Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:36, доклад
Прокурорский надзор за исполнением законов органамидозна' ния и предварительного следствия ведется прокурорами всех уровней. В районных (и приравненных к ним иных) прокуратурах организация работы в данном направлении определяется прежде всего объемом уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами дознания и предварительного следствия.
Прокурорский надзор за исполнением законов органамидозна' ния и предварительного следствия ведется прокурорами всех уровней. В районных (и приравненных к ним иных) прокуратурах организация работы в данном направлении определяется прежде всего объемом уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами дознания и предварительного следствия. От этого зависят штатная численность прокурорских работников, в функциональные обязанности которых входит осуществление надзора в сфере уголовно-процессуальной деятельности. В крупных районных прокуратурах — это наиболее объемный участок работы, в котором принимают, участие прокурор района, его заместитель (один из заместителей) и кто-либо из старших помощников или помощников прокурора, действующие в пределах своей компетенции.
В прокуратурах с небольшим объемом работы надзор за дознанием и следствием осуществляют прокуроры района и, если в штате имеются помощники, — один из них.
В прокуратурах субъектов Федерации надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, как ив районных (городских) и приравненных к ним других прокуратурах, занимает ведущее место. Объектом прокурорского надзора на этом уровне являются следственные подразделения (управления, отделы) МВД — УВД УВДТ, УФСБ, УФСНП, процессуальная деятельность республиканской, краевой, областной милиции, органов государственного пожарного надзора, находящихся на территории областного центра следственных изоляторов, тюрем и колоний и других органов дознания так называемого областного уровня.
Прокурорский надзор осуществляют прокуроры субъектов Федерации, их заместители по следствию, начальники (их заместители, старшие прокуроры, прокуроры) следственных управлений и отделов.
' 188 Глава XI. Прокурорский надзор за дознанием и предварит, следствием !
В Генеральной прокуратуре РФ субъектами Надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются Генеральный прокурор РФ, его заместитель (он же начальник Главного следственного управления), начальники структурных управлений (отделов) ГСУ, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры, в функциональные обязанности которых входит надзор за законностью дознания и предварительного следствия, осуществляемого в центральных аппаратах МВД РФ, ФСНП, Таможенном комитете РФ.
За законностью дознания и предварительного следствия в цент- :. ральном аппарате ФСБ РФ надзирают: начальник управления по j надзору за исполнением законов о Федеральной безопасности; заместитель начальника управления — начальник отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах ФСБ РФ и дознанием в органах ФПС РФ; старшие прокуроры и прокуроры этого отдела.
Надзор за расследованием преступлений, совершённых несовершеннолетними, осуществляют начальник управления по делам несовершеннолетних и молодежи, заместитель начальника управления —начальник структурного отдела, старшие прокуроры и прокуроры этого подразделения.
Надзор за расследованием преступлений на режимных объектах осуществляется начальником Второго управления, заместителем начальника управления — начальником следственного отдела, старшими прокурорами и прокурорами отдела.
Все начальники перечисленных управлений и отделов имеют статус старшего помощника или помбщника Генерального прокурора РФ.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия начинается со стадии возбуждения уголовного дела.
Задачами прокурорского надзора на этом этапе являются: выявление, устранение и предупреждение случаев укрытия преступлений от учета, незаконного возбуждения уголовного дела или отказов в возбуждении дела, незаконного направления материалов о преступлениях по подследственности. В соответствии с п. 1 ч. Д ст. 211 УПК прокуроры рбязаны проверять не реже одного раза в месяц исполнение закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.
Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях урегулирован не законом, а ведомственными норма-
$ 3. Организация и осуществление прокурорского надзора
1-89
тивными актами. В органах внутренних дел, например, действует Примерная инструкция о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях, утвержденная приказом МВД СССР от 11 ноября 1990 г. № 415'
Для прокурора главное — проследить за тем, чтобы все поступающие в органы дознания или предварительного следствия заявления и сообщения о преступлениях, являющихся поводами к возбуждению уголовного дела в соответствии с ч. 1 ст. 108 УПК, принимались органами дознания и следователями и разрешались в порядке, установленном УПК. Обязанность приема заявлений и сообщений о преступлениях органами предварительного расследования прямо предусмотрена ч. 1 ст. 109 УПК.
Но проследить за тем, чтобы это требование закона выполнялось неукоснительно, прокурору весьма затруднительно без проверки порядка приема и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, установленного ведомственным нормативным актом. Отказ в приеме заявлений (сообщений) о преступлении работниками дежурных частей — нередкое явление, но оно, по понятным соображениям, нигде не фиксируется. Значительно чаще заявления и сообщения принимаются,'но не регистрируются в установленном порядке, и остаются у оперативных уполномоченных, участковых инспекторов милиции, а иногда уничтожаются. Такие случаи квалифицируются как укрытие преступлений от учета. Но это не просто несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины, а нарушение закона —правил ст. 109 УПК, обязывающих орган дознания и следователя не только принимать заявления (сообщения) о преступлениях, но и решать по каждому из них вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо о, направлении его по подследственное™ или подсудности.
Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» ориентирует прокуроров на необходимость проверок, направленных на выявление случаев указанных выше нарушений закона, «используя сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан,сведения медицинских учреждений и т.п.».
Данные об обращениях граждан в органы дознания с заявлениями (сообщениями) о преступлениях, не принятых и оставшихся