Право и закон: проблемы соотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз в рамках и зарубежного, и отечественного права. В нашей стране последние, весьма острые и недостаточно успешные, судя по их конечным результатам, споры приходились на 60-80-е гг. Каждая из спорящих сторон приводила свои собственные, самые убедительные, на ее взгляд, аргументы, стремилась приобрести как можно большее число последователей. Однако в практическом плане все оставалось без изменений.

Оглавление

Содержание
Введение
1.Понятие права и закона, их характеристики. Определение права, его признаки и принципы
1.1.Признаки права.
2.Закон. Признаки закона
2.1.Признаки закона
3.Проблемы соотношения права и закона. Понятие правового закона, его основные компоненты
3.1.Соотношение права и закона
Заключение

Файлы: 1 файл

право и закон.docx

— 45.13 Кб (Скачать)

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом  законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.3

Закон в широком смысле слова - это  в наши дни первостепенный, почти  единственный источник права в странах  романо-германской правовой семьи, к  которой исторически относится  и Россия. Все эти страны - страны “писанного права”. Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным  и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами. Задача юристов состоит главным образом  в том, чтобы при помощи различных  способов толкования найти правильное решение, которое в каждом конкретном случае способствует воле законодателя.

Этимологически (по своему смыслу) слово  “закон” в русском языке означает “правило”, “предел”, положенный свободе  воли и действия. Иначе говоря, под  словом “закон” всегда имеется  в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц  и организаций.

Следует только к этому добавить, что общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные  индивидуальные или директивные  предписания - поручения правительству, бюджетные или плановые показатели, программные положения, декларации. Например, закон о государственном  федеральном бюджете в основном состоит из финансовых показателей, хотя включает и отдельные нормы  обычного типа общих правил.

 

2.1.ПРИЗНАКИ ЗАКОНА

 

Итак, исходя из данного выше определения  закона, можно дать следующие его  признаки:

- принимаются только органом законодательной власти или народом в ходе референдума. Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Это, в принципе, общепризнанная практика современных государств.

- обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оно означает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия его положениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;

- никто не вправе отменить закон, кроме органа, его издавшего;

- регулирует наиболее важные и основополагающие отношения, обеспечивает упорядоченное развитие экономических, политических и социальных сфер;

- содержит нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;

- принимается в особом процессуальном порядке;

- закон, регулируя соответствующие общественные отношения, характеризуется наибольшей устойчивостью, стабильностью своих регуляторов и длительностью существования и действия. Закон является актом, содержащим общие правила поведения, которые рассчитаны на неограниченное число случаев. В связи с этим законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства.

В окончание рассмотрения перечисленных  выше признаков закона следует подчеркнуть, что отмеченные здесь признаки существуют не изолированно друг от друга, а в  тесном единстве. Их нельзя разрывать. При этом данные признаки позволяют  лучше понять природу и особенности  закона, смысл всего законотворчества. Помогают избежать законодательных  ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

Обобщая все вышесказанное, можно  выделить наиболее значимые общественные отношения, регулируемые законом:

  • вопросы конституционного характера;
  • порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • порядок создания и деятельности общественных организаций;
  • ключевые вопросы в области экономики;
  • вопросы обороны и безопасности;
  • международные отношения;
  • принятие и изменение бюджета;
  • установление налогов и другие.

Из сказанного, таким образом, следует, что закон есть выражение воли субъекта верховной власти, и что  содержанием закона могут быть, как  правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера.

 

 

 

 

 

 

3.ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ  ПРАВА И ЗАКОНА. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО  ЗАКОНА, ЕГО ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

 

Говоря о соотношении права  и закона, прежде всего, необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права  полагают, что правовыми следует  считать законы, соответствующие  правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

Во-первых, сразу напрашивается  вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает  целая серия вопросов, а именно: Каков же критерий правовых законов? Какие законы можно рассматривать  как совпадающие с правом, а  какие – нельзя?

Исчерпывающего ответа на эти вопросы  не существует. В различные времена  учеными и философами предлагались различные критерии (основания) разграничения  права и закона, правовых законов  и неправовых, но все они не являются бесспорными.

Еще в конце XIX – начале XX веков  в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать  лишь такие законы и нормативные  акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически  оказывались бы в разряде неправовых.

В целях решения проблемы соотношения  права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. Некоторые авторы описывают  его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о  разумном устройстве общежития на принципах  добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», авторы приходят к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть не что иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.

Современное понятие правового  государства предполагает достаточно высокий уровень развития права  и государственности как таковой. Юридическая сущность правового  государства заключается в том, что его публичная власть исключает  произвол и действует только в  соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который  тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство – это, прежде всего, система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические  и политические основы общества, а  также основные права и свободы  личности.

Легитимный закон не обязательно  будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать  правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим – избранным народом – органом  власти. Ответ отрицательный: ни демократическое  избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В  результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие  в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов  власти.

Правовой закон – властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный  государством или иными социальными  институтами, но и соответствующий (содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания, существующим конституционно-правовым нормам и в силу этого обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы.4

Для современного общества понятие  и концепция правового закона являются одним из фундаментальных  принципов легитимации государственных  актов и действий государственно-политических институтов, с одной стороны, и  закрепляемым правовым способом разнообразных  потребностей общества и граждан, с  другой. Наиболее простая и абстрактная  формула правового закона представлена дефиницией «Правовой закон есть закон, созданный и функционирующий  по праву». При этом для каждой социально-политической системы существует собственная  или специфическая конъюнктура  определения существующих или вновь  создаваемых законов в качестве правового закона.

Понятие правового закона многостороннее и гибкое, оно становится фундаментом  современной концепции правового  общества и государства.

Его основные компоненты:

  1. правовой закон опирается на конституционные принципы и не может им противоречить ни формально, ни содержательно;
  2. процедура формирования и принятия правового закона всегда многоступенчата и предполагает участие всех установленных конституцией ветвей власти;
  3. общеобязательный характер, т. е. правовой закон действует не только на всей территории государства, но и распространяется на все категории населения, исключая какую-либо правовую дискриминацию;
  4. действие правового закона распространяется на все властно-политические инстанции и институты так, что любое действие любого государственного органа предпринимается в соответствии с внутренними законами государства;
  5. эффективность правового закона прямо зависит от уровня развития правосознания общества, от доверия граждан и их готовности подчиняться предписаниям и ограничениям, налагаемым на них законами;
  6. правовому регулированию подлежат лишь внешне-деятельные аспекты жизни граждан; духовная жизнь гражданина и его убеждения не подлежат властно-правовой регуляции;
  7. правовой закон гарантирует сохранность и неприкосновенность неотчуждаемых прав и свобод личности, личное достоинство граждан и их безопасность;
  8. правовой закон не имеет «обратного действия» (т. е. его регуляции не подлежат действия, совершенные до момента вступления правового закона в силу);
  9. правовой закон может быть изменен или отменен только при соблюдении всех предусмотренных Конституцией законодательных процедур;
  10. с содержательной точки зрения, правовой закон направлен на обеспечение интересов большинства граждан государства или государства в целом, причем должна быть возможность той или иной компенсации ущемления интересов меньшинства, неизбежного при масштабности и разнообразии современных обществ.5

Весь комплекс перечисленных признаков  правового закона представляет собой  оптимум современного правосознания, но говорить о реальной возможности  достижения для каждого законодательного акта такого статуса не приходится. В реальной политико-правовой жизни  современных обществ следует  говорить лишь о большей или меньшей  степени приближения правовых систем к оптимуму правового закона. При  этом нужно учитывать и саму зависимость  его понятия и роли в жизни  общества от конкретной социально-исторической ситуации, типа общественных отношений и властно-политической организации общественной жизни.

Обобщая вышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон есть адекватное отражение  сущностных характеристик права, то есть общеобязательную систему норм всеобщего равенства, свободы и  справедливости. Следует подчеркнуть, что это именно сущностное определение  правового закона, не затрагивающее  правовое содержание. Данное определение  носит общий характер и распространяется на все типы и системы позитивного  права, правда, лишь в той мере и  постольку, в какой и поскольку  последние соответствуют объективной  природе и требованиям права  и действительно отражают право, а не произвол.

Критериев правового или неправового  характера закона много: учет в нем  интересов людей; применимость, реализуемость  закона; отношение к нему общественного  мнения; уровень общей и правовой культуры общества; научная оценка закона и др. В обществе с разноречивыми  интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового  невозможна.

3.1.СООТНОШЕНИЕ ПРАВА  И ЗАКОНА

 

«Право имеет тот, на чьей стороне  сила;

границы наших сил – наши законы».

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер

Вопрос о соотношении права  и закона вызывает много споров в  юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что  термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом  законодательной власти или путем  всенародного голосования, в широком  — любой источник права. В определении  К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором  право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый  термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный  акт, и судебный прецедент, и санкционированный  обычай. Возвести волю в закон —  значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет  содержателен только в случае, когда  термин «закон» понимается в широком  смысле.6

Информация о работе Право и закон: проблемы соотношения