Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:42, контрольная работа

Краткое описание

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора. Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки.

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………….стр.3
2. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ……стр.4
3. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина …...стр.7
4. Работа прокурора с обращениями граждан…………………..…….стр.10
5. Заключение …………………………………………………….……стр.19
6. Список используемой литературы…………………………..………стр.20

Файлы: 1 файл

курсовая по прокурорскому надзору.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

  В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (не персонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах  прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

Защита  прав и свобод всех категорий граждан  средствами прокурорского надзора  уже сама по себе является основным приоритетным направлением в деятельности прокуроров. В связи с этим, чьи  бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять все предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Однако предметом особой заботы прокурора является соблюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических недостатков), возраста

и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы. Речь в первую очередь идет о больных, прикованных к постели, в особенности страдающих опасными заболеваниями, ведущими к летальному исходу, психически больных, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными; инвалидов первой и второй групп;

престарелых, в особенности одиноких, нуждающихся  в уходе. Сюда же следует отнести  детей и подростков-сирот, потерявших родителей или брошенных (оставленных) ими; женщин-одиночек, имеющих малолетних детей.

В особом внимании со стороны прокурора нуждаются такие категории населения, как беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. Будучи вынужденными покинуть места постоянного проживания, часто лишенные средств к существованию, они нередко не находят понимания и поддержки у местной администрации и среди населения. Следует также назвать граждан, оказавшихся безработными по независящим от них причинам, которые нуждаются в социальной защите.

В центре внимания прокурора должны находиться семьи и отдельные граждане, пострадавшие от техногенных и природных катастроф и аварий, а также от преступных посягательств, так как выделяемые государством для оказания им помощи средства порой расходуются не по назначению.

Для военных  прокуроров особо актуальным является соблюдение прав и свобод военнослужащих срочной службы, а также военнослужащих, участвующих в боевых операциях, поскольку в силу специфики службы и боевой деятельности реализация многих прав и свобод, принадлежащих им, как и всем гражданам, приостанавливается, и они, кроме того, не в состоянии в полную меру лично защищать свои интересы.

В поле зрения прокурора должно находиться также соблюдение прав лиц, отбывающих наказания, назначаемые судом, а также задержанных и заключенных под стражу следственными, судебными и иными органами.

В связи  с этим предметом особой заботы прокуроров является исполнение законодательства о гражданстве, о льготах и  пособиях, пенсионного законодательства, законодательства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужденных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркоманией. При наличии сведений о нарушении этого законодательства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение проверок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять активность в получении сведений о нарушении названного законодательства.

Сокращение  продолжительности жизни россиян, рост заболеваемости населения, в том числе и в результате загрязнения окружающей среды, коммерциализация медицинских услуг и их недоступность для бедной части населения делает особо актуальным надзор за исполнением законодательства о здравоохранении и об охране окружающей природной среды.

Многочисленные  нарушения законодательства об образовании, рост числа подростков, оставивших общеобразовательные учебные заведения, подчеркивает необходимость активизации прокурорского надзора за исполнением этого законодательства. Сказанное относится и к надзору за исполнением жилищного законодательства, включая и законодательство о приватизации жилищного фонда. Нуждаются в защите средствами прокурорского надзора также политические, экономические и иные права граждан, в том числе и их право на свободу мысли и слова, передвижение и выбор места жительства, вероисповедание, личную неприкосновенность, занятие предпринимательской деятельностью, владение частной собственностью, включая недвижимость, и т.д.

В поле постоянного внимания прокурора  должно находиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что  от того, как соответствующие руководители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений.

Работа  по надзору за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина находит  отражение в текущих и перспективных  планах работы прокуратуры. Мероприятия  по защите их прав и свобод обычно включаются во все разделы планов работы. Эти мероприятия могут быть сгруппированы в самостоятельные разделы планов. Организация работы

по надзору  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не отличается заметной спецификой от организации работы по надзору за исполнением законов. 
 
 
 
 

Заключение: 

    Правозащитная функция прокуратуры в ее полном объеме выкристаллизовалась сравнительно недавно. И многое на этом направлении прокурорского надзора нуждается в дальнейшем осмыслении, анализе, изучении, научном обосновании. Возможны и разумные корректировки, связанные с совершенствованием самого предмета надзора. Но сегодня хотелось бы подчеркнуть один принципиально важный вопрос: нельзя противопоставлять, как это иногда просматривается в науке и практике, защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, защите интересов государства, всего общества - с другой. Все это неразрывно связано. Охраняя права и свободы граждан, мы одновременно защищаем общественные и государственные интересы. И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан. Такова диалектика жизни в демократическом обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы: 

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным

    голосованием 12.12.93. // М., 2005

2. Прокурорский надзор. Учебник. Ю.Е. Винокурова. 2005 г. стр.173-189.

3. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята

Верховным Советом  РСФСР 22.11.91// ВСНД РСФСР и ВС РСФСР.

1991. №52. Ст. 1865.

4. Федеральный закон ''О прокуратуре РФ"

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.02 № 95-ФЗ. С последующими дополнениями //

СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; 2004. № 31. Ст. 3216.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 № 51 -ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. // М., 2005.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями //СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410 // М., 2005.

8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. № 24. Ст. 2335; №31. Ст. 3230.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ.  2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. // М., 2005.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96

№ 63-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ

РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. // М., 2005.

Информация о работе Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина