Террористический акт

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

Террористические акты как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый - даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт. Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов.
В последние годы (2001-2005гг.) не только сохранилась тенденция к увеличению, но и произошел резкий рост преступлений террористического характера.

Оглавление

Введение
Глава 1. Социально-правовая обоснованность угрозы террористического акта
Глава 2. Понятие террористического акта
Глава 3. Объект террористического акта
Глава 4. Объективная сторона террористического акта
Глава 5. Субъективная сторона и субъект террористического акта
Глава 6. Особенности примечания к ст. 205 Уголовного кодекса РФ
Глава 7. Соотношение террористического акта со смежными преступлениями
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрол. раб. Тер акт.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Однако существует возможность двусмысленного толкования примечания к ст. 205 Уголовного Кодекса  Российской Федерации. Условия добровольного отказа предусмотрены без учета характера соучастия. Законодатель использует обобщенную формулировку, говоря о «лице, принимавшем участие в подготовке акта терроризма». Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что освобождение от ответственности террориста-одиночки невозможно, поскольку в ней презюмируется лишь групповой способ совершения акта терроризма.

Вызывает также  сложность уяснение оценочного термина  «способствовало» (предотвращению осуществления  акта терроризма), ибо, как верно отметил профессор Л.Д. Гаухман: «под ним можно понимать как принятие мер по предотвращению акта терроризма, то есть совершение действий, направленных на такое предотвращение (независимо от того, был совершен в конечном итоге акт терроризма или нет), так и предотвращение его осуществления, то есть совершение действий, приведших к тому, что акта терроризма не последовало».

Таким образом, например, действиям лица, которое  сообщило органам власти о своем (либо в соучастии) акте терроризма, но вследствие медлительности властей или по объективным причинам взрыв все-таки состоялся, попадают под действие примечания к ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Глава 7. Соотношение террористического  акта со смежными преступлениями

К преступлениям  террористического характера относятся террористический акт (ст. 205 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ), вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).

Террористический  характер могут приобрести и преступления, предусмотренные ст. 105 ч.2 п. «б» (убийство лица или его близких в связи  с осуществлением данным лицом служебной  деятельности или общественного долга), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид), ст. 358 (экоцид) см.: Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования // Российская юстиция. 2002. № 4 с. 50..

Основное сходство преступлений террористического характера  состоит в объекте данных преступлений (безопасность) и субъективной стороне (прямой умысел). Объект преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211 - общественная безопасность, объект преступлений, предусмотренных ст. 277, 278, 279 - внутренняя безопасность Российской Федерации, объект преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ - мир и безопасность человечества.

Но на какой  бы вид безопасности не посягали вышеперечисленные  преступления, главное - они затрагивают  общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз. Субъективная сторона всех преступлений террористического характера характеризуется виной в форме прямого умысла.

Различие вышеперечисленных  преступлений состоит, соответственно, в объективное стороне и субъекте совершаемых преступлений. Объективная сторона преступлений террористического характера может выражаться: 1) в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека и т.д., либо в угрозе совершения данных действий (ст. 205 УК РФ); 2) в захвате или удержании лица в качестве заложника (ст. 206 УК РФ); 3) в создании вооруженного незаконного формирования, руководстве им или в участии в данном формировании (ст. 208 УК РФ); 4) в угоне или захвате в целях угона судна воздушного или водного транспорта, либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ); 5) в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ); 6) в действиях, направленных на насильственных захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, либо в действиях, направленных на насильственное изменение конституционного строя (ст. 278 УК РФ); 7) в организации вооруженного мятежа или в активном участии в вооруженном мятеже (ст. 279 УК РФ); 8) в нападении на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой (ст. 360 УК РФ).

Различны также  цели, преследуемые преступниками при совершении преступлений террористического характера - это и воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями (ст. 205 УК РФ) и понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения (ст. 206 УК РФ) и прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшим или наличие мотива мести за государственную или иную политическую деятельность (ст. 277 УК РФ) и свержение конституционного строя РФ, его насильственное изменение, нарушение территориальной целостности РФ (ст. 279 УК РФ) и провокация войны или осложнение международных отношений (ст. 360 УК РФ).

Субъект вышеуказанных  преступлений - физическое вменяемое  лицо, достигшее определенного возраста (в зависимости от конкретного преступления террористического характера), этим лицом может быть как гражданин Российской Федерации, так и иностранец, лицо без гражданства, либо лицо с двойным гражданством.

 

Заключение

Только четкое представление о том, что же являет собой террористический акт, в чем состоят причины, порождающие его, и каковы мотивы, заставляющие людей заниматься террористической деятельностью, может стать основой для разработки мер по предупреждению действий террористов и определения эффективных методов борьбы с этим сложнейшим и опаснейшим явлением. Террористический акт - преступление против общественной безопасности, субъектами которой являются личность, общество, государство. Террористический акт случается не на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, способствующие этому. Их выявление и исследование раскрывает природу террористического акта как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту. Помимо того, анализ таких причин и условий имеет практический смысл для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, диагностики и предупреждения террористических актов, разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом. Основной причиной ухудшения ситуации в современном мире является рост социально-экономических, политических, религиозных противоречий, рост пропасти между богатыми и бедными странами и слоями населения. С теми же проблемами столкнулось и российское общество. Такие социально-негативные явления, как переходный период, разрушение административно-командной системы, экономический кризис, раскол общества на группы с различным материальным положением, безработица, политические, экономические, национальные, религиозные конфликты, представляют собой весьма благоприятную почву для проявлений и роста терроризма и как следствие - совершения террористических актов.

Среди политических причин совершения террористических актов  в Российской Федерации можно  отметить утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, обострение политической борьбы, беззаконие и коррупцию. Конечно, нельзя утверждать, что все эти обстоятельства обязательно имеют “террористический выход”, но в сочетании с различными видами социальных конфликтов и беспомощностью властей они создают благоприятные условия для развития и роста терроризма и совершения террористических актов.

В такой ситуации совершенно очевидно, что без масштабного государственного вмешательства обойтись невозможно. Никакой человек не в состоянии обеспечить свою индивидуальную безопасность без функционирования государственной системы безопасности, а преодолеть экономический кризис, ликвидировать угрозу безопасному развитию общества, своевременно не допускать перерастание опасности в угрозу невозможно без жесткого государственного регулирования во всех сферах жизни. Поэтому приоритет в обеспечении общественной безопасности должен быть за государством.

Поскольку террористические акты, как было сказано ранее, порождаются  многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими  и иными причинами, то и борьба с ними представляет собой исключительно  сложную задачу. Надо полагать, что указанные причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это на практике очень трудно, так как основная часть этих причин связана с обладанием государственной властью, распределением собственности, торжеством той или иной идеологии, изменением национальной и социальной структуры общества. Кроме того, на фоне постоянно организующихся совещаний властей, посвященных мерам по усилению борьбы с террористами, наблюдается явная неспособность, несогласованность и неорганизованность действий правоохранительных органов и спецслужб по борьбе с террористической деятельностью, а также их недостаточная информированность и техническая оснащенность.

Главные направления  предупреждения террористических актов  должны включать:

1. прогнозирование террористической активности с определением ее возможных субъектов;

2. воздействие  на основные явления и процессы  в обществе, способствующие росту  террористических актов;

3. пресечение  совершающихся террористических  актов в отношении государственных  и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду, причем, крайне важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов, и вдохновителей террора, а также тех, кто занимается финансированием террористической деятельности;

4. предупреждение и пресечение сходных с террористическими актами преступлений (захват заложников, геноцид и др.);

5. сотрудничество  международных организаций в  предупреждении и пресечении  террористической деятельности.

Правовая регламентация - одна из важнейших составляющих всего комплекса мер по борьбе с террористическими актами, она должна иметь четкую единую концепцию, быть ясной и понятой, способной к эффективному применению на практике, а также должна служить гарантией от произвола субъектов антитеррористической деятельности.

Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на еще  один, на мой взгляд, самый существенный недостаток действующего уголовного законодательства. Исключительная общественная опасность  террористического акта состоит  в том, что при этом деянии совершается массовое уничтожение людей, поэтому нельзя признать справедливым положение о том, что самые распространенные и опасные формы террористического акта по строгости наказания лишь приравниваются к убийству при отягчающих обстоятельствах. Получается, что, например, убийство с целью сокрыть другое преступление влечет по закону такое же наказание (до 20 лет лишения свободы), что и взрыв пассажирского состава, повлекший гибель сотен людей. Для устранения указанного недостатка можно было бы установить за совершение террористических актов, связанных с убийством людей, наказание до тридцати лет лишения свободы. По действующему уголовному законодательству такое наказание может быть назначено только по совокупности приговоров (ч. 4 ст. 56 УК РФ), но такое исключение было бы вполне оправданным в отношении террористов.

Все чаще в последнее  время звучат высказывания о том, что было бы правильным применять  к террористам правила об ответственности  соучастников, которые применялись  в отношении нацистских военных преступников, т.е. каждый участник террористической организации должен нести ответственность за всю ее преступную деятельность. Как мне кажется, такое отношение, действительно, было бы оправданным и справедливым.

 

Список литературы:

1. Уголовный  кодекс Российской Федерации. М., 2006.

2. Федеральный Закон «Об оружии» от 13.11.1996г. № 150 - ФЗ // СЗ РФ. 1996г. № 45. Ст. 894.

3. Федеральный  закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. N 35-ФЗ // СЗ РФ. № 17. Ст. 1205.

4. О внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального Закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 27.07.2006г. № 153-ФЗ // СЗ РФ. № 20. Ст. 2106.

5. Международная  конвенция о борьбе с бомбовым  терроризмом от 15.12.1997 г. Ратифицирована  Федеральным законом от 13.02.2001г.  № 19-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 8. Ст. 702; №  35. Ст. 3513.

6. Мальцев В.В.  Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. № 4. С. 25-28.

7. Гайдук Э.Г.  Терроризм в современном обществе // Юрист. 2001. № 11. С. 39-43.

8. Лунеев В.В.  Тенденции терроризма и уголовно-правовая  борьба с ним // Государство  и право. 2002. № 6. С. 35-39.

9. Емельянов  В.П. Терроризм и преступления  с признаками терроризирования // Российская юстиция. 2002. № 4. С. 50.

10. Артамонов  И.И. Терроризм: проблемы уголовной  ответственности // Уголовное право.2002. № 3. С. 4-6.

11. Устинов В.В.  Государственная антитеррористическая концепция // Государство и право. 2003. № 3. С. 56-61.

12. Рыльская  О.А. Социально-политические истоки, формы и признаки терроризма // Российский следователь. 2004. № 3. С. 41-43.

13. Даниленко  Н.Н. Терроризм: понятие и явление  // Закон. 2006. № 2. С.116-121.

14. Агапов П.В.  Проблемы применения поощрительных  норм в преступлениях против  общественной безопасности // Государство  и право. 2005. № 10. С. 4-6.

15. Романенко  Н.Г. Постатейный комментарий  к Уголовному Кодексу Российской  Федерации / Под. ред. д-ра юр. наук, проф. А.И. Чучаева. М.: Инфра - М; Контракт, 2006. С. 435-447.

16. Уголовное  право Российской Федерации. Особенная  часть: Учебник / Под ред. профессора  Л.В. Иногамовой - Хегай. 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра - М, 2005г. с. 185-187.

Информация о работе Террористический акт