Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:24, контрольная работа
Проблема качества жизни стала играть такую же роль в осмыс¬лении динамики жизни общества, как стремление построить обоб¬щающий показатель развития экономики. В настоящее время таким показателем признан валовой внутренний продукт (ВВП). Однако совершенно ясно, что показатель ВВП нуждается в серьезном допол¬нении со стороны социальной политики, наиболее функционально связанной с качеством жизни.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие качества жизни……………………………………………………….4
2. Методы оценки качества жизни населения…………………………………..6
3. Эволюция представлений о показателях качества жизни…………………...9
Заключение………………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………………...13
Ряд авторитетных ученых на большом фактическом материале доказывают пагубность сохранения сложившихся тенденций развития цивилизации и призывают к ограничению темпов экономического роста, увеличению затрат на сохранение природной среды, сокращению разрыва между бедными и богатыми странами. В частности, подчеркивается опасность ситуации, при которой жители развитых стран, составляющие менее 20% населения Земли, потребляют свыше 80% природных ресурсов и создают подавляющую часть промышленных отходов.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята концепция устойчивого развития, согласно которой удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно осуществляться за счет будущих поколений.
В соответствии с изменениями идеологии менялись и показатели качества жизни. Если в 1950—1960-х гг. качество жизни оценивалось, прежде всего, исходя из величины ВВП, приходящегося на одного жителя страны, то в последующем начинает учитываться система показателей, которые характеризуют различные стороны существования человека.
Во второй половине 1980-х гг. формируется понятие индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в котором учитывается не только потребление материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.
С 1990 г. публикуются данные о величинах ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах величины ИРЧП определяются как средние арифметические из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП.
Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:
где Х – фактическое значение показателя, Х – значение показателя, принятое как минимальное, Х – значение показателя, принятое как максимальное.
В России последнего десятилетия XX в. наибольшее влияние на оценку населением качества жизни оказывали проблемы преступности, экологии, медицинского обслуживания.
Наряду
с рассмотренной существуют и
другие методики оценки качества жизни.
В частности, специалистами Центрального
экономико-математического института
(ЦЭМИ) РАН под руководством С. Айвазяна
предложена компьютерная система оценки
качества жизни, основанная на использовании
статистических данных, характеризующих
здоровье населения страны (рождаемость,
смертность, продолжительность жизни),
его имущество и доходы, социальную безопасность
(условия труда, преступность, размеры
пособий), экологические параметры. Значимость
показателей оценивается экспертами.
Заключение
Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
При
нынешней скудности финансовых ресурсов
необходимо перейти от принципа социальной
помощи всем гражданам к адресной помощи
тем, кто в ней действительно нуждается.
Должен быть усилен контроль за использованием
средств внебюджетных целевых фондов,
усилена ответственность за нарушение
законодательства. Надеюсь, что политика
в области социальной защиты населения
будет более грамотной, что приведет к
повышению уровня жизни граждан, обеспечению
достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов
и др. социально незащищенных слоев населения.
Список используемой литературы
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда – М.: Норма, 2011. – 448 с.
2. Градов А.П. Национальная экономика – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
3. Кокин Ю.П., Шлендер П.Э. Экономика труда – М.: Магистр, 2010. – 686 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс – М.: Изд-во Вильямс, 2007. – 656 с.
5. Ломакин В.К. Мировая экономика – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 672 с.
6. Мазур
И.И., Шапиро В.Д. Управление
7. Савченко П.В. Национальная экономика – М.: Экономисть, 2008. – 813 с.
8. Спасенников
В.В. Экономическая психология – М.: ПЭРСЭ,
2006. – 448 с.