Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:17, курсовая работа
1. В представленной курсовой работе мне необходимо раскрыть понятие Уголовного Закона. Дать характеристику его основных задач, принципов и показать его черты. Разобраться с вопросом об определении действия Уголовного Закона во времени и пространстве и сделать краткий вывод о проделанной работе и дать свою личную характеристику Уголовному Закону.
В Российском Законодательстве множество различных правовых норм, регулирующих те или иные общественные отношения. Одни из них -нормы регулирующие уголовно-правовые отношения. Все эти нормы связаны одним общим понятием Уголовный Закон.
Введение.
Понятие Уголовного Закона.
Основные задачи, принципы и черты Уголовного Закона.
Действие Уголовного Закона во времени и пространстве.
Заключение.
Список использованной литературы.
Действие уголовного закона
в пространстве предполагает раскрытие
и уяснение положений, изложенных в ст.ст.
11—13 УК РФ.
Сущность принципа территориальности,
выраженная в ст. 11 УК РФ, состоит в том,
что все лица, совершившие преступления
на территории Российской Федерации, независимо
от того, являются ли они российскими гражданами,
иностранными гражданами или лицами без
гражданства, несут уголовную ответственность
по Уголовному кодексу Российской Федерации.
Преступление можно считать
совершенным на территории Российской
Федерации, если оно началось и было завершено
на этой территории, а также когда на данной
территории осуществлялась хотя бы часть
преступного деяния, т. е. преступление
началось, либо продолжалось, либо завершилось
на территории Российской Федерации.
При соучастии в преступлении оно может считаться совершенным на территории Российской Федерации, если исполнитель совершил деяние на ее территории, а остальные соучастники действовали за рубежом. Если же исполнитель действовал за границей, а остальные соучастники (организатор, подстрекатель, пособник) выполняли свои функции по участию в данном преступлении в России, действия последних также признаются совершенными на ее территории.
Под территорией Российской Федерации понимаются находящиеся в пределах ее государственных границ: суша, т. е. сухопутная территория; водная территория; воздушное пространство; недра; континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Уголовный закон действует также на невоенных кораблях и самолетах Российской Федерации в открытом море и в воздушном пространстве над ним, на военных кораблях и самолетах Российской Федерации, где бы они ни находились.
Государственной границей является линия, определяющая пределы сухопутной и водной территории Российской Федерации. Вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, является границей воздушного пространства и недр Российской Федерации. Понятие «воздушное пространство» включает все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией Российской Федерации, в том числе и над территориальными водами.
Недра — это пространство под поверхностью сухопутной и водной территории, очерченной государственной границей Российской Федерации. Каких-либо ограничений глубины недр, являющихся территорией Российской Федерации, не существует.
В соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
Исключительная экономическая зона Российской Федерации устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод РФ и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды.
В ч. 4 ст. 11 УК РФ говорится об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации. Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и секретари-архивариусы, а также члены их семей, не являющиеся гражданами России и проживающие совместно с ними.
Ограниченным иммунитетом
от уголовной юрисдикции Российской Федерации
на началах взаимности пользуются консульские
должностные лица, сотрудники обслуживающего
персонала дипломатических представительств,
а также представители и должностные лица
международных организаций, члены парламентских
и правительственных делегаций.
Круг лиц, пользующихся правом
экстерриториальности, может быть расширен
или сужен по договоренности заинтересованных
сторон.
Право экстерриториальности
распространяется также на служебные
и жилые помещения, на средства передвижения
дипломатических представителей. Однако
это не дает права использовать дипломатический
иммунитет в целях, несовместимых с функциями
дипломатических представительств.
Статья 12 УК РФ определяет действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с принципом гражданства.
Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Понятие гражданина Российской Федерации определяется в Законе РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.). Гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.
Согласно указанному Закону, лицо без гражданства — это лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 12
УК РФ гражданин Российской Федерации
и постоянно проживающее в России лицо
без гражданства в случае совершения ими
преступлений вне пределов территории
Российской Федерации оказываются в юрисдикционном
поле двух государств:
1) государства, на территории
которого они совершили преступление;
2) России, гражданами которой
они являются или где они постоянно проживают,
являясь лицом без гражданства.
Российский гражданин и постоянно проживающее в России лицо без гражданства, совершившие преступление за ее пределами, могут быть осуждены судом государства места совершения преступления по законам этого государства. В этом случае они не могут быть вновь привлечены к уголовной ответственности за то же самое преступление по российскому уголовному закону.
В соответствии со ст. 50 Конституции РФ и ч. 2 ст. 6 УК РФ, устанавливающих, что никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же преступление, комментируемая статья определяет, что ни граждане РФ, ни лица без гражданств, ни иностранцы не могут привлекаться к уголовной ответственности, если за совершенные ими вне пределов РФ преступления они были осуждены в иностранном государстве. Таким образом, реализуется конституционный принцип, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».
Если же по каким-либо причинам гражданин Российской Федерации или постоянно проживающее в России лицо без гражданства, совершившие преступления вне ее пределов, не были осуждены в иностранном государстве (скрылись, были выданы России, обладали иммунитетом и т. д.), они могут быть осуждены по российскому уголовному законодательству, но при условии, что инкриминируемое им деяние признается преступлением и в том государстве, где оно было совершено. При этом российский суд не может назначить им наказание, превышающее верхний предел санкции за данное преступление по законодательству иностранного государства места совершения преступления.
Эти же правила распространяются
на граждан России, имеющих одновременно
гражданство другого государства (двойное
гражданство).
Впервые в РФ на законодательном
уровне решен вопрос об уголовной ответственности
военнослужащих, находящихся в составе
воинских частей РФ за пределами России.
При этом законодатель не счел возможным
принять жесткое решение: указанные военнослужащие
отвечают по УК РФ, если иное решение не
предусмотрено соответствующим международным
договором РФ, который в таком случае является
приоритетным в силу ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ.
Часть 3 ст. 12 УК РФ построена на основе универсального и реального принципа действия уголовного закона в пространстве. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который также именуется космополитическим, исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и заключается в том, что каждое государство вправе применить свой уголовный закон к иностранным гражданам, совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные международными соглашениями.
Реальный принцип состоит в том, что каждое государство распространяет свой уголовный закон на преступления, совершенные за границей этого государства, если они посягают на его интересы или интересы его граждан. Реальный принцип устраняет недостатки принципов территориального и гражданства.
Положения ст. 13 УК РФ относят к действию уголовного закона в пространстве и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников.
В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление или против которого оно было направлено либо гражданами которого они являются. Вопрос о выдаче преступников (экстрадиции) регулируется двусторонними договорами, например, договором о взаимной правовой помощи.
Выдача лица, совершившего
преступление (экстрадиция), — это передача
для привлечения к уголовной ответственности
или для приведения в исполнение приговора
в отношении лица, обвиняемого в совершении
преступления или осужденного, государством,
на территории которого находится преступник,
другому государству, где было совершено
преступление, или государству, гражданином
которого является преступник.
Граждане Российской
Федерации, совершившие преступление
вне пределов Российской Федерации, в
соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной
ответственности по российскому законодательству.
Часть 1 ст. 61 Конституции РФ устанавливает:
«Гражданин Российской Федерации не может
быть выслан за пределы Российской Федерации
или выдан другому государству». Это положение
зафиксировано и в ч. 1 ст. 13 УК РФ.
В соответствии с международным
договором Российской Федерации (многосторонним
или двусторонним) выдача возможна в отношении
находящихся в России иностранных граждан
или лиц без гражданства, совершивших
преступление вне пределов Российской
Федерации (ч. 2 ст. 13 УК РФ). Так, например,
государства — участники Содружества
Независимых Государств, приняли 22 января
1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи
и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам.
Согласно ст. 56 указанной Конвенции,
договаривающиеся стороны обязуются по
требованию выдавать друг другу лиц, находящихся
на их территории, для привлечения к уголовной
ответственности или для приведения приговора
в исполнение.
Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Выдача для приведения приговора
в исполнение производится за такие деяния,
которые в соответствии с законодательством
запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся
Сторон являются наказуемыми и за совершение
которых лицо, выдача которого требуется,
было приговорено к лишению свободы на
срок не менее шести месяцев или к более
тяжкому наказанию.
Согласно ст. 1 Конвенции о
передаче лиц, осужденных к лишению свободы,
для отбывания наказания в государстве,
гражданами которого они являются (Берлин,
19 мая 1978 г.), граждане каждого из договаривающихся
государств, осужденные к лишению свободы
в другом договаривающемся государстве,
будут по взаимному согласию этих государств
передаваться для отбывания наказания
в то государство, гражданами которого
они являются.
Двусторонние договоры
об оказании правовой помощи, включающие
вопросы выдачи преступников, имеются
у Российской Федерации с Азербайджаном,
Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией,
Вьетнамом, Грецией, Грузией, Ираком, Ираном,
Йеменом, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией,
Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией,
Польшей, Румынией, Тунисом, Чехословакией,
Эстонией, Югославией.
Федеральным законом от 25
октября 1999 г. № 190-ФЗ ратифицирована Европейская
конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.
В международных договорах
о выдаче применяется термин «преступление,
влекущее выдачу». К таким обычно относятся
деяния, которые в соответствии с законодательством
обеих сторон (в двусторонних договорах)
или всех участников (в многосторонних
договорах) являются преступлениями и
за совершение которых предусматривается
наказание в виде лишения свободы на срок
свыше одного года или более тяжкое наказание
(см., например, Договор между Российской
Федерацией и Литовской Республикой 1993
г.).