Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 13:56, курсовая работа
Цель работы: раскрыть наиболее важные вопросы о субъекте преступления. Необходимость полного и всестороннего исследования данной темы диктуется тем, что как в теории, так и в судебной практике имеются спорные вопросы, связанные с понятием субъекта преступления. В свою очередь, изучение субъекта преступления в нашем уголовном законодательстве также и в зарубежном (в частности, институтов ответственности, наказания, соучастия в преступлениях со специальным субъектом, вменяемости и др.) дает возможность глубже понять совокупность всех элементов (признаков) целостного учения о составе преступления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
1. Понятие субъекта преступления в уголовном праве………….... 4
2. Возраст как признак субъекта преступления…………………… 5
3. Вменяемость и невменяемость…………………………………… 8
4. Совершение преступления в состоянии опьянения…………… 12
5. Специальный субъект……………………………………………….16
6. Субъект преступления и личность преступника………………...18
7. Субъект преступления в зарубежном уголовном праве………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………...
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Понятие субъекта преступления в уголовном праве………….... 4
2. Возраст как признак субъекта преступления…………………… 5
3. Вменяемость и невменяемость…………………………………… 8
4. Совершение преступления в состоянии опьянения…………… 12
5. Специальный субъект……………………………………………….16
6. Субъект преступления и личность преступника………………...18
7. Субъект преступления в зарубежном уголовном праве………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Изучение и анализ философской, юридической, медицинской, психологической, педагогической и др. литературы дает возможность говорить о методологических проблемах самостоятельного учения о субъекте преступления в науке уголовного права. Сама же методология обозначенной проблемы с историко-философских, правовых и теоретических позиций дает возможность определить наиболее перспективные направления учения о субъекте преступления, глубже познать логику и существо изучаемой проблемы, выявить и закрепить важные приоритеты в её исследовании.
Формирование некоторых методологических основ о субъекте преступления, на наш взгляд, уже можно отнести к ранним теориям и уголовно-правовым воззрениям И.Канта, Г.Гегеля, А.Фейрбаха, И.Фихта и др. представителей философии и уголовного права, оказавших большое влияние на формирование правовой мысли. Необходимые предпосылки для перехода от метафизического материализма к диалектическому были подготовлены учением Канта и Гегеля. Так философия И.Канта (1724-1804 г.г.). Самым теснейшим образом была связана с политическим и экономическим состоянием Германии конца XVIII века. Особо представляет интерес исследование его теоретических воззрений с позиции философского осмысления самого преступного поведения лица, его совершающего. Представление о свободе воли, которая полностью независимо от определения чувствительного мира является основой уголовно-правовых построений Канта. На этом и основывалось понятие уголовной ответственности за действия, совершенные по решению человеческой воли. Кант как бы утвердил субъективно-идеалистическое понимание свободы воли с новых методологических позиций, так как сама уголовно-правовая теория его была идеалистической теорией. По Канту, всякое преднамеренное нарушение, признается преступлением. При этом субъект преступления как физическое лицо обладает свободной волей, которая рассматривается им как желание. Правовым же следствием провинности является наказание.
В уголовно-правовой теории другого немецкого философа Г.Гегеля (1770-1831г.г.) нашли выражение не только объективный идеализм его философии, но и вопросы методологии. При этом преступление с точки зрения Гегеля, есть не что иное, как проявление воли отдельного лица. Преступник же является не просто объектом карательной власти государства, а субъектом права и наказывается в соответствии с совершенным преступлением. Следовательно, вопрос уголовной ответственности в отношении лица, совершившего преступление, рассматривается Гегелем по существу в сфере абстрактного права. Вменяемость лица, совершившего преступное деяние, состоит в утверждении о том, что субъект как мыслящее существо знал и хотел.
Одним из элементов состава преступления выступает субъект преступного деяния. Лица, совершившие преступление, являются субъектами.
Не могут быть субъектами преступления животные, даже если их поведение причиняет имущественный, социальный или иной вред. Иначе этот вопрос решался в уголовном праве древнего мира и средних веков. Истории известны случаи преследования животных, плативших жизнью за свою ярость. Современное законодательство ряда зарубежных стран также предусматривает возможность применения уголовных санкций животным. Так, в 1990 г. в штате Техас был вынесен смертный приговор собаке по кличке Маркус за неоднократное нападение на людей. В нашем законодательстве животные не признаются субъектами преступления. Они могут рассматриваться в качестве орудий, если их используют в преступных целях.
Исходя из классического принципа личной виновной ответственности, понести её может только физическое лицо. Названный принцип был провозглашен в XVIII веке в ходе Великой Французской революции. В более поздние времена в странах, была введена ответственность юридических лиц. В 1973 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Данный вопрос широко обсуждался страницах печати и не только в отношении экологических, но и экономических, хозяйственных преступлений. Возможность уголовной ответственности юридических лиц была предусмотрена в некоторых проектах. Но законодатель придерживается принципа их уголовной безответственности.
Для привлечения лица к уголовной ответственности его правовой статус значения не имеет. Это может быть гражданин КР, иностранный гражданин или подданный, лицо без гражданства, если оно совершило преступление.
Не любое физическое лицо может быть субъектом преступления. Уголовная ответственность связывается со способностью человека понимать фактическую сторону и общественную значимость совершаемых действий и руководить своими поступками. Подобной способностью могут обладать лишь вменяемые лица, достигшие определенного возраста (установленного в УК КР).
Перечисленные признаки (физическое лицо, вменяемость и достижение уголовной ответственности) являются обязательными юридическими признаками субъекта любого преступления. В ряде составов преступлений закон, помимо названных, предусматривает и иные признаки субъекта (пол, возраст, должность, профессию и т.д.). Эти признаки в доктринальной литературе именуются факультативными, а лицо обладающее такими признаками – специальным субъектом
Возраст – это четкие координаты жизни, количество прожитого времени (С.И.Ожегов).
Различают следующие критерии возраста:
1. хронологический (паспортный);
2. биологический (функциональный);
3. социальный (гражданский);
4. психологический (психический).
Определенный уровень развития приобретается с возрастом, малолетний же ребенок ещё не осознает и фактического значения своих действий, он неспособен проследить развитие причинных связей между своими действиями и последующими явлениями. Только воспитательное воздействие взрослых, контакты со сверстниками, собственный жизненный опыт позволяют ребенку приобрести знания, необходимые для нормальной жизни в обществе.
Уголовная ответственность малолетних, не понимающих, что может произойти от их действий, была бы бессмысленной и жестокой. Способность познавать явления окружающего мира, обнаруживать их внутреннюю связь, оценивать, делать выбор между различными побуждениями возникает у человека не с момента рождения, а значительно позднее, по мере биологического и социального развития, когда у него появляется определенный уровень правового сознания. Следовательно, и уголовная ответственность может наступить лишь по достижении лицом этого возраста.
В цивилизованных странах при определении уголовной ответственности несовершеннолетних большое значение имеет применения принципа гуманизма. Это означает, что даже в тех случаях, когда несовершеннолетний сознает, что его поведение причиняет вред, и понимает, что он совершает преступление, привлечение к уголовной ответственности может не последовать, если совершенное преступление не представляет большой общественной опасности, не является тяжким, не причинило тяжких последствий. К таким несовершеннолетним могут применятся меры воспитательного характера, а не уголовное наказание. Поэтому достижение определенного возраста не единственное условие возможного привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Необходимо также, чтобы совершенное деяние было не только осознаваемо несовершеннолетним как преступное, но и по своему характеру было достаточно опасным.
Отдельные преступления могут быть совершены только лицами старшего возраста, например воинские; преступления против правосудия совершенные судьями или прокурорами. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 156,157 УК КР) совершается только совершеннолетними лицами, т.е. достигших восемнадцати лет. За ряд достаточно серьезных преступлений, общественная опасность которых осознается и в более раннем возрасте уголовной ответственности подлежит лицо достигшее четырнадцатилетнего возраста. Так в соответствии со ст. 18 УК КР лицо, достигшие четырнадцати лет, подлежит уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение менее тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение более тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражи, грабежи, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобильным средством, умышленное уничтожение или повреждение имущества путем поджога или иным общественно опасным способом, терроризм, захват заложника, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение вымогательство огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку с целью сбыта или сбыт наркотических или психотропных веществ, а также приведение в негодность транспортных средств, скотокрадство, хищение особо крупном размере.
Из приведенного перечня видно что большинство преступлений, ответственность за которые наступает 14 лет, совершаются умышлено и являются тяжкими. Такие преступления, как кража, грабеж без отягчающих обстоятельств, хотя и не считаются тяжкими, однако достаточно распространены, опасны и противоправность их осознается в раннем возрасте. Единственное в этом перечне преступление, последствия которого причиняются пот неосторожности, - это приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 283 УК КР). Однако в этом случае само действие совершается сознательно.
Что же касается таких исключительно опасных преступлений, как государственная измена, бандитизм, массовые беспорядки, разглашение государственной тайны, то уголовная ответственность за совершение наступает с 16 лет. Осознание особой опасности этих преступлений требует наличия определенного уровня политического сознания и социальной зрелости. Поэтому, если четырнадцатилетний подросток, участвуя в банде, совершит убийство, разбой, он будет отвечать за совершение этих преступлений, но не за бандитизм.
Как уже отмечалось, в разных странах возраст, с которого наступает уголовная ответственность, неодинакова. Здесь сказывается разное понимание соотношения между принципом гуманизма и необходимостью наказывать за совершенное преступление лиц, которые понимают противоправность и вредность своих действий. Так в уголовном законодательстве Индии говорится, что «не является преступлением действие, совершенное ребенком в возрасте от 7 до 12 лет, который не достиг достаточной зрелости разумения, чтобы судить о характере и последствиях своего поведения в данном случае». Поэтому если ребенок в 10 лет достиг необходимого разумения, его можно привлекать к уголовной ответственности.
По уголовному кодексу Эстонии «уголовной ответственности подлежит лицо, которому до совершения преступления исполнилось 15 лет».
В советский период вопрос о минимальном возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, также решался неодинаково. Так постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» было установлено: «несовершеннолетних, начиная с двенадцатилетнего возраста, уличенных в совершении кражи, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер наказания».
Уголовный кодекс Киргизской ССР 1960г. установил возможность привлечения к уголовной ответственности по общему правилу с 16 лет, а за отдельные преступления, например, убийство, изнасилование, разбой, злостное хулиганство и др. – с 14 лет (ст. 10 УК Киргизской ССР). Почти такая же позиция сохранена и Уголовном кодексе Кыргызской Республики. Вместе с тем рост преступности несовершеннолетних, особенно совершение ими тяжких преступлений, «омоложение» преступности заставляют вернутся к рассмотрению вопроса о возрасте, с которого может наступить уголовная ответственность, особенно за тяжкие насильственные преступления.
В юридической литературе было высказано мнение о целесообразности снижения возраста, с достижением которого может наступать уголовная ответственность за убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование до 12 лет.
Действительно, увеличивается число тяжких насильственных преступлений, совершаемых лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, на что обращали внимание средства массовой информации.
Однако в этих случаях ни несовершеннолетние преступники, ни их родители уголовной ответственности не несут.
Уголовное законодательство не только устанавливает предел, по достижении которого может наступить уголовная ответственность, но и определяет ряд особенностей применения уголовной ответственности к несовершеннолетним в тех случаях, когда они подлежат уголовной ответственности. Так если суд найдет, что исправление лица, впервые совершившего в возрасте 14 лет преступление небольшой или средней тяжести, возможно без применения уголовного наказания, он может освободить его от уголовной ответственности и применить, к такому лицу принудительные меры воспитательного характера, не являющееся уголовным наказанием.
В УК КР (ст.83) предусмотрены следующие меры воспитательного характера:
· предупреждение;
· передача под надзор родителей или лиц, заменяющих, либо комиссии по делам несовершеннолетних;