Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Наркотики – одна из самых серьёзных проблем современности. К сожалению, в нашей стране наркобизнес отлажен на высочайшем уровне и с каждым годом приносит всё более и более баснословные доходы преступным организациям, вовлекая в себя всё чаще простых граждан.

Оглавление

Введение
1.Историческая справка
2.Основные положения
3.Перечень наркотических средств и ответственность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

уголовное право.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

КАФЕДРА

Уголовно-правовых дисциплин

   

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

По уголовному праву

На тему: Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

 

 

Работу выполнил студент

182   учебной группы    III  курса

Паснова Анастасия Владимировна

 

 

Проверил  _______________________

  ________________________________

(должность, ученая степень, ученое  звание)

                                                                       _______________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Дата представления

работы на кафедру

«12» ноября 2012  г.

 

___________________________

          (подпись  студента)

 

 

 

 

 

 

Оценка __________________________

______________________________

______________________________

(подпись преподавателя)

 «___» ____________ 20 __г.


Санкт-Петербург 

2012

 

Содержание

Введение

1.Историческая справка

2.Основные положения

3.Перечень наркотических  средств и ответственность

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наркотики – одна из самых серьёзных проблем современности. К сожалению, в нашей стране наркобизнес отлажен на высочайшем уровне и с каждым годом приносит всё более и более баснословные доходы преступным организациям, вовлекая в себя всё чаще простых граждан. Прибыль, полученная от продажи наркотиков, в основном идёт на поддержку террористических группировок. Другая веская проблема - недоработки в работе правоохранительных органов и несовершенство Уголовного Кодекса Российской Федерации, всё это в совокупности позволяет торговцам наркотиками прекрасно существовать и мы видим, что происходит в нашей стране сегодня. Этот незаконный бизнес проникает всё глубже во все сферы нашей жизни, утягивая за собой всё большее количество населения. А там где есть спрос, соответственно будет предложение! Вот и получается, что в геометрической прогрессии растёт сбыт и потребление наркотиков. Последствия потребления наркотиков нам известны даже из выпусков новостей. Львиная доля преступлений различного рода совершаются в состоянии наркотического опьянения. Это и кражи, с целью сбыта краденого, получения денег для приобретения очередной дозы, и убийства, совершающиеся всё с той же целью, отобрать ценности у жертвы, продать, купить дозу. Так же в последнее время участились случаи вождения автомобиля в состоянии наркотического опьянения, а по мне так это страшнее, ведь если мы привыкли, что наркозависимый это человек из неблагоприятной среды, то теперь можно сказать, что наркотики пробираются вверх к более состоятельным прослойкам общества, так называемому среднему классу. А что дальше?

В нашей стране самой  главной бедой было пьянство, о  том, что надо бороться с наркоманией  никто не задумывался почти вплоть до 20 века. Тогда начал приобретать  популярность кокаин, основной из причин его широкого распространения можно назвать то, что его зачастую использовали в военных госпиталях во время первой мировой войны. Даже при условии того, что запасы опия были переданы народному комиссариату, преступность на почве наркомании в стране набирала обороты. Добавим к этому запрет алкоголя и поставки наркотика на чёрный рынок. Конечно, власти всячески боролись с этой проблемой, об этом говорит сокращение разрешённых посевов опийного мака и наказ правоохранительным органам бороться с наркопреступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Историческая  справка.

О наказе правоохранительным органам бороться с наркопреступностью говорится в предписании «О борьбе со спекуляцией кокаином» от 31.06.1918 года. 22 декабря 1924 года был издан Декрет ВЦИК и СНК СССР, он устанавливал уголовную ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта кокаин, опий, морфий, эфир. Наказание: лишение свободы до трёх лет с конфискацией части имущества или без неё, запрет на проживание в Москве, Ленинграде, пограничной полосе, в портовых городах на срок, не превышающий трёх лет. Во второй части этого документа предусматривалась ответственность за промысел наркотиков и содержание притонов, в которых производился, сбыт всего продукта. Наказание: лишение свободы со строгой изоляцией на срок не менее трёх лет, конфискация всего имущества, поражение в правах, запрет на проживание в пограничной полосе после отбытия наказания минимум три года.1 Это первая уголовно-правовая норма в союзе, направлена она была не на конечного потребителя, а на сбытчиков и тех, кто содержал притоны. Все документы того времени в основном были направлены на профилактику распространения наркомании. Многие из них в дальнейшем были включены в УК РСФСР от 1926 года, в частности статья 104 предусматривала ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих средств без надлежащего разрешения и предусматривала наказание в виде лишения свободы или исправительно-трудовых работ на срок до одного года. Промысел наказывался лишением свободы со строгой изоляцией на срок не более трёх лет.

Постановление ЦИК и  СНК СССР от 23 мая 1928 года «О мерах  по регулированию торговлей наркотическими веществами» устанавливало запрет на свободное обращение в пределах страны кокаина и его солей, гашиша, опия, морфия, героина, пантопона, дионина и его солей. Вводилось правило, согласно которому количество наркотических средств для медицинских учреждений в лечебных целях определялось наркомздравами союзных республик. Перечень предприятий-изготовителей и порядок торговли наркотическими средствами устанавливались законодательством союзных республик.2

Второй этап борьбы с  наркоманией на государственном  уровне начался с принятием Постановления  ВЦИК СНК СССР от 27 октября 1934 года. В связи с принятием данного  постановления вводился запрет на посев опийного мака и индийской конопли. Посев разрешался только на государственных полях для медицинских целей и научных исследований. Это постановление выступило основанием для полного запрета на территории СССР посевов растений содержащих наркотические вещества: опийный мак, масличный мак, индийская конопля, южно-маньчжурская конопля, южно-чуйская конопля, краснодарская конопля.

Когда СССР присоединился  к международной конвенции о  наркотических средствах 1925 года, определился  новый порядок ввоза, вывоза, продажи, применения и распределения наркотических средств. По этому порядку исходили из медицинских и научных потребностей каждой конкретной страны. Наши правовые нормы того времени уже соответствовали Конвенции, поэтому корректировать их не потребовалось. Единственное, что и в последующие двадцать лет никаких изменений в законодательстве по этому вопросу не производилось. Возможно, по этой причине сократить распространение и потребление наркотиков не получилось до желаемого, но удавалось сдерживать эти проблемы, характера, угрожающего стране они не несли. 23 мая 1928 года Постановление ВЦИК и СНК СССР «О мерах по регулированию торговли наркотическими веществами» устанавливало запрет на свободное обращение в пределах СССР кокаина и его солей, опия, героина, гашиша, морфия, дионина и его солей. Количество этих средств необходимых для медицинских целей должно было оговариваться соглашением. Был разработан перечень народными комиссариатами здравоохранения союзных республик, предприятий, которые имели право производить или передавать вышеизложенные вещества, и порядок торговли этими веществами на территории государства.

 

2.Основные  положения. 

Основные положения  деятельности, связанной с наркосодержащими веществами, регламентированы Федеральным законом от 8 января 1998 года. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Данный документ состоит из семи глав, включающих в себя 61 статью. Упоминания о сильнодействующих или одурманивающих веществах в законопроекте не имеется. Этот пробел может привести к различным коллизиям, связанным с конкуренцией между федеральной властью и региональными властями, особенно в вопросах, сопряженных с производством, лицензированием, приватизацией и регистрацией предприятий, осуществляющих такое производство, хранением, реализацией и другими действиями с сильнодействующими веществами. В Федеральном законе (ч. 1 ст. 4) специально оговаривается направленность государственной политики «на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ». К сожалению, умолчание относительно государственного контроля в целях постепенного сокращения числа больных токсикоманией существенно снижает профилактический потенциал Федерального закона.

Заметна в Федеральном  законе терминологическая несогласованность  с уже действующими законами. Так, в ст. 5 Федерального закона перечисляются основные виды деятельности, на которые распространяется монополия государства, например, культивирование растений. Между тем в ч. 1 ст. 231 УК РФ «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений», помимо слова «культивирование» упоминается также посев или выращивание наркотикосодержащих культур. Получается, что посев или выращивание, не оговоренные ни в ст. 5 законопроекта, ни в ст. 1, где приводятся основные понятия, не подпадают под государственную монополию и находятся в сфере иного, законодательно не очерченного круга деятельности. С начала 70-х годов в законодательстве СССР и Российской Федерации наблюдается усиление ответственности за незаконные действия с наркотиками, Основными документами принятыми в пот период были:

— Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией»;

— Постановление Пленума  Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и наркоманам предупредительных мер медицинского характера» от 20 декабря 1973 года с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 24 декабря 1985 года № 10 (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 года

— Постановление Пленума  Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях наркотических средств, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» от 26 сентября 1975 года.;

— Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О практике расследования судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами» от 04 мая 1990 года (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 года).

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными сильно действующими и ядовитыми веществами» от 27 мая 1998 года.

24 мая 1996 года был  принят новый уголовный Кодекс, который вступил в действие  с 1 января 1997 года. В нём уголовная  ответственность за незаконный  оборот наркотиков и другие преступления. С принятием указанных законов и иных наркотических актов действующее законодательство приведено в соответствие с международно-правовыми актами и играет положительную роль в предупреждении, пресечении, раскрытии, расследовании и разрешении преступлений, предметом которых являются наркотики и психотропные вещества.

Здоровье, как и жизнь, есть высшее неотчуждаемое первостепенное благо, без которого утрачивают значение в различной степени многие иные социальные блага, охрана и укрепление здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества. Статья 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Охрана здоровья осуществляется совокупностью мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера и направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Важное место в правовом обеспечении гарантий охраны здоровья, соблюдения прав человека и его социальной защищенности в числе других имеют уголовно-пpавовые меры. Уголовно-пpавовая охрана здоровья и нравственности осуществляется нормами различных разделов и глав Особенной части Уголовного кодекса - о преступлениях против личности, общественной безопасности, экологических преступлениях и т.д. Однако задачей этих норм является обеспечение неприкосновенности здоровья и нравственности отдельной (персонифицированной) личности. В отличие от соответствующих преступлений такие преступления, как незаконный оборот наркотических средств, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья населения, вовлечение в занятие проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, посягают на жизнь и здоровье многих лиц или части населения в определенной местности либо на нравственное здоровье населения. Поэтому особенностью преступлений против здоровья населения и общественной нравственности является неопределенно широкий круг возможных потерпевших. Специфика объекта охраны, характер применяемых предметов, широкая сфера применения, способы совершения позволяют объединить вышеуказанные нормы в одну группу, а здоровье населения и общественную нравственность рассматривать как самостоятельную социальную ценность, нуждающуюся в комплексной уголовно-пpавовой защите. Ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности традиционно регламентировалась уголовным законодательством нашего государства. Однако большая часть норм об этих преступлениях находилась в главе о преступлениях против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. В Уголовном Кодексе 1996 года законодатель, учитывая конституционную ценность охраны здоровья, предусмотрел ответственность за посягательства на эту социальную ценность и близкую к ней общественную нравственность в самостоятельной гл. 25 Особенной части. Такое решение соответствует социально-пpавовой политике государства на современном этапе. Некоторые составы преступлений из данной главы, например, незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, и сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья населения, ранее вообще не были известны уголовному законодательству.

В большинстве статей гл. 25 Кодекса законодатель, формулируя признаки составов преступлений, не раскрывает, в чем конкретно состоит нарушение  соответствующих правил (оборот наркотических  средств, психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, нарушение санитарно-эпидемиологических правил и т.д.), либо не дает конкретного перечня предметов преступлений (наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ, и т.д.). Вследствие этого уяснение признаков предмета и характера объективной стороны соответствующих преступлений невозможно без обращения к нормативным актам иных отраслей права. Учитывая степень общественной опасности pассматpиваемых пpеступлений и хаpактеp действий, законодатель большинство статей констpуиpует по пpинципу фоpмальных составов, пpизнавая пpеступления оконченными с момента совеpшения действий (склонение к потpеблению наpкотических сpедств или психотpопных веществ, незаконный обоpот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта и т.д.). Для дpугих преступлений обязательным условием ответственности за оконченное пpеступление является наступление последствий (наpушение санитаpно-эпидемиологических пpавил, выпуск или пpодажа товаpов, выполнение pабот либо оказание услуг, не отвечающих тpебованиям безопасности, и дp.). С субъективной стоpоны пpеступления пpотив здоpовья населения и общественной нpавственности могут совеpшаться умышленно (таких пpеступлений большинство) и по неостоpожности. В соответствии с тpебованием ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершенное только по неосторожности, признается пpеступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса. На неосторожный характер вины прямо указывается в диспозициях ст. 235, 236 и 238 УК. В остальных случаях преступления совершаются с прямым и косвенным умыслом (ст. 243 и 245 УК) либо только с прямым умыслом - все иные преступления. Диспозиции ряда статей (ст. 228, 230, 232, 234, 240, 242 УК) в качестве обязательного условия ответственности субъективного хаpактеpа указывают или подразумевают наличие специальной цели. Кроме того, в ст. 245 УК содержится прямое указание на характер мотивов - из хулиганских или корыстных побуждений.

Субъектом pассматpиваемого пpеступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возpаста. Исключение составляют ст. 226 и 229 УК, котоpые пpедусматpивают ответственность с 14 лет. Для некотоpых пpеступлений, напpимеp, пpедусмотpенных ч. 5 ст. 228, ст. 233, ч. 4 ст. 234 УК, тpебуется специальный субъект. Таким обpазом, пpеступления пpотив здоpовья населения и общественной нpавственности можно опpеделить как умышленные или неостоpожные общественно опасные деяния, пpичиняющие вpед или ставящие под угpозу пpичинения такого вpеда здоpовье населения или общественную нpавственность. Изучение всех признаков предмета преступлений данной группы позволяет правильно определить объект преступных посягательств, выяснить сущность и направленность преступлений. Объективное установление медицинских и социальных аспектов средств и веществ позволяет выделить те их них, употребление которых способно вызвать наркоманию и токсикоманию с одновременной постановкой под уголовно-правовую охрану, тем самым определяя юридический признак наркотиков. Правильное установление физических свойств наркотических средств и психотропных веществ позволяет точно квалифицировать преступные деяния исходя из установленных количественных и качественных критериев этих средств и веществ, поскольку действующее законодательство дифференцирует юридическую (уголовную и административную) ответственность в зависимости от количества изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ а также в зависимости от степени опасности того или иного средства или вещества в случае его употребления. Особенностью предмета данной группы преступлений является такое их свойство, как наличие аналогов. Речь идет о возможности создания таких средств и веществ, которые формально не находятся под уголовно-правовой охраной, но потребление которых влечет отрицательные последствия как для человека, так и для общества, в связи с чем ставится цель ограничить к ним доступ потенциальных потребителей, в том числе и методом уголовно-правового запрета. Таким образом, правильное определение предмета преступления, связанного с наркотическими средствами и психотропными веществами, позволяет при наличии иных условий достаточно объективно квалифицировать преступные деяния.

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ