моральный  дух сотрудников; воспитание у персонала чувства сопричастности к фирме, сплочение его в коллектив, ощущающих себя не наемниками, а членами единой семьи.

Придавалось большое  значение не только размерам, но и порядку  оплаты труда. Соблюдался небольшой  разрыв в оплате различных категорий  работников. Зп и система поощрений непременно учитывают как результаты труда, так и возраст работника, продолжительность его работы в данной фирме, профессиональную подготовку и семейное положение.

В цехах японских предприятий не редко выставляют доски почета с портретами местных  новаторов и описанием их достижений, организуются формы соревнования среди сотрудников за решение сложных производственно-технических задач. В ряде отраслей экономики ( строительство, транспорт, гостиничное хозяйство и др). намеренно сохраняются лишние рабочие места, чтобы таким образом ослабить уровень безработицы. 

10. Социальная политика в западноевропейских странах направлена на то, чтобы обеспечить гражданам равные стартовые возможности, страховать их от рисков лишиться достойного уровня жизни, регулировать доходы. В Германии был взят твердый курс на социальную ориентацию рынка, на включение в рыночный механизм системы социальной защиты населения. Были достигнуты заметные успехи в развитии экономики и социальной сферы, сравнительно быстрое повышение уровня жизни в стране. В Германии регулирующая роль государства заключается в том, чтобы уберечь: устойчивые цены, высокий уровень занятости, экономический рост и др.

Уровень оплаты труда в Германии достаточно высок, немцы дорожат работой и добросовестно  к ней относятся. Они воспринимают труд как источник финансирования своих потребностей и увлечений. В случае если человек по уважительным причинам не имеет работы, он получает материальную поддержку. Оставшимся без работы выплачиваются пособия. Безработные  и люди, относящиеся к слабозащишенным группам населения (многодетные, иммигранты и др), могут получать помощь так же из федеральной казны.

В Швеции бесплатные здравоохранения и образование. В стране укрепился «солидарный  подход» чтобы никто не впал в  полную нищету и не стал бы источником чрезмерной социальной напряженности. Более сильный помогает более слабому, это реализуется через налоговую политику.

11. Влияние научно-технических достижений на социальную сферу общества (соединение науки, техники и производства). Научно-техническая революция привела к  качественным сдвигам в производственных отношениях, социально-экономической структуре индустриально развитых стран и всего мирового сообщества. Оно означало появление новых источников энергии, технических средств, технологий и материалов, формирование информационных ресурсов.

Стремительное развитие химии привело к получению  множества новых продуктов, способствовало разработке неизвестных способов  обработки сырья и полуфабрикатов. Появление ракетно-технической техники, создание электронно-вычислительных машин. Электронная автоматизация охватила практически все области жизни человека, включая не только производство и труд, но и сферы быта, обращения товаров, предоставления услуг, информации.

Так же меняется и роль личного фактора общественного производства – роль человека как носителя рабочей силы и субъекта трудового процесса, одновременно олицетворяющего культуру и достижения цивилизации. Именно человек становится главой движущей силой общественного развития.  Личностный фактор – это не только человеческий капитал, т.е. знания, навыки, способности работника, но и социальный капитал, т.е. отношения между людьми, занятыми общим делом.

Так же на соц  развитие влияет рост благосостояния людей. Его критерием явл показатели качества и уровня жизни, т.е условия жизни людей и удовлетворение их потребностей.  На качество и уровень жизни влияют: здоровье, питание, одежда, условия труда и занятости, образование, жилищные условия, соц обеспечение.

16. Условия труда – это совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов трудовой деятельности, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека. Они вкл в себя: производственную среду, трудовой процесс, технологию и формы организации труда. Сокращения до минимума тяжелых и вредных для здоровья работ, преодолении отрицательных последствий монотонности труда, производственную гимнастику, рациональное использование перерывов для отдыха и питания, наличие социально-бытовых помещений – раздевалок, душевых, буфетов и пр.

Все это влияет на самочувствие работников, результативность труда, поскольку плохие условия  снижают работоспособность человека, вызывают отвращения к труду, становится причиной тяжелых травм, стрессов и аварийных ситуаций. В настоящее время на многих предприятиях созданы сауны в дополнение к душевым и раздевалкам, кабинеты производственной гимнастики.

Охрана  труда  представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Это проведение мероприятий, основанное на осознании того, что здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие зависят от продолжительности дня, социально-гигиенических и др условий труда.  Продолжительность раб времени не должна превышать 40 ч в неделю, для отдельных категорий работников (не достигших возраста 18 лет, занятых на работах с вредными условиями труда и др) устанавливается сокращенная продолжительность раб времени.

К санитарно-гигиеническим  условиям относятся состояние технических средств, оборудования, освещенность раб мест, проветриваемость помещений, температура и влажность воздуха, уровень шума и др. Основная задача гигиены труда – предупредить неблагоприятное воздействие этих факторов на здоровье и трудоспособность работников.

Безопасность  труда – это комплекс организационных, технических, санитарно-гигенических мероприятий и средств, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предотвращение угрозы здоровью и самой жизни работников. Однако обеспечение надлежащих условий и охраны труда на предприятиях остается неудовлетворительным. Вероятность стать инвалидом труда или получить профессиональное заболевание по-прежнему высока.В связи с этим введены дополнительные меры обеспечения безопасности условий труда на предприятиях, создание благоприятных условий для тех организаций, которые реализуют программы укрепления здоровья и предупреждения заболеваний среди работников.

17. Материальное вознаграждение трудового вклада – оплата труда в зависимости от достигнутых результатов, его количества и качества. В денежных и вещественных формах оплаты труда переплетаются основные цели организации с личными и групповыми интересами работников, возможностями удовлетворения их разнообразных потребностей. Уверенность работников в справедливой оплате является источником трудовой активности. Система оплаты труда складывается из установления норм выработки, тарифных разрядов и раценок, определения на их основе размеров основной зп. Дополнением служат разного рода компенсации, призванные материально стимулировать работников. Эта область мотивации трудовой деятельности  - побуждение человека к работе посредством как внутриличностных факторов, так и внешних, находящих выражение в мотивах и стимулах. Работодатели же по-своему реализуют функцию вознаграждения за работу. Зп часто превращается в своего рода пособие, которое определяется не конкретными результатами, а зависит от финансового положения организации в данный момент.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
18. Социальная защита работников – это система мероприятий по соблюдению норм действующего в стране социально-трудового законодательства, прав и социальных гарантий сотрудников. Социальная защищенность работников любой организации предусматривает ряд важных мер: должен учитываться и соблюдаться минимальный размер оплаты труда и тарифной ставки (оклада); необходимо обеспечить нормальную продолжительность раб времени – 40 ч в неделю; предусматривается компенсация за работу в выходные и праздничные дни, неиспользованный отпуск в случае увольнения; возмещение вреда здоровью, нанесенного неблагоприятными условиями работы, оплата командировочных расходов.

Организация должна заботиться о выплате различных  пособий: стипендий работникам на время  профессиональной подготовки или повышения  квалификации; пособий работающим женщинам на период декретного отпуска; ежемесячных пособий матерям в случае предоставления им отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по временной нетрудоспособности при болезни работника, бытовой травме.

Обязательное  социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отчисление в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального  страхования; так же внимания заслуживают  ветераны труда – лица, удостоенные государственных наград (орденов, медалей, почетных званий) или знаков отличия в труде. За государством сохраняются функции управления всей системой социального страхования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19. Персонал организации – это не просто группа совместно работающих сотрудников. Каждый из наделен определенными чертами характера и следует определенным нравственным принципам. Межличностные отношения в коллективе определяются в первую очередь общественно и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Такой климат является психологическим отражением в эмоциях (чувствах) и настроениях людей. Отношение работников к совместному делу и друг к другу, т.е. социально-психологический климат стимулирует работника, вызывает у него  напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в работе или безразличие.

В структуре  социально-психологического климата  коллектива выделяются 3 основных компонента: Нравственно-психологическая совместимость – это степень совпадения материальных и духовных ценностей, схожесть эмоциональной настроенности коллег по общему делу. Важен так же нравственный идеал – представления человека о том, что подлежит одобрению или осуждению (стремление действовать организованно и настойчиво, добиваться уважения со стороны других людей и др). Высоко ценима в коллективе добросовестность – честное выполнение обязательств. Следует принимать в расчет и способность человека к совершенствованию своих интеллектуальных и эмоциональных качеств, умению вести себя при общении с другими людьми.

Деловой настрой работника  зависит от ряда условий: активный интерес к труду, приносящему материальное и нравственное удовлетворение, привычный ритм жизни и выполняемой работы, хорошие санитарно-гигиенические условия, морально-психологическая атмосфера в организации и др. Всему этому может способствовать и организация соревнований.

Социальный  оптимизм – это положительное восприятие действительности, уверенность в возможностях улучшения жизни, осознание себя общественно значимой силой – поддержание такого настроя – важная задача в работе с персоналом. Социальные интересы и ценности находят проявление в личном достоинстве и осознании человеком своей общественной значимости, они выражаются в жизненной позиции, мировоззренческих установках и социальном идеале.

1. Особым  видом социальной деятельности  организации является управление  ее социальным развитием —  это комплексный элемент целостного  управления организацией. Реализуя  свои генеральные цели, организация  вынуждена учитывать социальные  условия и управлять своим социальным развитием (т.е. адекватно реагировать на внешние социальные условия).

В этой связи  предметом изучения выступают способы, методы и механизмы управления социальной деятельностью, обеспечивающие социальное развитие организации.

Цель дисциплины «Управление социальным развитием организации» — формирование комплекса знаний и навыков у специалистов по управлению персоналом, необходимых для выработки оптимальных методов управления социальной деятельностью организации, что в конечном итоге, с одной стороны, должно открывать возможность самореализации человека в трудовой деятельности, а с другой — стимулировать экономическую эффективность организации.

Предмет и цель дисциплины определяют и ее основные задачи:

освоение понятийного  аппарата управления социальным развитием организации;

раскрытие роли, функций и задач управления социальным развитием организации;

изучение и  освоение комплекса теоретических  и методических знаний управления социальным развитием организации;

формирование  практических навыков управления социальным развитием организации;

рассмотрение  тенденций развития науки в сфере  управления социальным развитием организации  и использования новых информационных технологий.

2. Важнейшим элементом внешней среды является государственное управление и регулирование деятельности организации. Так, имея свой бюджет, государство может оказывать существенное влияние на экономическую жизнь страны: регулировать расширенное воспроизводство, сокращая или повышая налоги, проводя протекционистскую политику в отношении отечественного производителя; влиять на создание новых рабочих мест; посредством субсидий поддерживать производство отдельных видов продукции; развивать целые отрасли и пр.

Рычагами государственного управления научно-техническим прогрессом (НТП) и другими аспектами хозяйственной жизни во многих развитых странах являются прямое бюджетное субсидирование, льготное целевое кредитование по линии специализированных государственных кредитных институтов, налоговые льготы и льготные формы амортизации, привилегии на инвестиции. Специально для реализации крупных проектов организуются государственные программы, разрабатываются специальные методы по их управлению.

В хозяйственной  системе, непосредственно связанной  с удовлетворением социальных и культурных потребностей людей, имеются четыре основных уровня управления:

национальный;

регионально-отраслевой;

территориальный;

первичный (организация).

Отраслевая структура  региона является основополагающим фактором, оказывающим существенное влияние на все стороны жизнедеятельности региона.

Руководство организации  само ответственно за планирование ее деятельности, организацию работы, снабжение сырьем, а главное —  реализацию готовой продукции.

На более высоких  уровнях управления планирование должно осуществляться в трех направлениях:

-необходимо  жестко планировать деятельность  тех подразделений, которые находятся  в ведении того или иного  органа управления.

-должны составляться  прогнозы развития системы в  целом.

-в условиях  трансформационной экономики должна измениться система показателей, по которым осуществляется планирование.

3. Истоки  регулирования социальных вопросов  уходят в глубокую историю.  Еще в первобытном обществе, когда  сообщества людей представляли  собой родовые общины, возникли первые элементарные формы социальной деятельности. Эти формы не выделялись из общей деятельности человека, так же как экономическая и другие виды деятельности.

С наступлением эпохи цивилизации и ее первого  этапа – традиционного общества человек оказался «проклят на труд». Первой формой дифференциации труда явилась вертикальная – на ее основе возникли иерархическая система управления трудом, субординация (подчинение) и принуждение к труду. Функции работников, стоящих на разных уровнях иерархии, были различными: руководители отдавали распоряжения, подчиненные выполняли эти распоряжения. Но работники, стоящие на одном иерархическом уровне, обычно всегда выполняли одни и те же функции и при этом были заменяемы.

Для традиционного  общества характерна жестокая эксплуатация человека человеком. Именно в это время возникают такие формы принуждения к труду, как рабство и крепостничество.

Пришедшее на смену  традиционному индустриальное общество характеризуется не столько с  развитием техники, сколько возникновением новой организации труда, особенностью которой стала горизонтальная дифференциация. Уже первые мануфактуры предполагали распределение неодинаковых трудовых обязанностей между работниками одного уровня.

Проблемы повышения  эффективности производства за счет социальных факторов исследуются с начала XX в., когда Ф. Тейлор создал основы научной организации труда (НОТ). 

4. Кадры, персонал, человеческие ресурсы — это главные деятели организаций (обеспечивающие функционирование учреждений, компаний, корпораций, фирм и т.д.). В целом организация и является полем деятельности персонала, и именно в организации осуществляется управление персоналом. Поэтому объектом дисциплины «Управление социальным развитием организации» является социальная деятельность отдельной организации. Социальная деятельность организации — это деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий гуманизации труда и качества трудовой жизни, являющиеся инструментами актуализации человеческих ресурсов. Гуманизация труда — это совершенствование управления трудовой деятельностью с целью предоставления работнику возможности раскрыть свои производительные резервы, прежде всего, интеллектуальные и психологические. Гуманизация труда предусматривает ряд аспектов:

-безопасность — работник на рабочем месте не должен ощущать угрозы своему здоровью, доходам, обеспеченности работой в будущем и т.д.;

-справедливость — доля каждого, выраженная в доходе, должна соответствовать доле его вклада в достижение организации;

-самоактуализация  личности — труд должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить раскрытие в профессиональной деятельности индивидуальных особенностей работника;

-демократия — самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной политике.

Осуществляется  гуманизация труда на основе улучшения условий труда, отдыха, взаимоотношений в коллективе, форм, размеров оплаты труда и других факторов, непосредственно влияющих на характер отношений в организации. С гуманизацией труда непосредственно связано качество трудовой жизни 

— понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов  работника посредством труда  в данной организации. 
 

6. Отечественная практика управления процессами социального развития организаций имеет богатую историю и опыт. В условиях командно-административной экономики с первых лет Советской власти одним из главных направлений деятельности государства было удовлетворение минимально необходимых потребностей населения в питании, жилье, топливе и одежде. В период первых пятилеток, когда осуществлялась программа индустриализации, социальная инфраструктура в центральных промышленных районах реконструировалась и расширялась, а в осваиваемых новых территориях только формировалась. Одним из первых массовых опытов управления социальным развитием организаций можно считать введение рабочего контроля над производством и распределением продуктов в 1917 г., после прихода к власти большевиков. Суть рабочего контроля была выражена следующим образом: «В интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, кооперативных, производительных товариществах и пр. предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия». Рабочий контроль реализовался через фабрично-заводские комитеты, советы старост и другие выборные учреждения, создаваемые рабочими. Решения этих органов были обязательными для владельцев предприятий, которые вместе с представителями рабочих должны были нести ответственность перед государством за порядок, дисциплину и охрану имущества.  
 
 
 
 
 

31. Оценка   социальных   результатов  проекта  предполагает, что проект соответствует   социальным  нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом  мероприятия  по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами  социальной  инфраструктуры (в пределах установленных норм) являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной  оценке  в составе  результатов  проекта не подлежат. Основными видами  социальных   результатов  проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются: изменение количества рабочих мест в регионе; улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников; улучшение условий труда работников; изменение структуры производственного персонала; улучшение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров (топливом и энергией — для проектов в топливно-энергетическом комплексе, продовольствием — для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.п.); улучшение здоровья работников и населения; экономия свободного времени населения. В стоимостной  оценке   социальных   результатов  учитывается только их самостоятельная значимость..

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12. Внешние  факторы характеризуют состояние  и изменение внешней среды  организации (политической, социокультурной, экономической, правовой, демографической, природно-климатической).. Например, действие правового фактора проявляется в наличии и действенности трудового законодательства, определяющего (наряду с конституцией и другими законами) социально-трудовые права и гарантии наемных работников, механизм взаимодействия наемных работников и предпринимателей как социальных партнеров. Природно-климатический фактор влияет на состояние здоровья работников, режим рабочего времени, определяет размер средств, которые необходимо расходовать на поддержание работоспособности персонала, профилактические мероприятия медицинского и спортивного характера и т.д.).

 К внутренним  факторам относятся:

- технико-технологические  особенности производства (в широком  смысле, как производства к.-л. продукции или услуги), определяющие общие физические и социально-психологические условия труда, особенности применяемых средств труда и состав рабочих мест, режим рабочего дня, сменность, требуемый уровень профессиональной подготовки персонала, организационную структуру управления и т.п.;

- экономические  особенности производства, отражающиеся  в значении его основных экономических  показателей: объема производимой  продукции (услуг), ее народнохозяйственное  значение (сравните, например, производство  автомобилей и производство жевательной резинки), прибыли, рентабельности, конкурентоспособности, размеры основных фондов, величина фонда заработной платы и т.д.);

- социальные  факторы, заключающиеся в данном  состоянии трудового коллектива  организации и ее социальной инфраструктуры. Фактический состав работников организации на момент формулирования целей социального развития, отражающийся во всей совокупности его характеристик (см. ответ на вопр.1) имеет решающее значение для формулирования целей социального развития организации и выбора средств их достижения. К социальным факторам следует также отнести состояние системы управления персоналом, действующие принципы формирования кадровой политики и принятия кадровых решений, целевые установки руководящего состава организации, готовность руководителей к изменениям принципиального характера, которые и являются сутью управления социальным развитием организации.

 Главным фактором  социального развития организации  является социально-психологическая  готовность к развитию самих людей – членов трудового коллектива (от руководителей до рядовых сотрудников).

13. Факторы внутренней социальной среды организации  
– это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько разделов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

1. Кадровый раздел  охватывает такие процессы, как  взаимодействие менеджеров и  рабочих; найм, обучение и продвижение  кадров; оценка результатов труда  и стимулирование; создание и  поддержание отношений между  работниками и т.п. 

2. Организационный раздел включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

3. В производственный  раздел входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

4. Маркетинговый  раздел внутренней среды предприятия  охватывает все те процессы, которые  связаны с реализацией продукции.  Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

5. Финансовый  раздел включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного  использования и движения денежных  средств на предприятии. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. [1]

Так же внутренняя среда вкл. потенциал организации  и ее социальную инфраструктура, условия  работы и охраны труда, соц. защищенность раб., соц-псих климат коллектива, материальн. вознагражд. труда и семейные бюджеты и пр.

14. Важнейшим элементом внешней среды является государственное управление и регулирование деятельности организации. Так, имея свой бюджет, государство может оказывать существенное влияние на экономическую жизнь страны: регулировать расширенное воспроизводство, сокращая или повышая налоги, проводя протекционистскую политику в отношении отечественного производителя; влиять на создание новых рабочих мест; посредством субсидий поддерживать производство отдельных видов продукции; развивать целые отрасли и пр.

Рычагами государственного управления научно-техническим прогрессом (НТП) и другими аспектами хозяйственной  жизни во многих развитых странах  являются прямое бюджетное субсидирование, льготное целевое кредитование по линии специализированных государственных кредитных институтов, налоговые льготы и льготные формы амортизации, привилегии на инвестиции. Специально для реализации крупных проектов организуются государственные программы, разрабатываются специальные методы по их управлению.

В хозяйственной  системе, непосредственно связанной  с удовлетворением социальных и  культурных потребностей людей, имеются  четыре основных уровня управления:

национальный;

регионально-отраслевой;

территориальный;

первичный (организация).

Отраслевая структура  региона является основополагающим фактором, оказывающим существенное влияние на все стороны жизнедеятельности  региона.

Руководство организации  само ответственно за планирование ее деятельности, организацию работы, снабжение сырьем, а главное — реализацию готовой продукции.

На более высоких  уровнях управления планирование должно осуществляться в трех направлениях:

-необходимо  жестко планировать деятельность  тех подразделений, которые находятся  в ведении того или иного органа управления.

-должны составляться  прогнозы развития системы в  целом.

-в условиях  трансформационной экономики должна  измениться система показателей,  по которым осуществляется планирование.

15. Потенциал и социальная инфраструктура организации

Потенциал отражает материально-технические и организационно-экономические  возможности организации, т.е. ее размеры  и территориальное расположение, численность персонала и характер ведущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции (товаров и услуг), форму собственности, состояние основных фондов, финансовое положение.

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей.

В условиях современной  Российской Федерации перечень объектов социальной инфраструктуры включает следующие:

обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты  коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.;

медицинские и  лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и  т.д.);

объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.);

объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные  хозяйства для поставки свежих продуктов);

объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);

спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные  для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

коллективные  дачные хозяйства и садово-огородные  товарищества.

Организация в  зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий  может располагать целиком собственной  социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием. 

20. Внешняя среда  - это совокупность активных хозяйствующих  субъектов, экономических, общественных  и природных условий, национальных  и межгосударственных институциональных  структур и других внешних  условий и факторов, действующих  в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.

Внешние факторы  влияния - условия, которые организация  не может изменить, но должна постоянно  учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.

Внешняя среда  прямого воздействия для организации - это совокупность факторов, которые  непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

Среду прямого  воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач. К ней относятся:

-  поставщики  материальных ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей  силы;

-  государственные  органы и законы;

-  потребители  (частные лица и компании, государственные органы;)

-  конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий,  соперничающих в достижении идентичных  целей, стремящихся обладать теми  же ресурсами, благами, занимать  положение на рынке; 

- отраслевая  принадлежность, география и эколог. территор. на котор располож. предпр., специфика товаров рынка и др.

Они делятся  на 2 группы: 1) по характеру происх.( макроэк-ие, мезоэк-ие, микроэк-ие, наноэк-ие); 2) по способу воздействия на организацию (сетевые, социальные, средовые).

   
   
   
   

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению социальным развитием организации"