Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:07, реферат
В последнее время появилось большое количество научных монографий и отдельных статей, посвященных обобщению опыта промышленных предприятий по повышению качества продукции и решению теоретических вопросов, связанных с целенаправленным улучшением качества.
Это свидетельствует о том, что в настоящее время формируется новая наука, наука о качестве продукции.
Введение……………………………………………………………………3
1. Качество, измеряемое и количественно оцениваемое в квалиметрии.5
2. Почему появились оценки качества………………………………….11
3. Что такое квалиметрия……………………………………………….15
4. Сфера применения квалиметрии…………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………23
Дифференциальные оценки не только являются инструментом квалиметрии, но без них невозможно получить комплексную оценку. В самом деле, оценки отдельных показателей, на которых базируются комплексные оценки, есть не что иное как дифференциальные оценки. Следовательно, проблема квалиметрии - разработка и развитие всех методов оценки качества (как комплексных, так и дифференциальных). Тем более, что комплексная оценка качества и не постоянно необходима. В некоторых случаях достаточно иметь только дифференциальную оценку одного из свойств качества (например, в ситуации когда при сравнении двух образцов с поставленной задачей выбора лучшего из них все остальные свойства одного образца оказываются равными соответствующим свойствам другого)
За
последние несколько лет в
области оценки качества проделана
большая работа: сформулирован предмет
науки о качестве продукции, вышел
государственный стандарт на основные
термины в области качества продукции,
подготовлено несколько терминологических
стандартов по качеству, разработаны "Методические
указания по определению уровня качества
промышленной продукции серийного производства",
опубликовано множество статей по оценке
качества конкретных видов продукции
и т. д.
Вначале квалиметрия определялась как наука об измерении и оценке качества продукции. И это было полностью конечно, потому что проблема качества народнохозяйственной продукции – одна из важнейших проблем.
Где в настоящее пора применяется квалиметрия? Расширилась ли сфера ее приложения? Во второй половине XX в. основные научные категории, относящиеся не только техническим, но н к естественным и более того гуманитарным наукам, все в большей степени начинают подвергаться сначала формализации, а потом - и количественному выражению (квантификации).
В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной научно-технической, научно-популярной н даже общественно-политической литературе все чаще затрагиваются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, не являющихся продуктами труда, или оценки качества протекания различных процессов.
Существующие в данный момент методики оценки качества (несмотря ил то, что объект оценки у них самый разнородный) характеризуются внутренним единством. Оно содержится в том, что эти методики базируются на общих принципах квалиметрии. Следовательно, с точки зрения теоретической квалиметрии, эти методики однородны и могут быть описаны одним алгоритмом.
Таким образом, можно считать, что: - методы комплексной количественной оценки качества захватывают все новые области, зачастую неблизко отстоящие от первоначальной сферы их приложения - только к продуктам труда; - алгоритм этих методов и принципы, на которых они базируются, практически не отличаются от тех, которые приняты в теоретической квалиметрии; - сферы приложения многих из этих методов, например оценка качества специалистов, чрезвычайно важны4.
Поэтому целесообразно поставить вопрос о едином фронте работ исследователей, занимающихся проблемой оценки качества в самых различных областях народного хозяйства, что, несомненно, будет способствовать повышению научного уровня таких исследований. Кроме того, расширение сферы квалиметрии поможет подвести научную базу под целый комплекс методов решения задач по оценке качества различных процессов и предметов, не являющихся продуктами труда, что, безусловно, будет иметь большое народнохозяйственное роль.
Следовательно,
есть основания утверждать, что в настоящее
время квалиметрия начинает объединять
не только методы оценки качества различных
видов продукции, но и методы оценки качества
предметов, не являющихся продукцией,
и также различных процессов.
Заключение
В заключение нужно отметить, несмотря на это, сегодня ещё рано утверждать, что сложилась стройная теория квалиметрия. Слишком небольшой срок прошел с момента ее зарождения, слишком серьезен объект исследования. Однако правомерно и нужно изрекать уже теперь об ориентации данного научного направления, о принципах и подходах к оценке качества, о первостепенных, узловых проблемах, на решение которых должны быть направлены усилия специалистов.
В настоящее время квалиметрия достигла такой стадии развития, когда внутри нее явственно начинают выдаваться две ветви: теоретическая и прикладная.
Теоретическая
квалиметрия абстрагируется от конкретных
объектов (предметов или процессов)
и изучает только общие закономерности
и математические модели, связанные
с оценкой качества. Объектом теоретической
квалиметрии являются философские и методологические
проблемы количественной оценки качества.
Задача прикладной квалиметрии - разработка
конкретных методик и математических
моделей для оценки качества конкретных
объектов разного вида и назначения.
Список
использованной литературы
1. А.В. Гличев "Прикладные вопросы квалиметрии", "Стандарт", Москва, 1983г.
2.
В.А. Авилов Математико-
3. Г.Г. Азгальдов О взаимосвязи качества и потребительской стоимости, "Стандарты и качество", Москва, 1971г.
4.
Л.Н. Альперин Об инженерно
- психологической оценке
5. Райхман "О квалиметрии", "Стандарты и качество", Москва, 1983г.
Информация о работе История возникновения квалиметрии как самостоятельной науки