Специально-кримимнологические особенности криминальной субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в разработке на основе обобщения и анализа изученной литературы о традициях и нравах преступных элементов и построение на этой базе мер профилактики по их нейтрализации.
Цель дипломной работы обусловила постановку конкретных задач:
- обосновать понятие «криминальной субкультуры»,
- выявить причины её формирования,
- охарактеризовать элементы, традиции и обычаи преступного мира,
- показать особенности организации традиций в преступных группах, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы,

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ВОРОВСКИХ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ И НРАВОВ
1.1. Исторические особенности формирования криминальной субкультуры в России ……………………………………………………..6
1.2. Элементы (компоненты) криминальной субкультуры…………..19
ГЛАВА II СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИМНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
2.1. Традиции и обычаи в преступной среде…………………………60..
2.2. Традиции и обычаи среди лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях................................................................68
2.3. Рекомендации по профилактике криминальной субкультуры в исправительных учреждениях……………75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................82

Файлы: 1 файл

Криминальная субкультура.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

     1) использование старых терминов  для обозначения новых технических  средств: «канарейка» — милицейская  машина, «кляча» — автомашина, «кобыла»  — мопед, «подвал» — метро,  «телега» — трамвай, троллейбус;

     2) заимствование новых терминов для обозначения старых явлений: «вертолет» — пустой человек, «локаторы» — уши, «прилуниться» — сидеть в ресторане, «реактор» — самогонный аппарат, «телевизор» — прикроватная тумбочка, «приватизировать» — украсть, ограбить;

     3) использование новых терминов для обозначения новых явлений: «демократизатор» — милицейская дубинка, «ваучер» — 10 тыс. рублей, мужской половой член, «вложить ваучер» — совершить половой акт, обмануть;

     4) использование старых терминов  для обозначения новых явлений: «пехотинец», «автоматчик» — рядовой член банды, «повязочник» — общественник в колонии, «гайдамачить» — нести службу дружинника;

     5) использование слов попарно: нового  — для обозначениястарых, и  старого — для обозначения  новых явлений: «телевизор» — шкаф, «шкаф» — телевизор, «подвал» — метро, «метро» — подвал.

     Специфика подростково-юношеского уголовного жаргона  заключается в том, что в силу возрастных особенностей его носителей  он употребляется подростками более  интенсивно. В нем идет постоянный процесс словообразования: подросткам свойственно самим «придумывать» те или иные термины. Подростково-юношеский жаргон отличается излишней динамичностью, что и затрудняет борьбу с ним. Как отмечалось, несовершеннолетние, и молодежь активно преобразуют молодежный сленг в уголовный жаргон. При этом слова и выражения молодежного сленга могут использоваться в прямом и переносном значении. Например, «шпаргалка», «шпора» — подсказка на уроке, но и подсказка о поведении на следствии, в суде, при беседе с «кумом» (оперативным работником), при очной ставке.

     Опасность уголовного жаргона в том, что  он входит в повседневную жизнь не только криминальной среды, но и законопослушных  граждан. Этому способствуют не только детективная литература, но и периодическая  печать, а также лица, прошедшие через места лишения свободы (а таких насчитывается до 20% взрослого населения).

     Разговаривая  на официальном языке жестов и  мимики преступники имеют пред своими жертвами и сотрудниками милиции  большое преимущество. Речь идет о  «наперсточниках», профессиональных картежных игроках, мошенниках, вымогателях, «кидалах», проститутках. Оперативные работники годами накапливают индивидуальный опыт, а когда уходят на пенсию — молодежи приходится начинать с нуля. Визуальный язык (язык жестов и мимики) разных преступных групп необходимо целенаправленно и глубоко исследовать. Это важно для прогноза его развития и для понимания субкультуры криминальных групп. Важное значение имеет положение пальцев рук, отдельные элементы мимики, условные знаки преступников, которые становятся понятными и сотрудникам милиции, имеющим огромный опыт работы преступниками.

     Татуировка (партак, наколка, картинка и т.д.) - это нанесение на тело рисунков, надписей, аббревиатур и т.д. путем введения под кожу красящих веществ при помощи специальных приспособлений. Татуировки известны с глубокой древности и достаточно хорошо изучены. На тему татуировок имеются многочисленные работы, рассказывающие об истории возникновения татуировок, их смысловом содержании и т.д. В России одними из лучших работ, посвященных татуировкам, наносимых в местах лишения свободы и содержания под стражей, являются исследования, проведенные Ю.П. Дубягиным.

     Условно татуировки можно разделить на три  большие группы:

  • означающие самоутверждение или подражание кому-либо (из числа значимых для наносящего лиц); данная группа характерна тем, что показывает ценностные ориентации субъекта;
  • татуировки, связанные с какими-то личными (порой интимными) или другими значимыми событиями, имевшими место в жизни субъекта;
  • татуировки, связанные с уголовным прошлым или желанием субъекта подражать кому-либо из лиц из криминальных групп.

     Безусловно, в чистом виде татуировки встречаются  достаточно редко, гораздо чаще различные  мотивы переплетены между собой. Последовательность нанесения татуировок может также свидетельствовать об определенных этапах развития личности.

     Символика татуировок в криминальной среде  тесно связана с традициями, обычаями и законами криминальной субкультуры. В зависимости от содержания татуировки можно дифференцировать следующим образом:

     1) информационно - иерархические, которые  показывают, какое место в преступной  «табели о рангах» занимает  то или иное лицо (вор в законе, блатной, мужик, петух и т.д.); ориентируют членов криминального  сообщества на выбор той или иной манеры поведения со вновь поступившими; определяют права и обязанности татуированного лица;

     2) личностно - установочные татуировки, раскрывающие черты биографии  татуированного, его отношение к  различным видам деятельности, к  правоохранительным органам, к противоположному (и не только) полу и т.д.; зачастую они носят угрожающий характер; сюда же относятся татуировки. выражающие намерения совершить побег, отношение к алкоголю, наркотикам и т.д.;

     3) сигнально - обособительные татуировки  являются своеобразными опознавательными знаками, показывающими, что носитель принадлежит к той или иной устойчивой преступной группе; кроме того, они могут служить как средство контакта между носителями, незнакомыми между собой, но имеющими одну и ту же татуировку (из татуировок данного вида наиболее распространены перстни (перстаки);

     4) воровские (тюремные) татуировки  означают, что их носитель побывал  в местах лишения свободы, а  также в спецшколе, спец. ПТУ,  приемнике - распределителе, воспитательно-трудовой  колонии; они означают также, что носитель знает тюремную субкультуру (законы и традиции и готов их соблюдать);

     5) профессиональные татуировки обозначают  принадлежность (или желание принадлежать) к какой-либо профессии; данный  вид татуировок особенно распространен среди лиц, служивших на флоте, в армии, ВДВ и т.д.;

     6) памятные татуировки наносятся  в память о каких-то особо  значимых для носителя событиях, имевших место в прошлом; 

     7) сексуально - эротические татуировки  демонстрируют сексуальную ориентацию, отражают мечты о будущих сексуальных контактах. Этот вид татуировок особенно распространен среди молодежи. В целях профилактики (защиты) нередко наносится татуировка, указывающая, что ее носитель является активным гомосексуалистом, что в какой-то мере может гарантировать от сексуальных посягательств со стороны других осужденных (особенно если носитель отличается миловидностью); эти татуировки наносятся на закрытые участки тела (спина, живот, бедра, половой член), кроме татуировок, наносимых насильно.

     Татуировки  выполняют следующие функции:

  • сигнально-обособительную функцию: они служат указателем принадлежности их носителя к определенной социальной общности — преступному миру. С помощью татуировок преступный мир опознает себе подобных, как в древности люди опознавали по определенным представителей своего этноса. Сюда же относятся рисунки, подчеркивающие принадлежность их носителя к «тюремному братству».
  • личностно-установочная, предполагающая делить принадлежность человека к определенной категории (преступному миру, сообществу заключенных), но с их действии достигается «паспортизация» носителей татуировок. Исключительно, по рисункам, знакам, надписям можно определить имя, возраст человека, место его рождения, количество судимостей, места отбывания им наказания, количество побегов проведенный в колонии срок и другие «паспортные» данные.
  • стратификационная — функция татуировок: по ним можно точно определить статус подростка в криминальной группе. Так, высокостатусным лицам наносятся почетные знаки различия, называемые регалками, для чего используются специальные приборы и качественные, преимущественно иностранные, красители. Наносят их высококлассные специалисты. Низкостатусным, особенно из числа отверженных («опущенных», «помоек» и т.п.), татуировки наносятся насильно. Это — татуировки-клейма (на уголовном жаргоне — «нахалки», «позорные»). Как видим, стратификационная функция татуировок ведет свою историю из далекого прошлого. У древних народов вожди племени, воины имели особые отличия в рисунках и символах, наносимых на тело. При этом, при изменении статуса в сторону его повышения наносились одни знаки и символы, а при его снижении — другие. Так и в современном преступном мире: «за заслуги» перед криминальным сообществом преступник поощряется нанесением почетной татуировки, и в то же время «опускание» сопровождается, как и в древнем мире, когда клеймили рабов, должников и пленных, нанесением позорных татуировок. Таким образом, татуировка может выступать и как средство поощрения, награды отличившимся и как средство деперсонализации — провинившихся.
  • эстетическая, функция татуировок, которая также пришла из далекого прошлого. Еще задолго до появления одежды татуировки служили средством украшения человека и были связаны с эстетическими представлениями данного этноса. Человек для того разукрашивал свое тело, чтобы нравиться другим, особенно представителям противоположного пола, вызывать их восхищение, расположение, поклонение. В современных условиях в законопослушной среде татуировки стали особым видом изобразительного искусства. Многие (как юноши, так и девушки) тратят огромные суммы денег, чтобы разукрасить свое тело татуировками у престижных мастеров в тат-кабинетах.
  • религиозная функция. Нанесение татуировок означало как приобщение к богу. Это был ритуал, носивший магический характер. Татуировки служили знаком магической защиты от злых духов, они наделялись магическими свойствами. Поэтому у первобытных народов татуировки оказались тесно связанными с их верованиями и культурой. Каждый клан имел свой родовой предмет культа (дерево, зверь, рыба, светило, птица и т.п.). Эта функция татуировок также сохранилась и в современных условиях. Как верующие подростки, так и атеисты используют различные символы веры для нанесения татуировок (кресты, надгробия, колокольни, купола церквей, алтари, распятия и т.п.), веря в их магическую силу.
  • сексуально-эротическая  функция  татуировок, В них проявляется сексуальная ориентация в связи с половым созреванием, половой идентификацией, отражаются мечты о будущих половых партнерах или разочарование в лицах противоположного пола. Нередко в целях профилактики наносится знак активного гомосексуалиста, гарантирующий от возможных сексуальных притязаний окружающих. Указанный вид татуировок может быть умеренно-эротическим как отражение общей сексуальной ориентации несовершеннолетних и молодежи, тогда преобладает изображение голых женщин или женских бюстов; цинично-эротическим, с преобладанием изображения половых органов, полового акта, сопровождаемого циничными надписями с указанием имен сексуальных партнеров. Цинично-эротические изображаются преимущественно на закрытых частях тела.

     Татуировки  могут нести в себе функцию  юмористическую, когда их нанесение и толкование связано с развлечением, подтруниванием над кем-то, юмором.

     К основным мотивам нанесения татуировок относятся:

  • желание показать свою причастность к криминальному миру;
  • подражание;
  • желание выделиться, понравиться и т.д.;
  • желание завоевать авторитет.

     Как уже отмечалось, значительное число  татуировок наносится насильно (нахалка). Данный вид татуировок наносится лицам, занимающимся половыми извращениями (гомосексуализм, орогенитальные контакты), замеченными в воровстве у своих же (крысятничество), проигравшимся в карты, не сдержавшим данное слово, занимающимся доносительством, некоторым другим категориям.

     Необходимо  отметить, что в последнее время  татуируются в основном лица молодежного  возраста. Взрослые предпочитают татуировки не наносить либо наносить их на скрытые участки тела. Одной из причин отказа взрослых и опытных осужденных от нанесения татуировок является нежелание иметь лишнюю особую примету.

     Важным  атрибутом криминальной субкультуры  являются клички (кликухи, погоняла) — зачастую довольно меткие прозвища, приклеенные человеку ироничными умниками, в которых рельефно проявляются особенности межличностных отношений в уголовной среде. Клички выполняют ряд взаимосвязанных функций:

  • заменяют фамилию (функция коммуникации);
  • служат средством стигматизации (клеймения);
  • закрепляют статус личности в групповой иерархии;
  • служат вербальным средством деперсонализации (путем наделения человека оскорбительными кличками). Как правило, клички устойчивы, прилипают так, что не отодрать, не избавиться, и их смена происходит только с изменением статуса их носителя.

     Клички  как бы срастаются с личностью  и сохраняются, если даже правонарушитель  переведен в другое учреждение или  сменил место жительства. У мигрантов  полученная по новому месту жительства кличка в 70% случаев совпадает по смыслу с ранее имевшейся. Особенно это касается стереотипных кличек, даваемых за внешний вид, физические и характерологические особенности, региональное происхождение. Часть подростков и юношей пытается избавиться от кличек обидных, злых, идущих от их физических недостатков, дурных черт характера и привычек. Однако эти попытки встречают сопротивление со стороны уголовных авторитетов. 

     Материально-финансовые (создание общей кассы  «общака»)

     А.Гуров, первый являющийся, одним из крупнейших специалистов области организованной преступности, выделяет три разновидности общих денежных касс (общак), создаваемых преступными сообществами, обусловленные двумя факторами их создания — местом создания и контингентом пользователей:

  • кассы, создаваемые из паевых взносов членов организованных преступных сообществ, занимающихся противоправной частнопредпринимательской деятельностью (в настоящее время эти кассы — общаки практически прекратили свое существование, так как почти не осталось тех областей, в которых бы не развивалась частнопредпринимательская деятельность на законной основе. Правда, сюда можно отнести различную антизаконную деятельность, подпадающую под определенные статьи УК, например, организация притонов, различных публичных домов под маской массажных кабинетов, выпуск порнографической продукции и т.д.);
  • кассы (общаки), создаваемые в местах лишения свободы;
  • общак, действующий в условиях свободы. Этот вид общака образуется более сложным путем, чем общак в ИТУ и складывается из следующих источников:
    1. вклады различных категорий профессиональных преступников (карманников, домушников , мошенников, сбытчиков краденого, сбытчиков наркотиков и других категорий). Причем взносы делают, как правило, подавляющее большинство преступников;
    2. различного вида рэкет (осуществляется зачастую под видом создания крыши для различных организаций, государственных и негосударственных, банков и т.д.);
    3. отчисления за помощь во взыскании долгов, разрешении споров между предпринимателями, осуществления функций третейского суда и т.д.

     Изначально  общак создавался с вполне благородной  целью (пусть и не совсем благородными методами) — для оказания помощи лицам, попавшим в места лишения  свободы, а также их родственникам. Но за последние несколько десятилетий  функции общака сильно изменились.

     Назначение  общака следующее:

  • помощь ворам в законе, другим авторитетам, их семьям;
  • помощь другим осужденным и их семьям;
  • для дальнейшего расширения преступного бизнеса;
  • на подкуп представителей исполнительной и законодательной властей (чиновников, депутатов всех уровней с целью обеспечения лоббирования интересов преступных сообществ, а также получений различных льгот и привилегий для контролируемых преступными сообществами предприятий, фондов, банков и др.);
  • на подкуп сотрудников ОВД, РУОПа, ИТУ, СИЗО, прокуратуры и судов;
  • для легализации преступного бизнеса, постепенного его перевода на «законные рельсы»;
  • для создания материальной и финансовой базы преступных объединений;
  • для выполнения пропагандистско-психологической функции;

Информация о работе Специально-кримимнологические особенности криминальной субкультуры