Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:46, реферат
Бенчмаркинг (методология реперных точек) [1, 2, 4] представляет собой процесс систематического, методического и непрерывного определения и изучения лучших видов деятельности и лежащих в их основе навыков и умений, применяемых лидирующими в данной отрасли организациями в их стремле-нии к совершенствованию. Данный процесс оказывает стимулирование (на всех организационных уровнях) стремлений организации, основанное на этих лучших примерах, к совершенствованию дея-тельности и к превосходству над конкурентами.
Бенчмаркинг (методология реперных точек) [1, 2, 4] представляет собой процесс систематического, методического и непрерывного определения и изучения лучших видов деятельности и лежащих в их основе навыков и умений, применяемых лидирующими в данной отрасли организациями в их стремле-нии к совершенствованию. Данный процесс оказывает стимулирование (на всех организационных уровнях) стремлений организации, основанное на этих лучших примерах, к совершенствованию дея-тельности и к превосходству над конкурентами.
Методология реперных точек на английском языке называется Benchmarking (Бенчмаркинг). Можно считать, что слово "бенчмаркинг" уже вошло в список специальных терминов, применяемых рус-скоязычными специалистами в теории Всеобщего управления качеством (TQM).
Итак, бенчмаркинг – это стратегия стимулирования изменений (перемен) и оптимизации деятельности в работе организации. 2.2.1 Цели и задачи применения методологии реперных точек (бенчмаркинга)
Бенчмаркинг по большей части применяется для того, чтобы сравнить собственные процессы и дея-тельность с лучшими процессами и деятельностью общепризнанных лидеров. На основе этого сравне-ния производится оценка величины разрыва (отставания или опережения) в деятельности организации по сравнению с лучшими конкурентами. Обычно подвергают бенчмаркингу следующие процессы организации:
– маркетинг;
– закупки;
– улучшение технологии;
– усовершенствование продукции;
– материально-техническое обеспечение.
В зависимости от избранного объекта бенчмаркинга, различают следующие его виды: внутренний, конкурентный, процессный и стратегический бенчмаркинги [2, 26, 27].
2.2.1.1 Внутренний бенчмеркинг
Этот вид бенчмаркинга включает в себя сравнение внутренних составных частей, деятельности и процессов в пределах своей собственной организации. Это обычно представляет интерес для больших организаций. В рамках внутреннего бенчмаркинга определяют, насколько рационально и эффективно другие подразделения и отделы выполняют подобную деятельность по сравнению с нашим подразделе-нием.
2.2.1.Конкурентный бенчмаркинг
В рамках конкурентного бенчмаркинга осуществляют сравнение с прямыми конкурентами. При этом оценивают применяемые конкурентами производственные процессы, а результат таких оценок
сравнивают со своей собственной ситуацией. Основываясь на сравнении того, что делается в другой организации, можно привести в порядок свои собственные процессы, повысив их эффективность и за счет этого улучшить производимую продукцию.
Например, разработчик программных средств, желая укре-пить свои конкурентные позиции, может попробовать понять (постичь), что было сделано фирмой Microsoft для того, чтобы стать лидером на рынке программных продуктов.
2.2.1.3 Процесс бенчмаркинг
Процессный бенчмаркинг включает в себя поиск процессов, лучших в конкретном классе процес-сов, невзирая на то, является ли этот процесс конкурирующим или в какой отрасли промышленности он применяется. Таким образом, можно сравнить процессы материально-технического обеспечения на предприятии химической промышленности с наиболее современными процессами компании, работаю-щей в электронной отрасли.
2.2.1.4 Стратегический бенчмаркинг
Стратегический бенчмаркинг применяется для достижения стремительного успеха (прорыва) в сфере производительности и особых производственных возможностей для того, чтобы усилить свои конку-рентные позиции. Эта деятельность предполагает большой скачок вперед, что было бы трудно претво-рить в жизнь без применения стратегического бенчмаркинга. Этот тип бенчмаркинга может служить поддержкой процесса стратегического планирования за счет определения сравнительных конкурентных позиций по всем видам деятельности и, соответственно, показать лучшее направление движения вперед.
Стратегический бенчмаркинг может быть осуществлен несколькими путями, например [2]:
– путем сравнения своей
собственной стратегии и
– путем определения
(исходя из понимания силы и
слабости конкурентов), в каких
сферах деятельности ваша
2.2.2 Порядок применения бенчмаркинга
Основным этапом осуществления методологии реперных точек (бенчмаркинга) являются (см. рис. 2.7) следующие действия [2]: определение предмета бенчмаркинга, идентификация партнеров по бенчмаркингу, сбор данных, анализ данных, определение разрыва между лучшими достижениями конкурентов и собственными результатами, формирование конструктивных функциональных целей, разработка плана действий, выполнение запланированных действий и мониторинг процесса, поиск новых предметов для выполнения бенчмаркингового исследования.
2.2.2.1 Определение предмета бенчмаркинга
На этом этапе определяют
[2], какие функции, задачи, процессы
или виды деятельности, осуществляемые
в пределах собственной организации,
будут подвергнуты
Базируясь на критических условиях успеха (факторах, имеющее решающее значение для организации), должны быть отобраны для бенчмаркинга один или несколько процессов. Учредите команду для детального изучения и описания этого процесса, которая должна сделать следующее:
1.Определение предмета бенчмаркинга
2.Идентификация партнеров по бенчмаркингу
3.Сбор данных
4.Анализ данных
5.Определение разрыва в деятельности
6.Формулирование конструктивных функциональных целей
7.Разработка плана действий
8.Выполнение запланированного, осуществление мониторинга и контроля
9.Все предметы бенчмаркинга рассмотрены?
Рис. 2.7 Циклический процесс бенчмаркинга [2] – идентифицировать стадии процессов;
– определить ход (течение) процесса;
– описать порядок осуществления каждой стадии процесса;
– установить уместные и существенные индикаторы (показатели, критерии) выполнения процесса;
– определить входы и выходы процесса;
– выявить требования и ожидания потребителей.
На этом этапе должны быть сформулированы цели выполняемого проекта, определены данные, подлежащие сбору и пополнению, а также подготовлен пробный список вопросов.
2.2.2.2 Идентификация партнеров по бенчмаркингу
В качестве партнеров в данном случае рассматриваются [2] организации и/или подразделения, которые будут предметом сравнения в процессе бенчмаркинга.
При отборе партнеров по бенчмаркингу важными критериями являются:
– эти партнеры должны быть выдающимися (лучшими в своем классе) по отношению к предмету бенчмаркинга;
– конкурентоспособность их деятельности;
– доступность заслуживающей доверия информации об этих партнерах.
Идентификация партнеров по бенчмаркингу требует проведения опросов, консультаций и обращения к нескольким источникам информации, например, к таким как:
– базы данных;
– профессиональные журналы;
– газеты;
– отчеты банков;
– годовые отчеты конкурентов;
– материалы семинаров;
– консалтинговые фирмы;
– университеты и т.п.
Список этих источников информации может быть дополнен в результате проведения опроса (интервью) потребителей (заказчиков, покупателей, клиентов), поставщиков, служащих, банкиров, каждый из которых может внести полезный вклад.