Понятие сертификации. Виды и схемы сертификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:14, реферат

Краткое описание

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаютсяПравительством Российской Федерации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Цели, задачи и принципы сертификации………………………………………..4
2. Виды сертификации………………………………………………………………6
3. Схема сертификации продукции………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Цели, задачи и  принципы сертификации………………………………………..4

2. Виды сертификации………………………………………………………………6

3. Схема  сертификации продукции………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованных источников……………………………………………..20

Введение

 

     К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие  места и пр. Сертификация может  иметь обязательный и добровольный характер. Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаютсяПравительством Российской Федерации.

     Сертификация  продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях.

     Сертификат  соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы  сертификации для подтверждения  соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

     Декларация  о соответствии — документ, в  котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

     Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

     Знак  соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы  сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

  1. Цели, задачи и принципы сертификации
 

Основными целями сертификации являются:

  • создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

     Для достижения указанных целей сертификации должен быть решен ряд важных задач, к числу которых относятся:

  • создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;
  • определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;
  • аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых;
  • подготовка и аккредитация экспертов;
  • разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов и услуг;
  • модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;
  • установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;
  • международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двухсторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.

     При проведении сертификации необходимо руководствоваться  следующими принципами:

  • наличие законодательной основы сертификации (Законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и др.);
  • гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с действующими международными, региональными и национальными системами сертификации других стран;
  • компетентность и независимость органов по сертификации, обеспечивающие объективность и достоверность подтверждения соответствия продукции установленным в нормативных документах требованиям;
  • добровольность заявителя при выборе органа по сертификации, если функционирует несколько органов по сертификации одной и той же продукции;
  • открытость системы сертификации для участия в ней предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, признающих и выполняющих ее требования;
  • информирование всех участников сертификации – изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации испытательных лабораторий и других заинтересованных субъектов о правилах и результатах сертификации при сохранении конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
  1. Виды  сертификации

     В соответствии с законодательством  сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

     Обязательная  сертификация – подтверждение  уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.

     Обязательная  сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Обязательные требования нормативных документов (стандартов, СанПиН и др.) регламентируются законом «О стандартизации». К ним относятся: безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, безопасность для окружающей среды, техническая и информационная совместимость, единство маркировки, единство методов контроля.

     Обязательной  сертификации подлежат большинство непродовольственных товаров. Степень их потенциальной опасности широко колеблется – от товаров с высокой потенциальной опасностью (транспортные средства, электротовары, газовая аппаратура, оружие) до товаров с умеренной опасностью (мебель, ткани, меха).

     Обязательную  сертификацию проходят порошкообразные  синтетические моющие и пеномоющие средства, требования по безопасности к которым установлены в ГОСТах. Вне сферы обязательной сертификации находятся ювелирные, художественные, галантерейные товары, большинство строительных товаров (исключение составляют фанера, древесно-стружечные плиты, балконные двери и окна). В перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, не вошли многие товары бытовой химии, поскольку они выпускаются по ОСТ или ТУ.

     Для большинства товаров и услуг небольшую значимость имеют безопасность их для потребителя и единство маркировки.

     К типичным показателям безопасности непродовольственных товаров относятся показатели:

  • химической безопасности (для игрушек, посуды, древесно-стружечных плит),
  • электрической безопасности (для электро- и радиотоваров),
  • взрывобезопасности (нефтепродукты, газовая аппаратура и газ),
  • пожарной безопасности (электротовары, радиотовары, игрушки, мебель и пр.),
  • радиационной безопасности (керамической посуды, телеаппаратура),
  • механической безопасности (транспортные средства, игрушки, некоторые хозяйственные товары – ножи, ручные шинковки).

     Специфичными  для непродовольственных товаров  являются такие обязательные требования как взаимозаменяемость и совместимость (для сложнотехнических товаров), требования эргономики (мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.), функциональная пригодность (товары текстильной и легкой промышленности, отдельные товары бытовой химии), требования охраны окружающей среды (синтетические моющие средства, удобрения, элементы питания, люминесцентные лампы).

     Обязательная  сертификация осуществляется в специально создаваемых системах обязательной сертификации. Результатом обязательной сертификации соответствия служит сертификат соответствия.

     Подтверждение соответствия может также проводиться посредством оформления изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

     Декларация  о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации продукции. Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

     Декларация  о соответствии оформляется субъектами хозяйственной деятельности на основании  документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям. Такими документами могут быть:

  • протоколы приемных, приемно-сдаточных и других контрольных испытаний, проведенных компетентными испытательными лабораториями изготовителя (продавца, исполнителя) или сторонними лабораториями;
  • сертификаты соответствия на сырье, материалы, комплектующие изделия;
  • санитарно-эпидемиологические заключения, ветеринарные свидетельства;
  • сертификат пожарной безопасности;
  • сертификат на систему качества или производства;
  • другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.

     Добровольная  сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирает сам заявитель. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции.

     Объектами добровольной сертификации являются системы  качества производства, а также продукция, работы и услуги, не подлежащие в  соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации. Проведение добровольной сертификации ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не заменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета реализации продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг.

     Добровольная  сертификация проводится на договорных условиях между заявителем и органом сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации.

     В отличие от обязательной сертификации, добровольная сертификация касается тех видов продукции (процессов, услуг), которые не включены в обязательную номенклатуру и определяются заявителем. Вместе с тем продукция, прошедшая обязательную сертификацию, может проверяться в рамках добровольной сертификации на соответствие требованиям, дополняющим обязательные.

     На 1 января 2000 года в России было зарегистрировано 104 системы добровольной сертификации. К их числу относятся: система стоимостной оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта; система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона и т.д.

     В России в настоящее время преобладает  обязательная сертификация, за рубежом  – добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособнотсть, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.

     Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стандартов Франции «NF». По ее результатам продукция маркируется знаком «NF». Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. В связи с этим 75 % французских фирм проходят через добровольную сертификацию. Сейчас в России заинтересованы в добровольной сертификации в основном российские экспорты. По мере ужесточения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации.

Информация о работе Понятие сертификации. Виды и схемы сертификации