Виды юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью своей работы я вижу определение юридического лица, по возможности, со всех сторон, я постараюсь, по возможности, охватить все виды юридических лиц, рассказать об их формах, дать не только краткую характеристику, но и более детально описать все действующие на территории России юридические лица, включая образования иностранных бизнесменов.

Жизнь общества часто вызывает необходимость объединения людей в группы, союзы разных видов для достижения тех или иных целей. По этой причине основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте является юридическое лицо.

Оглавление

Введение
2-3
1. Понятие признаки и значение юридического лица.
4-6
2. Виды юридических лиц в РФ.
7-10
2.1. Коммерческие юридические лица.
10-13
2.2. Не коммерческие юридические лица.
2.3.Публичное юридическое лицо 17-
14-17
19
3. Формы ведения бизнеса иностранных предпринимателей.
20-21
4. О юридических лицах вообще.
22-25
Заключение
26
Список литературы
27

Файлы: 1 файл

Виды юридических лиц.docx

— 59.37 Кб (Скачать)

 

 

 

2.3.Публичное юридическое  лицо

 

Применение термина "юридическое  лицо" не только к хозяйствующим  субъектам, но и к многим общественным организациям теперь прочно утвердилось  в публичном праве. Вместе с тем  в последние десятилетия в  российском праве (нам не удалось  найти аналогий в зарубежном законодательстве) возникло новое явление. Понятие  юридического лица было распространено, причем без каких-либо уточнений  или оговорок, на органы государства, государственной власти, органы местного самоуправления (заметим: не на организации, а на органы). Сошлемся на новые правовые акты. В Федеральном законе 2003 г. об общих принципах местного самоуправления юридическим лицом назван представительный орган местного самоуправления, в положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах 2004 - 2005 гг. (а это сотня документов). Таким образом, современное российское законодательство твердо придерживается позиции: органы государства - юридические лица. Каких-либо исключений или уточнений в упомянутых выше правовых актах не делается, равно как нет их и в Гражданском кодексе Российской Федерации, где дано общее понятие юридического лица, пригодное, как предполагается, ко всем из них, и указаны их разновидности. Органов государства среди этих разновидностей нет.

Проблема весьма серьезна. Или мы действительно имеем новый поворот  в подходах к понятию юридического лица, новую концепцию, или этот термин употребляется по отношению к  государственным органам для  того, чтобы напомнить о государственной  печати, штампах и бланках.

Учреждение как одна из разновидностей юридического лица в ГК РФ названо. Однако учреждение - это не орган, что в равной мере относится к государственному учреждению и государственному органу. Конституция РФ различает государственный орган и учреждение. В статье 125 говорится о федеральных органах государственной власти, органах исполнительной власти , судебных органах , об органах местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ). Законодательным органом назван парламент. Вряд ли все эти органы можно назвать учреждениями с позиций научного понимания этих явлений. С другой стороны, в Конституции сказано о "государственных и муниципальных образовательных учреждениях" (ст. 43), об "учреждениях культуры", о "государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения" (ст. 41). Государственными учреждениями являются, например, государственный научно-исследовательский институт, государственный университет, государственная библиотека и т.д. Такие учреждения тоже, конечно, занимаются управленческой деятельностью (ректор вуза, деканы и т.д. организуют учебный процесс, награждают или наказывают студентов, дирекция государственной библиотеки устанавливает правила пользования фондами для читателей), но их управленческая деятельность распространяется только на определенный контингент лиц, ограничена определенными вопросами, способы принуждения весьма относительны. Учреждения занимаются главным образом обслуживанием населения в сфере социальных отношений, культуры и т.д., осуществляя в связи с этим и определенную управленческую деятельность (например, Пенсионный фонд), но характер такой деятельности отличается от властного управления со стороны органов государства (например, Правительства РФ) или органов местного самоуправления, например районного муниципального совета, принимающего обязательное для всех постановление о правилах складирования бытовых отходов. Конечно, есть государственные учреждения, управленческая сфера деятельности имеет более широкий характер, но все-таки признано, что учреждения - это не органы. Различия между органом государства и государственным учреждением учитываются в конкретных решениях. Министерство юстиции, например, имеет, с одной стороны, свои территориальные органы (управления, отделы и др.), а, с другой - учреждения юстиции.

В российском законодательстве нет  понятия юридического лица публичного права. Нет такого определения, насколько  нам известно, и в законодательстве зарубежных стран. В научной юридической  литературе это словосочетание, а  также указания на конкретные юридические  лица публичного права встречаются  тоже нечасто, хотя в российской литературе оно присутствовало уже в начале XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы ведения бизнеса иностранными предпринимателями.

 

В соответствии с Российским законодательством, существуют три  основных законных формы ведения  бизнеса в России иностранными предпринимателями: представительство, филиал и дочернее предприятие иностранного юридического лица.

 

1. Представительство - это  подразделение юридического лица, само по себе не имеющее  статуса юридического лица. Представительство  должно иметь аккредитацию Регистрационной  палаты Министерства юстиции  Российской Федерации (Москва). Аккредитация  действительна в течение двух  лет и может быть продлена.

 

Согласно гражданскому законодательству представительство должно выполнять  лишь представительские функции  юридического лица. Однако на практике многие иностранные компании осуществляют свою коммерческую деятельность в России через представительства (представительства  очень часто используются торговыми  компаниями в качестве отделов продаж/маркетинга и строительными компаниями, чья  деятельность в России ограничена периодом конкретного строительства).

Также важно отметить, что  два или более иностранных  юридических лица могут совместно  получить аккредитацию и открыть  одно представительство.

 

2. Филиал иностранного  юридического лица - это подразделение,  полностью или частично осуществляющее  функции юридического лица. Таким  образом, иностранное  юридическое лицо может осуществлять все виды деятельности в России через свой филиал, включая выполнение представительских и коммерческих функций.7

 

В соответствии с настоящим  законодательством филиал иностранного юридического лица должен иметь аккредитацию Регистрационной палаты Министерства юстиции Российской Федерации (Москва). Филиал может быть аккредитован на срок от одного до пяти лет, и аккредитация может быть продлена. Учреждение и  ликвидация филиала осуществляются на основе решения управляющего органа иностранной компании. Деятельность филиала регулируется российским законодательством и уставными нормами, утвержденными управляющим органом иностранного юридического лица.

 

3. Дочернее предприятие  иностранного юридического лица. Иностранная компания (физическое  лицо) может осуществлять деятельность  в России через новоучрежденное  российское юридическое лицо. Российское  гражданское законодательство допускает  несколько видов юридических лиц, включая компании с ограниченной и косвенной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, и некоторые другие виды юридических лиц.

 

На практике, наиболее часто  используемые виды юридических лиц - это компании с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества. Эти виды компаний могут учреждаться одним или несколькими лицами (юридическими или физическими) объединяющими свои вклады. Юридические лица имеют универсальный статус и поэтому имеют право осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законом (некоторые виды деятельности требуют получения лицензии).

Учредители юридического лица обязаны внести в уставной капитал  новоучрежденной компании денежные средства, недвижимость или права  на недвижимость. Установленная законом  минимальная сумма уставного  капитала на данный момент равняется  приблизительно 10000 руб. (400 ЕВРО). Обычно акционеры несут ответственность  за долги юридического лица в пределах этой суммы.

 

Главная разница между  акционерным обществом и обществом  с ограниченной ответственностью - это то, что права акционеров поддерживаются акциями. Акции всех типов акционерных  обществ должны регистрироваться государственной  комиссией так же, как и все  дальнейшие выпуски акций, и поэтому  подвержены более строгому государственному контролю и регулированию. Кроме  того, каждый выпуск, кроме первого, облагается налогом на акции.

 

 

 

 

 

 

 

4. О юридических лицах вообще.

 

 

Деление на коммерческие и  некоммерческие организации иногда весьма условно, т.к. всем некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, при исполнении  требования законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать этим целям (п.3 ст.50 ГК). Более того, в кодексе прямо записано, что доходы, полученные потребительским (некоммерческим) кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами (п.5 ст.116).

Гражданский кодекс подразделяет юридические лица в зависимости  от правового режима их имущества  на три категории: субъекты права  собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений); субъекты права хозяйственного ведения (государственные  и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия) и субъекты права  оперативного управления (федеральные  казенные предприятия, учреждения). Некоторые  виды культурных, образовательных и  других учреждений (театры, музеи, учебные  заведения и т.д.) обладают также  правом самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной  предпринимательской деятельности (ст.298 ГК).

 

Все некоммерческие организации, а также унитарные предприятия  и юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности, (например, банки, страховые компании и т.д.), могут осуществлять только такие  виды деятельности, которые соответствуют  целям их создания (ст. 49 ГК). Кроме  того, субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления могут осуществлять права владения, пользования и распоряжения этим имуществом только в пределах, установленным  законом, целями деятельности, заданиями  собственника и назначением имущества (ст.296 ГК). В частности, государственное  предприятие или учреждение не вправе распоряжаться находящимся на его  балансе недвижимым имуществом (сдавать  в аренду, отдавать в залог, вносить  в качестве вклада в совместную деятельность и т.д.) без согласия собственника этого имущества (ст.295 ГК).

 

 

   В случаях, когда в состав учредительных документов входит учредительный  договор, в нем должны содержаться  указанные в ч. 2 п. 2 комментируемой статьи условия (имеются в виду обязательство  образовать юридическое лицо, определение порядка совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества учредителями и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, управления им и выхода учредителей (участников) из его состава). Перечисленные условия относятся к числу существенных для данного договора, а потому в силу п. 1 ст. 432 ГК учредительный договор должен считаться заключенным лишь с момента, когда стороны достигнут согласия по этим, а также всем другим условиям, относительно которых по заявлению хотя бы одного из учредителей должно быть достигнуто согласие, либо их необходимость предусмотрена в законе (в частности, в законе, посвященном данному виду юридических лиц).

 

Независимо от вида юридического лица в учредительных документах нужно указать его наименование и место его нахождения, а также  порядок управления им. В отличие  от Основ ГК предполагает, что указание предмета и целей необходимо только для юридических лиц, чья правоспособность признается Кодексом специальной, то есть для некоммерческих организаций  и унитарных предприятий, а в  предусмотренных законом случаях  и других коммерческих организаций. Вместе с тем предмет и цели могут содержаться также в  учредительных документах всех других организаций, в частности хозяйственных  товариществ и обществ, если учредители (участники), как уже отмечалось, захотят ограничить правоспособность юридического лица. Однако такое ограничение  должно быть определенным образом выражено в учредительных документах. Необходимость  во включении в учредительные  документы указания на предмет и  цели деятельности юридического лица может быть предусмотрена в законе.

 

Наименование юридических  лиц служит необходимым средством  их индивидуализации, позволяя тем  самым отличить одно из них от другого.

ГК (ст. 54) устанавливает два  требования к наименованию. Первое общее: в наименовании должна быть предусмотрена  организационно-правовая форма юридического лица (хозяйственное товарищество или  хозяйственное общество определенного  вида, унитарное предприятие, учреждение, фонд и т.п.). Другое относится только к организациям, на которые распространяется принцип специальной правоспособности, необходимо определить характер деятельности организации.

Наименование юридического лица, занимающегося предпринимательской  деятельностью, называется фирмой (фирменным  наименованием). Фирменное наименование юридического лица составляет объект особого права - права на фирму. Право на определенное фирменное наименование возникает с момента его регистрации.

Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной  регистрацией самого юридического лица путем внесения данных о фирме  в единый государственный реестр юридических лиц.

Право на фирму относится  к категории исключительных прав и защищается от нарушений. Пункт 4 ст. 54 ГК устанавливает, что лицо, которое  неправомерно использует чужое зарегистрированное фирменное наименование, обязано  по требованию организации, обладающей соответствующим правом, прекратить пользование им. Кроме того, потерпевшему предоставляется в таких случаях  возможность требовать возмещения причиненных убытков (например, в  связи с потерей части клиентуры).

 

Юридическое лицо может выбрать  любое фирменное наименование при  условии, если оно уже не используется кем-либо иным. Однако приведенное правило  знает определенные исключения. Прежде всего, это относится к наименованиям "Россия", "Российская Федерация" и образованным на их основе словам и словосочетаниям в названиях  государственных предприятий, учреждений и организаций. Все такие образования (за исключением профессиональных союзов и религиозных объединений) могут  использовать указанные словосочетания только с согласия Правительства  РФ и в установленном порядке.

Некоторыми названиями могут  пользоваться только соответствующие  специализированные организации. Так, Закон о товарных биржах предусматривает, что предприятия, учреждения и организации, не отвечающие требованиям, предъявляемым  к "биржам" и "товарным биржам", а также филиалы и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений, организаций не вправе использовать в своем названии слова "биржа" или "товарная биржа". Закон о банках установил, что  термин "банк" может содержаться  в фирменном наименовании лишь таких  юридических лиц, которые имеют  лицензию на право совершения банковской деятельности. Словосочетание "финансово-промышленная группа" можно включать в наименование только такого юридического лица, которое  выбрано участниками группы в  качестве представителя ее интересов  после внесения в установленном  порядке этого словосочетания в  ее учредительные документы.

Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при  решении ряда вопросов материального  и процессуального права. Так, в  частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, в зависимости от характера последнего признается место нахождения кредитора или место жительства должника (ст. 316 ГК).

Место нахождения юридического лица определяет, какой именно суд  вправе разрешать конкретный спор (общее  правило о подсудности гражданских  дел состоит в том, что споры  разрешаются по месту нахождения юридического лица-ответчика), какое  именно законодательство должно применяться  к возникшему спору в случаях, когда отношения спорящих сторон "осложнены иностранным элементом", что должно считаться местом заключения договора (ст. 444 ГК) или местом исполнения обязательств (ст. 316 ГК) и др.

Информация о работе Виды юридических лиц