Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:49, курсовая работа
Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз в рамках и зарубежного, и отечественного права. В нашей стране последние, весьма острые и недостаточно успешные, судя по их конечным результатам, споры приходились на 60-80-е гг. Каждая из спорящих сторон приводила свои собственные, самые убедительные, на ее взгляд, аргументы, стремилась приобрести как можно большее число последователей. Однако в практическом плане все оставалось без изменений.
Содержание
Введение
1.Понятие права и закона, их характеристики. Определение права, его признаки и принципы
1.1.Признаки права.
2.Закон. Признаки закона
2.1.Признаки закона
3.Проблемы соотношения права и закона. Понятие правового закона, его основные компоненты
3.1.Соотношение права и закона
Заключение
Закон – это нормативный акт, 
принятый в особом порядке органом 
законодательной власти или референдумом, 
выражающий волю народа, обладающий высшей 
юридической силой и 
Закон в широком смысле слова - это 
в наши дни первостепенный, почти 
единственный источник права в странах 
романо-германской правовой семьи, к 
которой исторически относится 
и Россия. Все эти страны - страны 
“писанного права”. Юристы здесь, прежде 
всего, обращаются к законодательным 
и регламентирующим актам, принятым 
парламентом или 
Этимологически (по своему смыслу) слово 
“закон” в русском языке 
Следует только к этому добавить, что общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные индивидуальные или директивные предписания - поручения правительству, бюджетные или плановые показатели, программные положения, декларации. Например, закон о государственном федеральном бюджете в основном состоит из финансовых показателей, хотя включает и отдельные нормы обычного типа общих правил.
2.1.ПРИЗНАКИ ЗАКОНА
Итак, исходя из данного выше определения закона, можно дать следующие его признаки:
- принимаются только органом законодательной власти или народом в ходе референдума. Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Это, в принципе, общепризнанная практика современных государств.
- обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оно означает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия его положениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;
- никто не вправе отменить закон, кроме органа, его издавшего;
- регулирует наиболее важные и основополагающие отношения, обеспечивает упорядоченное развитие экономических, политических и социальных сфер;
- содержит нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
- принимается в особом процессуальном порядке;
- закон, регулируя соответствующие общественные отношения, характеризуется наибольшей устойчивостью, стабильностью своих регуляторов и длительностью существования и действия. Закон является актом, содержащим общие правила поведения, которые рассчитаны на неограниченное число случаев. В связи с этим законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства.
В окончание рассмотрения перечисленных выше признаков закона следует подчеркнуть, что отмеченные здесь признаки существуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве. Их нельзя разрывать. При этом данные признаки позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл всего законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.
Обобщая все вышесказанное, можно выделить наиболее значимые общественные отношения, регулируемые законом:
Из сказанного, таким образом, следует, что закон есть выражение воли субъекта верховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера.
3.ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПРАВА И ЗАКОНА. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ЗАКОНА, ЕГО ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Говоря о соотношении права и закона, прежде всего, необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.
Во-первых, сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает целая серия вопросов, а именно: Каков же критерий правовых законов? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие – нельзя?
Исчерпывающего ответа на эти вопросы не существует. В различные времена учеными и философами предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они не являются бесспорными.
Еще в конце XIX – начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых.
В целях решения проблемы соотношения 
права и закона нередко используется 
и такая категория, как правовой 
идеал. Некоторые авторы описывают 
его как «порождение 
Современное понятие правового 
государства предполагает достаточно 
высокий уровень развития права 
и государственности как 
Легитимный закон не обязательно 
будет правовым. В этом утверждении, 
в частности, содержится ответ на 
вопрос о том, можно ли считать 
правовыми законы (а заодно и государство, 
которое их принимает) только потому, 
что эти законы приняты высшим 
– избранным народом – органом 
власти. Ответ отрицательный: ни демократическое 
избрание высших органов власти, ни 
принятые этой властью законы сами 
по себе не в состоянии обеспечить 
государству статус правового. В 
результате действия права как продукта 
естественно-исторического 
Правовой закон – властно-
Для современного общества понятие 
и концепция правового закона 
являются одним из фундаментальных 
принципов легитимации 
Понятие правового закона многостороннее 
и гибкое, оно становится фундаментом 
современной концепции 
Его основные компоненты:
Весь комплекс перечисленных признаков правового закона представляет собой оптимум современного правосознания, но говорить о реальной возможности достижения для каждого законодательного акта такого статуса не приходится. В реальной политико-правовой жизни современных обществ следует говорить лишь о большей или меньшей степени приближения правовых систем к оптимуму правового закона. При этом нужно учитывать и саму зависимость его понятия и роли в жизни общества от конкретной социально-исторической ситуации, типа общественных отношений и властно-политической организации общественной жизни.
Обобщая вышесказанное, можно дать 
определение правового закона. Правовой 
закон есть адекватное отражение 
сущностных характеристик права, то 
есть общеобязательную систему норм 
всеобщего равенства, свободы и 
справедливости. Следует подчеркнуть, 
что это именно сущностное определение 
правового закона, не затрагивающее 
правовое содержание. Данное определение 
носит общий характер и распространяется 
на все типы и системы позитивного 
права, правда, лишь в той мере и 
постольку, в какой и поскольку 
последние соответствуют 
Критериев правового или неправового характера закона много: учет в нем интересов людей; применимость, реализуемость закона; отношение к нему общественного мнения; уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. В обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна.
3.1.СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА
«Право имеет тот, на чьей стороне сила;
границы наших сил – наши законы».
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер
Вопрос о соотношении права 
и закона вызывает много споров в 
юридической литературе. Чтобы понять 
их суть, необходимо учитывать, что 
термин «закон» достаточно многозначен. 
В узком смысле это акт высшей 
юридической силы, принятый органом 
законодательной власти или путем 
всенародного голосования, в широком 
— любой источник права. В определении 
К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором 
право рассматривается как