Экономические аспекты качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 11:58, доклад

Краткое описание

Все приведенные выше понятия о качестве согласно Международному стандарту ИСО 8402 "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь" версии 1994 года - имеют экономическое значение. Из этого следует, что целью управления качеством служит достижение экономического эффекта (прибыли) и что административное управление качеством также должно опираться на экономические факторы .

Файлы: 1 файл

1.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

Экономические аспекты  качества

Все приведенные  выше понятия о качестве согласно Международному стандарту ИСО 8402 "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь" версии 1994 года - имеют  экономическое значение. Из этого  следует, что целью управления качеством служит достижение экономического эффекта (прибыли) и что административное управление качеством также должно опираться на экономические факторы .

Только через проектирование эффективной системы качества в  организации, как утверждает Международный стандарт Международной организации по стандартизации МС ИСО 9004-1 версии 1994 года, могут быть обеспечены следующие требования к продукции, которая должна:

а) соответствовать области  применения, назначению, четко определенным потребностям;

б) отвечать требованиям потребителей;

в) соответствовать принятым техническим условиям и стандартам;

г) удовлетворять требования и запросы общества;

д) отвечать требованиям  охраны окружающей среды;

ж) быть экономически выгодной, приносить прибыль.

Сегодня, при насыщении рынка большинством видов продукции, ростом конкуренции и потребительских запросов общества первостепенное значение имеет решение проблем, связанных с затратами, рисками и выгодами как для организации, так и для потребителя.

В этой связи необходимо:

а) для достижения экономического эффекта, получения  прибыли :

постоянно работать над  сокращением затрат, улучшением функциональной пригодности товаров, следовательно  более полно удовлетворять потребность  и рост доверия потребителя;

постоянно работать над повышением рентабельности и увеличением контролируемой доли рынка организации;

б) для уменьшения затрат :

внимательно отслеживать  затраты на обеспечение стоимости  приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат потребителя на эксплуатационное обслуживание, издержек из-за простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;

учитывать издержки в  следствие неудовлетворительного  сбыта продукции и конструктивных недостатков, в том числе на некондиционную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку предприятием, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;

в) для минимизации  риска :

стремиться исключить  такие риски, которые связаны  со здоровьем людей, их безопасностью, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия потребителями;

стремиться исключить  риски, связанные с продукцией, имеющей  дефекты, которые отрицательно влияют на репутацию, авторитет организации, ведут к потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, оттоку финансовых и человеческих ресурсов.

1.3. Классификация затрат  на качество 

Движение по пути рыночных отношений вынуждает все шире осваивать новые (международные) правила  ведения учета, анализа хозяйственной  деятельности и отчетности. Данную совокупность нормативных документов, информацию по характеру ее сбора, получения и по использованию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую).

Внутренний учет и  анализ называют управленческим . Управленческий анализ субъективен, конфиденциален, им занимаются профессионалы высокого уровня, но именно он обеспечивает и обусловливает принятие решений. Однако он не дает возможности сопоставить и обобщить данные различных фирм. Международные стандарты на системы качества подчеркивают, что затраты для обеспечения качества составляются (классифицируются) внутри организации по ее собственным критериям.

Затраты для  обеспечения качества - это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в том числе, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества .

Некоторые виды потерь определить количественно крайне трудно. При  этом они могут быть очень значительными. Например, потеря престижа организации.

Эффективная система  качества (СК) с финансовой (внешней) точки зрения может непосредственно  влиять на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования  хозяйственной деятельности, что влечет за собой не только снижение брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции

Международные стандарты  на системы качества (МС 9004-1: 1994г.) для  единообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по отдельным методам калькуляции (классификации) затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности производителя (изготовителя).

1. Метод калькуляции затрат на  качество

Затраты на качество (ЗК) в  целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной  деятельности (Ву) и внешних работ (Вш).

Составляющие  затрат по внутренней хозяйственной  деятельности анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, а затраты на устранение дефектов - убыточными.

К составляющим затрат относят:

профилактику - деятельность по предотвращению и недопущению  дефектов, например, метрологическое  обеспечение производства, обучение персонала и т.д.;

оценивание - контроль, испытание  и обследование с целью оценки выполнения требований к качеству;

внутренние затраты - следствие дефектов, выявленных до поставки продукции, например, повторная  обработка, переделка, брак, повторное  предоставление услуги, повторное проведение испытаний.

внешние затраты - следствие  дефектов, проявившихся после поставки продукции, когда продукция не отвечает требованиям, предъявляемым к качеству. Например, затраты на ремонт продукции, ее возврат, гарантийное обслуживание, прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции, издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции.

2. Метод калькуляции  затрат, связанных с процессами 

Данный метод оперирует  понятиями стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса:

а) стоимость соответствия - затраты на удовлетворение всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;

б) стоимость несоответствия - затраты, возникшие вследствие нарушения существующего процесса.

Как стоимость соответствия, так и стоимость несоответствия могут быть источником экономии средств.

3. Метод определения  потерь из-за низкого качества 

Здесь основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичный пример внутренних нематериальных потерь - снижение производительности труда вследствие переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Типичные внешние нематериальные потери - сокращение в будущем объема сбыта вследствие неудовлетворенности потребителей. Материальные потери - внутренние и внешние затраты , являющиеся следствием дефектов.

Рассмотрим пример калькуляции  затрат на качество изготовления и  эксплуатации холодильников методом  ПОД, которые равны:

Затратам на метрологическое  обеспечение производства

ПЗК = 300 млн. руб.;

Затраты на испытание и сертификацию

ОЗК = 25 млн. руб.;

Затраты на брак в производстве

ДЗК = 5 млн. руб.;

Затраты от возврата продукции  потребителями 

ЗКВш = 10 млн. руб.

Теперь определим сумму  общих затрат на качество и затрат на качество, явившихся следствием внутрихозяйственной деятельности организации.

ЗКВу = ПЗК + ОЗК + ДЗК = 330 млн. руб.

ЗК = ЗКВу ЗКВш = 340 млн. руб.

1.4. Экономическая эффективность улучшения качества

Эффективность является одним из наиболее общих и важнейших экономических понятий.

В данном курсе мы рассматриваем  прежде всего влияние качества на эффективность изготовления и эксплуатации продукции.

В рекомендациях, приводящих оценку эффективности мероприятий  научно-технического прогресса, под эффективностью понимается характеристика способности системы производить экономический эффект (Э), равный разности между результатом экономической деятельности (Р) и затратам (З), произведенными для его получения (Зп) и использования или эксплуатации (Зэ).

З - Система - Р 

Э = Р - З = Р - (Зп + Зэ).

Существует экономический  механизм зависимости экономической  эффективности от улучшения качества.

При улучшении качества продукции  изготовителем, как правило, увеличивается  и объем финансирования (затраты на качество). Увеличение затрат повышает продажную цену продукции. Для приобретения продукции потребителем по более высокой цене необходимо, чтобы процесс ее совершенствования вел к увеличению экономического эффекта потребителя.

В свою очередь изготовитель за счет увеличения продажной цены рассчитывает компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, а также повысить свой экономический  эффект для расширения (развития) производства. В то же время изготовитель повышает экономический эффект потребителя прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив до минимума или снизив дефекты при использовании продукции.

Главное, если изготовитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой продукции, ему необходимо количественно и качественно учесть интерес потребителя, т. е. иметь (производить) продукцию с меньшей ценой потребления . В данном случае продукция изготовителя будет реализована, и он не только получит, но и увеличит прибыль.

При таком подходе совершенно очевидно, что выгоду получают как  изготовитель, так и потребитель, в результате растет общий экономический  эффект, движется научно-технический  прогресс за счет совершенствования  качества продукции, развития производства.


Информация о работе Экономические аспекты качества