Уголовный кодекс как единственный уголовный закон Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является рассмотрение значения уголовного кодекса как единственного уголовного закона Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд промежуточных задач:
- дать понятие уголовного кодекса, как единственного уголовного закона республики Беларусь;
- раскрыть содержание уголовного законодательства;
- перечислить и раскрыть задачи и принципы уголовного закона;
- указать действие уголовного закона во времени, в пространстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Понятие Уголовного кодекса как уголовного закона и его значение……………………...5
ГЛАВА 2 Структура уголовного закона………………………………....11
ГЛАВА 3 Действие уголовного закона во времени и пространстве…....16
ГЛАВА 4 Толкование уголовного закона……………………..………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 1.docx

— 64.87 Кб (Скачать)

Действии уголовного закона в пространстве -  это распространение её юрисдикции на определенную территорию и в отношении определенного круга лиц. Он имеет важное политическое значение, так как непосредственно связан с суверенитетом и независимостью Республики Беларусь.

В статьях 5-6 УК определены принципы действия уголовных законов  в пространстве: территориальный, гражданства, универсальный и реальный.

1.Территориальный принцип – любое лицо, совершившее преступления на территории РБ, подлежит ответственности по УК РБ (ст. 5 УК РБ).

Для применения этого принципа необходимо определить что является территорией РБ и установить места совершения преступления. 

Территория РБ – это суша, внутренние воды, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы республики. 

Территориальный принцип применяется также к лицам, совершившим преступление: 

- на военном корабле или военном воздушном судне РБ независимо от места их нахождения. 

- на гражданских воздушных или морских судах. Приписанных к порту РБ, находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РБ (если иное не предусмотрено международным договором РБ). 

Местом совершения преступления будет считаться территория РБ, если преступление было начато, продолжалось или было окончено на ее территории, или совершено в пределах РБ в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства. Итак, в соответствии с территориальным принципом любое лицо (независимо от гражданства), совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит уголовной ответственности по УК Республики Беларусь.

Исключением из данного принципа является экстерриториальность – неприменимость УК РБ к лицам, совершившим преступление на территории РБ, но обладающим дипломатическим иммунитетом, то есть неподсудностью по уголовным делам судам РБ (им обладают дипломатические представители иностранных государств и некоторые иные гр-не согласно действующим законам и международным договорам, ратифицированным РБ). 

2.Принцип гражданства – применение УК РБ к гражданам РБ или постоянно проживающим в республике лицам без гражданства за преступления, совершенными ими вне пределов РБ. (ч.1 ст.6 УК РБ).

К уголовной ответственности по данному принципу привлекаются только граждане Республики Беларусь или лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (официально проживающие в Республике Беларусь не менее 183 дней в год).

Данные лица привлекаются к уголовной ответственности  по УК Республики Беларусь при одновременном  наличии четырех условий:

- совершенное деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено;

- совершенное деяние признается преступлением в соответствии с УК Республики Беларусь;

- за совершенное деяние в иностранном государстве эти лица к уголовной ответственности не привлекались;

- они привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь

3.Реальный принцип – применение УК РБ к иностранным гражданам или не проживающим постоянно в РБ лицам без гражданства, совершившим преступления вне пределов республики, в случаях совершения особо тяжких преступлений, направленных против интересов РБ. 

Ответственность данных граждан  наступает при одновременном наличии условий:

- данными гражданами совершено особо тяжкое преступление;

- совершенное особо тяжкое преступление направлено против интересов Республики Беларусь (т.е. оно посягает на гражданина Республики Беларусь, на интересы юридических лиц, зарегистрированных в Республике Беларусь или на государственные интересы);

- данные лица не были осуждены за данное преступление в иностранном государстве;

- данные лица привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.

4.Универсальный принцип – означает применение УК РБ независимо от тех правовых норм, которые действуют в месте совершения преступления в отношении деяний прямо указанных в ч.3 ст.6 УК (преступления против мира и безопасности человечества, геноцид, экоцид, применение оружия массового поражения, нарушение законов и обычаев войны, преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов, иные преступления, совершенные вне пределов РБ, подлежащие преследованию на основании обязательного для РБ международного договора).

Ответственность граждан  наступает при наличии условий:

- лицо не было осуждено в иностранном государстве; 

- лицо привлекается к уголовной ответственности на территории РБ. 

- данным лицом совершены преступления, указанные в ч.3 ст.6 УК;

Хочется обратить внимание, что Универсальный принцип схож с реальным принципом, т.к. к уголовной ответственности по этим принципам привлекаются только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории Республики Беларусь. Данные лица привлекаются к ответственности по УК Республики Беларусь за совершение преступления вне пределов Республики Беларусь.

Отличие данных принципов – в самих преступлениях, которые совершаются. В реальном принципе – это особо тяжкие преступления против интересов Республики Беларусь, в универсальном принципе – это преступления международного характера.

В УК РБ предусмотрено применение экстрадиции (выдача лиц совершивших преступление) – передача иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания лица, находящегося на территории РБ. Особенности выдачи преступника определяются его гражданством и наличием соответствующих международных договоров. 

Гражданин РБ не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ. 

Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть выданы иностранному государству при наличии следующих условий: 

- преступление совершено лицом вне пределов РБ; 

- лицо находится на территории РБ; 

- имеется соответствующий международный договор РБ. При отсутствии такого договора лицо может быть выдано иностранному государству на основе принципа взаимности при условии соблюдения требований законодательства РБ. 

В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым  требуется выдача, совершено на территории запрашиваемого государства.

В соответствии со ст.12 Конституции  Республика Беларусь может предоставлять  право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Предоставление убежища иностранным  гражданам или лицам без гражданства  — это суверенное право Республики Беларусь, соответствующее принципам международного права. 
 
 

 

ГЛАВА 4

Толкование уголовного закона

 

Практическая реализация каждой нормы уголовного закона требует  выявления ее действительного смысла и раскрытия ее назначения. Это  обеспечивает точное и единообразное  понимание и применение уголовного закона, устранение неясностей и возможных  ошибок при его реализации, что  является предпосылкой законности.

В тех случаях, когда  совершено преступление и возникает  необходимость применить уголовный  закон, важное значение приобретает  уяснение смысла этого закона, выявление  подлинной воли законодателя, т.е. толкование уголовного закона. Необходимость в  толковании возникает не только в  случае неясности или недостаточной  четкости закона, но и во всех случаях  его применения.

На это, в частности, обращено внимание законодателем в ч.2 ст.3 УК Республики Беларусь, сказано, что нормы уголовного закона подлежат строгому толкованию.

Целью толкования является установление подлинного смысла и содержания закона, что необходимо для применения его в точном соответствии с волей  законодателя. Это, в свою очередь, обеспечит  точное и единообразное понимание  и применения уголовного закона, устранение неясностей и возможных ошибок при  его реализации, что является предпосылкой законности.

Толкование уголовного закона – это деятельность органов правосудия, должностных лиц, ученых и отдельных граждан по установлению содержания норм уголовного права.

Толкование необходимо в процессе правотворческой деятельности, при осуществлении правосудия, реализации норм уголовного права субъектами права, в научной деятельности, а также  при изучении уголовного права.

Толкование уголовного закона подразделяется на виды в зависимости от субъекта толкования, а также приемов и объема толкования.

В зависимости от субъекта того, кто толкует (разъясняет) закон, различают: официальное и неофициальное толкования, в которых содержатся еще и свои подвиды.

1.Официальным является  такое толкование, которое осуществлено  органом или должностным лицом,  специально уполномоченными на  это, и которое является обязательным  для правоприменителей. Подвидами  официального толкования являются:

- Легальным называется толкование, производимое органом государственной власти, уполномоченным на то законом. Оно совпадает по существу, с аутентическим (аутентичным) толкованием, которое является одной из форм легального толкования, означающее толкование, даваемое органом, принявшим этот закон (исходящее из первоисточника). В соответствии с п.2 ч.1 ст.97 и ст.100 Конституции Республики Беларусь органом, наделенным правом принятия закона, в том числе и уголовного, является Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Следовательно, она и правомочна осуществлять легальное (аутентическое) толкование закона. Такое толкование закона по существу равнозначно принятию нового закона, оно имеет такую же силу, какую имеет толкуемый закон.

Характерной чертой легального толкования является то, что даваемые при этом разъяснения обязательны для всех органов, учреждений, должностных лиц и граждан Республики Беларусь.

Например, разъяснение отдельных  терминов в статье 4 УК, разъяснения  отдельных терминов в иных статьях  УК Республики Беларусь (например, ст.13, 15, 205 и т.д.), многочисленные примечания к разделам, главам и отдельным статьям.

- Судебным (казуальным) именуется толкование, даваемое судом при применении нормы закона по конкретному делу. Такое толкование дается в приговорах, определениях и постановлениях судов всех инстанций по конкретному уголовному делу. Это толкование обязательно только в отношении конкретного дела.

Особым видом судебного  толкования является судебное толкование закона, даваемое в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Такие разъяснения Пленума  Верховного Суда обязательны для  всех судов, иных органов и должностных  лиц при применении ими уголовного закона Республики Беларусь.

- Нормативное толкование  представляет собой разъяснение  нормативного акта априори, без  привязки к конкретному случаю

2.Неофициальным является толкование, осуществленное лицами, не имеющими на то специальных полномочий, не обязательное для применения, носящее, как правило, рекомендательный характер. Разновидностями неофициального толкования могут быть:

- Научным (доктринальным) называется толкование, даваемое научными учреждениями, учеными-юристами, практическими работниками правоприменительных органов. Его мы находим в учебниках, научных статьях, монографиях по уголовному праву, комментариях к закону, лекциях по уголовному праву. Научное толкование не имеет обязательной силы, однако играет значительную роль в формировании уголовного законодательства, а также правильного применения уголовного закона.

- Профессиональное толкование (например, следователь, осуществляя  квалификацию совершенного деяния, толкует нормы уголовного закона);

- Обыденное толкование  – это толкование данное любым  лицом, не обладающим необходимым  образованием, познаниями, профессиональной  практикой в сфере уголовного  права.

По приемам толкования различаются следующие виды толкования уголовного закона:

- Грамматическое или филологическое толкование закона предполагает разъяснение его текста с помощью правил грамматики, синтаксиса и этимологии, значения и смысла отдельных терминов, слов и понятий, употребляемых в норме закона. Очень часто используется этот прием для уяснения смысла или термина, употребляемого в уголовном законе.

- Систематическое толкование состоит в установлении связей и взаимосвязей толкуемой нормы уголовного закона с другими близкими по содержанию нормами уголовного закона, в определении места данной нормы в системе действующего уголовного законодательства, а также в сопоставлении нормы уголовного права с нормами других близких по содержанию нормативных актов.

- Историческое толкование имеет ввиду уяснение социально- экономической и политической обстановки в стране, обстоятельств и причин, обусловивших принятие данного уголовного закона. Так, принятие нового Уголовного кодекса вызвано коренным изменением социально-экономических и политических отношений в стране, изменившейся криминологической реальностью и другими обстоятельствами.

По объему толкование различают такие виды как:

- Буквальным называется толкование закона в точном соответствии с его текстом, согласно «букве закона», что предполагает совпадение содержания и смысла нормы с его словесным выражением.

Информация о работе Уголовный кодекс как единственный уголовный закон Республики Беларусь