Становление адвокатуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Римское право определило развитие государственности современного западноевропейского типа, как в части культурного развития, так и в формально – юридическом отношении (правовые системы Западно — европейских стран в своем источнике все покоятся на Римском частном и публичном праве, судебный прецедент так же римское изобретение). Римское государство непосредственно просуществовало с 754 г. до н.э. до 476 г. нашей эры, причем единая Римская империя была в 395 г. н. э. разделена на Западную и Восточную (Византия), именно с договоров с ней начинается российская правовая система.

Оглавление

Введение. 3

Зарождение института поверенных. 4

Российская адвокатура до 1917 года 7

Адвокатура советского периода и до настоящего времени. 11

Заключение 14

Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине Адвокатура на тему Становление адвокатуры в России.docx

— 35.10 Кб (Скачать)

     Прокуратура имела право надзора за деятельностью  адвокатуры. Вмешательство прокуратуры во внутренние дела сословия выражалось в том, что: 1) дисциплинарные приговоры совета, как обвинительные, так и оправдательные, сообщались прокурору подлежащего суда, 2) на эти приговоры прокурор мог подавать протесты в палату.

     Судебная  реформа одной из первых была подвергнута  коренному пересмотру. К концу 80-х гг. XIX в. из Судебных уставов 1864 г. были исключены многие демократические институты, изменено судопроизводство по государственным преступлениям, сокращен круг дел, подлежащих рассмотрению судом присяжных. Устройство адвокатуры также претерпело большие изменения и ограничения со стороны властей. Так, например, было приостановлено образование новых советов присяжных поверенных и их отделений, установлен строгий контроль за существующими. Была предпринята попытка подчинить адвокатов непосредственно надзору Министерства юстиции, что

фактически  лишило бы их независимости. Инициатива адвокатов, шедшая вразрез с официальной  линией правительства, неизменно пресекалась.

     Следует отметить, что 1901 г министром юстиции  Н.В. Муравьевым делается отчаянная  попытка исправить положение  вещей, разрабатываются законопроекты, содержащие принципиально новые  положения судопроизводства (участие на предварительном следствии защитника, статус единого представителя в суде на всей территории России, развитие гласности, зрелищности и состязательности судебного процесса), но дальше законопроекта дело не пошло. Неудача судебной реформы окончательно подорвала доверие к судебным органам, утратившим к моменту революции какую — либо возможность путем постановления справедливых решений влиять на положение дел в стране.

 

     

     Адвокатура  советского периода  и до настоящего времени.

 

     Смена политической власти в России привела  к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.

     Придя к власти, большевики поняли, что  тактика работы в зале суда, оказавшая  большую помощь в разоблачении и  ослаблении системы царизма, может  быть использована и против нового строя.

     После октябрьской революции Декретом №1 «О суде» институт присяжных поверенных был упразднен. Однако следует отметить, что ликвидировали не просто адвокатуру, а юриспруденцию вообще. Так, повсеместно, повально закрывали юридические факультеты классических университетов.

     За  пять лет реформирования судебной системы  большевикам не удалось построить народный суд с государственным контролем за всеми сторонами процесса. В итоге Постановлением ВЦИК от 26 мая 1922 г «Об адвокатуре» была признана несостоятельность государственного управления защитой в уголовном деле, представительством в суде. Окончательно утверждается форма коллегии адвокатов, с самоуправляемым центром — президиумом. Большую часть адвокатов составляли выпускники царских ВУЗов. Государственное управление осуществляется через кадровую политику: возможность губисполкома отменить принятие в члены коллегии любого лица, вступительный экзамен, запрет на занятие любой иной деятельностью (кроме выборных и преподавательских должностей), финансовую политику (формирование таксы по оплате труда), собственную юрисдикцию (Постановление Президиума коллегии можно было обжаловать в губисполком). Государство также пыталось влиять на адвокатуру изнутри, посредством включения в состав адвокатуры коммунистов.

     Власть  принимала самое активное участие  в коллективизации адвокатуры, 27 февраля 1932 было утверждено «Положением о коллективах членов коллегии защитников», в адвокатуре регулярно производились чистки, аресты, вместе с тем наладить полноценное политической управление не удавалось, адвокаты, являясь следствием естественных законов мышления в такой когнитивной системе познания, как суд, не поддавались должному регулированию, продолжая раздражать государственную власть.

     Положение об адвокатуре 1939 г. являлось моделью  для всех последующих законов в этой области. Оно закрепило принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование либо не менее трех лет работы в качестве судьи, прокурора, следователя, юрисконсульта. Самостоятельность адвокатских коллективов считалась «вредной» для общества, и их предполагалось распустить. Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические консультации, административно подчиненные президиуму коллегии адвокатов. Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно перед президиумом, а не перед членами консультации, контролировали профессиональную деятельность адвокатов.

     Следующим этапом нормативного регулирования  было Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 25 июля 1962г. Этот закон ввел ряд новелл: право быть избранным в органы самоуправления (президиум), необходимость повышения профессионального уровня, требование к квалификации кандидатов, впервые конкретизировало основания исключения из членов коллегии, тем самым поставив некоторый заслон произволу политического управления.

     В Законе РСФСР 1980 г. «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР», принятом после союзного Закона «Об адвокатуре в СССР» в 1979 г., четко определялись права и обязанности адвокатов. Данный документ в одно и то же время предоставлял адвокатуре большую легитимность, но и подчеркивал ее зависимость от Министерства юстиции. Коллегии адвокатов рассматривались как общественные организации, но они могли быть образованы только с одобрения местных государственных органов и республиканского Министерства юстиции.

     Адвокатура  России за годы существования советской  власти сложилась как адвокатура судебная, участие в гражданском  и уголовном судопроизводстве было основной сферой приложения ее усилий по оказанию правовой помощи населению. Это отличало ее от адвокатуры развитых капиталистических государств, в которых адвокатские услуги распространялись широко на сферу гражданских правоотношений, обслуживание бизнеса.

     История адвокатуры в России позволяет утверждать, что эти принципы далеко не в полной мере реализовались в прошлом, да и ныне они нуждаются в постоянной защите, правовом и организационном обеспечении.

 

     Заключение

 

     Начало  демократических реформ положило начало пересмотру статуса адвокатуры в  нашей стране. Адвокатура в Российской Федерации должна была снова стать  независимой от государства, должна была стать «рупором» и защитником гражданского общества. И задержка принятия закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» связана была с необходимостью провести сначала экономические и политические реформы, которые закрепили в нашей стране частную собственность, предпринимательскую деятельность, новую политическую систему. Потребовалось проведение судебной реформы, но прежде всего требовалось изменение сознания граждан страны, ведь государство потеряло часть своих функций по представлению народа, установило декларативный приоритет интересов личности над государственными интересами.

     На  сегодняшний день адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе, обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Это структура гражданского общества, профессиональное объединение юристов, созданное на добровольной основе с целью служения людям в форме оказания квалифицированной юридической помощи. Что касается укрепления законности, то это функция самого государства. Для ее осуществления создаются соответствующий государственный аппарат, правоохранительные органы. Содействовать этим органам в выполнении их задач адвокатура далеко не всегда может в силу своей юридической природы независимого от государства органа, более того, призванного в конечном итоге стоять на стороне гражданина, а не государства, преследующего этого гражданина. По тем же причинам государство не должно вменять в обязанность адвокатуре и такую функцию, "как содействие воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения закона", сколь бы важной данная функция ни была.

 

     Список  литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от от 23 июля 2008 г.)
  3. Бахарев П.В. Основы адвокатуры: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 152 с.
  4. Адвокатура в Российской Федерации: учебник / Л. А. Стешенко, Т. М. Шамба. — 2-е изд., перераб. — М.:Норма, 2008. — 528 с.
  5. Стецовский Ю.И. Становление адвокатуры в России / Стецовский Ю.И. – М.: Волтерс Клувер, 2010 – 576с.

Информация о работе Становление адвокатуры в России