Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании уголовного и уголовно-процессуального законодательства в области уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних преступников, а также определении недостатков действующего законодательства и выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по выделенному вопросу.
Исходя из указанных целей, поставим следующие задачи:
 ознакомиться с историей развития законодательства об уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних в нашей стране;
 рассмотреть общие понятия и сущность уголовной ответственности и наказания в уголовном законодательстве России;
 проанализировать правовое содержание и особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетних, сопоставив с уголовной ответственностью и наказанием взрослых лиц;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 4
1.1.Причины и условия преступности несовершеннолетних 4
1.2.Несовершеннолетние лица как субъект преступления 6
1.3.Понятие и сущность уголовной ответственности и наказания 8
2.ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ 12
2.1.Из истории развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних лиц 12
2.2.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 15
2.3.Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности 18
3. ОСОБЕННОСТИ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 22
3.1.Сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних 22
3.2.Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним 25
3.3.Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Изучение судебной практики показывает, что примерно половина преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии, группой. Нередко в качестве организаторов, подстрекателей и соисполнителей оказываются взрослые лица, уже имеющие преступный опыт. Здесь в связи с различиями в возрасте несовершеннолетних возможны различные варианты квалификации преступлений. В тех случаях, когда несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, взрослое лицо отвечает за совершённое преступление как соучастник и по ст. 150 УК РФ. В ситуациях, когда несовершеннолетний не достиг возраста уголовной ответственности, взрослое лицо отвечает не только по ст. 150 УК РФ, но и за преступление, которое совершил несовершеннолетний (посредственное причинение), по статье УК, которой предусмотрено данное преступление. Это находит подтверждение и в несколько иных ситуациях.

2.3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности

 

От уголовной ответственности  несовершеннолетний может быть освобождён как по общим основаниям, так и  по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц. При этом нужно иметь в виду, что при применении общих видов освобождения от уголовной ответственности учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной ответственности  в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ). Вышеуказанные основания в отношении их не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил.

При освобождении от уголовной ответственности  лица, не достигшего восемнадцатилетнего  возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст. 94 УК РФ, в отношении их они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

  • один год после совершения преступления небольшой тяжести;
  • три года после совершения преступления средней тяжести;
  • пять лет после совершения тяжкого преступления;
  • семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления [2].

К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего  возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности в  законодательстве содержатся и специальные  виды, применяемые только к лицам, не достигшим 18 лет. В ч. 1 ст. 90 УК РФ говорится: «Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия». Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности закон связывает с рядом обстоятельств:

  1. Преступление должно быть совершено впервые;
  2. Деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;
  3. Положительная характеристика личности подростка, позволяющая прийти к убеждению, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия [11, с.167].

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности связаны с применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности. Принудительными они являются потому, что они назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли несовершеннолетнего или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц.

По своему содержанию меры, предусмотренные  ч. 2 ст. 90 УК РФ, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения.

Следовательно, вышеназванные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения – принудительными. Статья 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причинённый вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего [9, с.28].

Предупреждение, согласно закону, состоит  в разъяснении несовершеннолетнему  вреда, причинённого его деянием, и  последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причинённый  вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Способ, которым заглажен причинённый вред, значения не имеет. Ущерб может быть возмещён деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т. д.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего  могут предусматривать запрет посещения  определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Применение принудительных мер  в отношении несовершеннолетнего  является альтернативой уголовной  ответственности, исключающей применение к нему наказания. Суд может назначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия. Это вполне обоснованно, поскольку по своему содержанию и направленности воздействия они различны и в реальной действительности могут сочетаться.

3. ОСОБЕННОСТИ  НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

3.1. Сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних

 

Наказание, будучи основной формой выражения  и реализации уголовной ответственности  несовершеннолетних, применительно  к этой категории преступников имеет свои существенные особенности, вытекающие из уголовной ответственности несовершеннолетних.

Специфика уголовной ответственности  несовершеннолетних обусловлена как  социально-психологическими особенностями  личности несовершеннолетнего, так и криминологической характеристикой преступлений, совершаемых этой категорией правонарушителей. Специфика ответственности влияет на характер наказания, на его карательное содержание.

Как правильно отмечает М. М. Бабаев, анализ всего комплекса законодательных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних наглядно убеждает, что нормы эти создают для подростков режим ответственности, существенно более льготный, чем взрослым преступникам при равных обстоятельствах. Это видно и из норм, устанавливающих возрастной критерий уголовной ответственности и определяющих перечень деяний. Наконец, об этом же свидетельствует то, что закон не допускает применения к несовершеннолетним некоторых наказаний (смертной казни, ограничения свободы); порядок назначения наказания с учетом специфики субъекта и обстоятельств, способствовавших совершению преступления; условия освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания; условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания; сроки давности, погашения судимости [15, c.143-144].

Всё это свидетельствует о специфике  оценки законом преступлений несовершеннолетних, которая влияет и на применение наказания  к конкретным несовершеннолетним преступникам.

Специфика уголовного наказания заключается в направленности и осуществлении его воспитательной функции.

Можно сказать, что в отношении  несовершеннолетних повышается воспитательная роль не только наказания, но и всего  уголовного закона. Свидетельством этому  и является введение системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания в случаях совершения преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

С раскрытием сущности и особенностей наказания несовершеннолетних неразрывно связан вопрос о целях наказания. Рассмотрение целей наказания применительно к несовершеннолетним представляет большой теоретический интерес и имеет практическое значение.

Несовершеннолетний, попав в сферу  уголовно-правового и тем более  исправительно-трудового воздействия, не просто исправляется, а воспитывается в широком плане. Очевидно, те авторы, которые говорят о воспитании вместо исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, имеют в виду эту особенность. Но эта специфика, обусловленная возрастными и психологическими особенностями правонарушителей, вполне укладывается в рамки формулы закона об исправлении и перевоспитании осуждённых. Когда имеешь дело с наказанием и его исправительно-воспитательными возможностями, нет оснований выходить за эти рамки.

Из сказанного вытекает следующий вывод. Если в содержании исправительно-воспитательной цели наказания взрослых преступников, которые характеризуются сформировавшейся личностью, исправительный аспект занимает основное место, то в отношении несовершеннолетних наряду с ним сюда входят общевоспитательные цели, и исправление здесь происходит в единстве с этими целями.

Важным показателем исправления  осужденных, в том числе несовершеннолетних правонарушителей, является, как отмечено, их примерное поведение, выражающееся в точном исполнении законов.

Следовательно, исправление и перевоспитание как одна из целей наказания служит вместе с тем связующим началом  между наказанием и другими средствами воздействия на правонарушителей, между  правом, с одной стороны, и педагогикой, этикой и психологией – с другой.

Общим связующим моментом целей  наказания являются интересы борьбы с преступностью. Ради них реализуется  ответственность в объективном  смысле, с тем чтобы она, касаясь  конкретных осужденных, способствовала также повышению чувства ответственности у остальных граждан.

Вытекающие из закона цели уголовного наказания определяют и принципы его применения к виновным лицам. Соблюдение принципа законности в отношении  несовершеннолетних означает, что при  назначении наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены не только общие положения закона, но и подлежащие применению в каждом конкретном случае норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, специально регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних. Особенно здесь следует выделить ст. 20 УК РФ, определяющую возраст, с которого возможна уголовная ответственность за совершение общественно опасных деяний [17, c.263].

Применительно к несовершеннолетним гуманность как принцип назначения наказания проявляется особенно ярко. Об этом свидетельствует ряд условий, которые устанавливает для подростков уголовное законодательство при назначении им наказания.

В ряду принципов назначения наказания, имеющих весьма важное практическое значение при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, стоит принцип справедливости.

Понятие справедливого наказания  равнозначно понятию законного, обоснованного, гуманного, строго индивидуализированного наказания.

Одним из принципов назначения наказания  является индивидуализация наказания. К несовершеннолетним это обстоятельство имеет особое отношение, если учесть, что около половины подростков, совершивших преступления, отвечают за них не в уголовном, а в ином порядке и что только вдумчивая индивидуализация ответственности может помочь в каждом конкретном случае наиболее правильно решить судьбу подростка.

Соблюдение правил индивидуализации обязательно должно привести к назначению несовершеннолетнему соразмерного наказания.

Понятие соразмерности теснейшим  образом связано с принципами индивидуализации и справедливости наказания и заключается в том, что вид и размер предусмотренной законом меры воздействия соразмеряется с характером и степенью общественной опасности деяния и лица, его совершившего.

Строгая индивидуализация наказания и вытекающий из неё всесторонний и полный учёт всех данных о личности несовершеннолетнего, о характере его преступных действий, о причинах и условиях, приведших к совершению преступления, объективная и глубокая оценка всех данных о преступнике и преступлении – источник убедительности и эффективности приговора суда. И наоборот, если суд оставит за пределами своего внимания какое-либо обстоятельство, способное сказаться на наказании несовершеннолетнего, в глазах подсудимого, во мнении всех присутствующих в суде будет поколеблена уверенность в справедливости наказания. В этих условиях наказание не сможет до конца выполнить свою функцию: активно способствовать перевоспитанию правонарушителя, предупреждать преступления.

3.2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

 

Исходя из целей наказания несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ определены виды наказаний для них. УК РФ не предусматривает каких-либо специальных наказаний для несовершеннолетних. Однако круг наказаний, которые могут быть им назначены, ограничиваются шестью видами:

    1. штраф;
    2. лишение права заниматься определённой деятельностью;
    3. обязательные работы;
    4. исправительные работы;
    5. арест;
    6. лишение свободы на определённый срок.

Информация о работе Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних