Принципы управления качеством. Субъекты и объекты управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:56, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ISO 9000

Файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 42.76 Кб (Скачать)
  1. Принципы управления качеством. Субъекты и объекты управления качеством.

Принципы управления качеством

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее  время они должны обеспечивать возможность  реализации восьми ключевых принципов  системного управления качеством, освоенных  передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ISO 9000:

1. Ориентация на потребителя.  Стратегическая ориентация на  потребителя, соответствующим образом  обеспечиваемая организационно, методически  и технически, жизненно необходима  каждой организации и каждому  предприятию, функционирующему в  условиях конкурентного рынка.

2. Роль руководства. В  соответствии с ним руководитель  должен создать условия, необходимые  для успешной реализации всех  принципов системного управления  качеством.

3. Вовлечение работников. Это одно из ключевых положение  TQM, в соответствии с которым  каждый работник должен быть  вовлечен в деятельность по  управлению качеством. Необходимо  добиться, чтобы у каждого возникла  внутренняя потребность в улучшениях.

4. Процессный подход. И  органично связанный с ним  пятый принцип:

5. Системный подход к  управлению. В соответствии с  этими принципами производство  товаров, услуг и управление  рассматриваются как совокупность  взаимосвязанных процессов, а  каждый процесс - как система,  имеющая вход и выход, своих  "поставщиков" и "потребителей".

Реализация этих принципов  изменяет сложившиеся подходы к  управлению, основу которого составляет иерархическая организационная  структура. Практика показала, что трудности  и проблемы, обусловленные тем, что  единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.

6. Постоянное улучшение.  Двадцать лет назад стратегия  качества базировалась на концепции  оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской  промышленности показал, что устанавливать  пределы улучшения недопустимо,  само улучшение должно быть  системой и составной частью системы управления.

7. Принятие решений, основанных  на фактах. Реализация принципа  призвана исключить необоснованные  решения, которые обычно называют  волевыми. Необходимо собирать и  анализировать фактические данные  и принимать решения на их основ. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

8. Взаимовыгодные отношения  с поставщиками. Этот принцип,  суть которого в простейших  случаях очевидна, необходимо реализовывать  по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Под управлением качеством  продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении  продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

 

 

 

  1. Управление качеством на протяжении всего жизненного цикла продукции. Функциональная схема управления.

Управление качеством  на протяжении всего жизненного цикла  продукции.

Обеспечение стабильного  качества выпускаемой продукции  и его повышение может быть достигнуто с помощью непрерывного управления качеством на протяжении всего жизненного цикла продукта. Процесс управления качеством является органической составной частью процессов управления всеми стадиями жизненного цикла изделия: разработкой, изготовлением, реализацией или потреблением. На каждой из этих стадий на качество продукта влияет множество факторов и условий, которые должны учитываться при организации процессов и процедур управления.

В идеальных условиях производители  должны обладать полной и точной картиной качества изделия на протяжении всего  жизненного цикла, начиная с этапов разработки. Такая информация:

- служит единым источником сведений для детального рассмотрения текущего состояния качества продукта всеми заинтересованными сторонами на любом этапе жизненного цикла;

- предоставляет высшему руководству и ответственным лицам ключевую информацию, позволяя принимать обоснованные решения, положительно влияющие на качество;

- помогает сотрудникам, участвующим в различных этапах жизненного цикла изделия, понимать влияние их действий на качество продукта;

- объединяет процессы различных этапов жизненного цикла, касающиеся обеспечения качества.

Многообразие и взаимосвязанность  факторов и условий, влияющих на качество, непрерывность его формирования и обеспечения на всем протяжении жизненного цикла, участие в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления  обусловливают необходимость комплексного, системного подхода к управлению качеством. Развитие принципов, методов  и техники такого подхода привело к созданию на предприятиях-изготовителях систем управления качеством продукции.

Функциональная  схема управления качеством продукции

(петля качества)

Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими  решение задач управления качеством  продукции.

Рис.1 Петля качества

Управление качеством  продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

 

Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 2 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

Рис.2 Цикл Деменга

Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения  системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга, что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Ю.И. Ребрин «Управление качеством» Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

 


Информация о работе Принципы управления качеством. Субъекты и объекты управления качеством