Понятие, значение и функции государственного( муниципального кредита)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Наукой финансового права государственный кредит и государственный долг всегда рассматривались как взаимозависимые явления. Ведь образование государственного и, в частности, внутреннего долга является своеобразным экономико-правовым следствием госкредитных отношений, а точнее — следствием функционирования государственного кредита и одним из юридических выражений последнего. Таким образом, государственный кредит и государственный долг соотносятся как причина и следствие.

Файлы: 1 файл

финансо.docx

— 29.06 Кб (Скачать)

Понятие, значение и функции  государственного( муниципального кредита)

 

Наукой финансового права  государственный кредит и государственный долг всегда рассматривались как взаимозависимые явления. Ведь образование государственного и, в частности, внутреннего долга является своеобразным экономико-правовым следствием госкредитных отношений, а точнее — следствием функционирования государственного кредита и одним из юридических выражений последнего. Таким образом, государственный кредит и государственный долг соотносятся как причина и следствие.

Государственный (муниципальный) кредит применяется, наряду с другими способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства (муниципального образования) и решения стоящих перед ним проблем, и в первую очередь, проблем бюджетного дефицита. В свою очередь, само понятие «государственного (муниципального) кредита» соотносится с понятием «кредита» как «часть и целое» и отражает наиболее существенные свойства и признаки последнего.

Слово «кредит» произошло  от латинского creditum — ссуда, Долг, credere — верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера вдолг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок»1. В современном русском языке термин «кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, в общепринятом смысле, кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности2.

Кредит имеет несколько  видов (форм)2. Кредитные отношения получили широкое распространение в современной российской экономике. Одним из основных видов кредита является государственный (муниципальный) кредит. Государственный (муниципальный) кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

 Государственный (муниципальный) кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета..

Независимо от уровня кредит (государственный и муниципальный) можно рассматривать в двух значениях (аспектах): во-первых, в экономическом и, во-вторых, в правовом.

Кредит (государственный  и муниципальный) как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. И если сущность самой категории кредита рассматривается как передача платежных средств кредитором заемщику для использования их последним на началах возвратности и в собственных интересах, то экономическая сущность государственного и муниципального кредита заключаются в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Таким образом, государственный (муниципальный) кредит представляет с экономической точки зрения одну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости валового внутреннего продукта и части национального продукта. Ведь владелец денежных средств (ссудного капитала) передает, а точнее продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование1. Поэтому именно возвратность — определяющая черта и особое свойство, присущее кредитным отношениям (вне зависимости от уровня их возникновения).

Особенность финансово-экономических  отношений, которые возникают в  процессе государственного и муниципального кредита, заключается в их субъектном составе.

Как совокупность финансово-экономических  отношений, государственный кредит традиционно рассматривался в экономической науке, а также науке финансового права как отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в роли заемщика временно свободных денежных средств указанных субъектов. Аналогично интерпретировались и отношения в сфере муниципального кредита, где заемщиком соответственно выступает муниципальное образование, а кредиторами — граждане и организации. При этом как экономической теорией, так и теорией финансового права не исключалась возможность участия государства в сфере международных кредитных взаимоотношений не только в качестве заемщика, но и в качестве кредитора в отношениях. В первом случает речь идет о так называемом активном, а во втором — пассивном кредите1.

Однако в Бюджетном  кодексе РФ (гл. 15) термин «государствен ный кредит» впервые применяется исключительно к отношениям, в которых государство выступает в качестве кредитора (причем только иностранных государств). В тех же случаях, когда государство выступает в качестве заемщика временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иностранных государств, субъектов международного права и т.п., в Кодексе говорится об отношениях «по государственному заимствованию», «долговых обязательствах» и т.п. Такой подход законодателя к изменению теории государственного кредита ничем не аргументирован, хотя и «ломает» давно установленную и признанную мировой экономической и финансово-правовой науками парадигму по данному вопросу. Поэтому более точным с позиций как экономической теории, так и науки финансового права, является определение сущности кредита как отношений, в которых государство заимствует временно свободные денежные средства у иных лиц на условиях добровольности, срочности, возмездности и возвратности для использования-их на общественно значимые цели.

Хотя в любом случае — выступает государство в  этих отношениях исключительно как заемщик или дает гарантии и поручи-

1 Такая классификация госдолга встречается в экономической литературе-См., например: Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория и мировая практика. М., 1998. С. 11.

§ 1. Понятие и значение гос. и муниципального кредита в  РФ            513

тельства третьим лицам, сущность отношений в сфере государственного кредита сводится к тому, что это отношения по заимствованию временно свободных денежных средств, обязательства по которым берет исполнить на себя, к конечном итоге, именно государство, выполняя роль суверена и казны.

Таким образом, обязательным субъектом правоотношений по государственному и муниципальному кредиту соответственно является государство или муниципальное образование.

Государственный и муниципальный  кредит можно рассматривать, как отмечалось, и в правовом аспекте.

С правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.

Муниципальный кредит используется также и в целях финансирования местных инвестиционных программ1.

Государственный (муниципальный) кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным (муниципальным) и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны.

Во-первых, государственный кредит — это  такое движение денежных средств, которое  связано с возникновением и прекращением государственной собственности. Скажем, при размещении государственного займа  имеет место возникновение государственной  собственности, при погашении займа  — ее прекращение. Муниципальный  кредит связан с иной формой собственности  — муниципальной.

 Во-вторых, государственный кредит организуют  и осуществляют органы государственной  власти. Муниципальный кредит организуют  и осуществляют органы местного  самоуправления, которые государственными  органами не являются. Это означает, что муниципальный кредит является  негосударственным. Поэтому объединение  государственного и муниципального  кредита в категорию, обычно  именуемую «государственный (муниципальный)  кредит», неточно уже постольку,  поскольку это приводит к отрицанию  различий в осуществлении различных  видов власти — государственной  и местного самоуправления, но  и различных видов собственности  — государственной и муниципально. В настоящее время в качестве названия, объединяющего оба этих вида кредита в одну категорию, предлагается термин «публичный кредит».

 Такое  название представляется правильным. Но оно не означает, что эти  виды кредита регулируются публичной  отраслью права (т.е. финансовым  правом). Термин «публичный» отображает  два свойства этого кредита.  Первое — субъектами кредита  выступают публичные образования:  Российская Федерация, субъекты  Федерации, муниципальные образования.  Второе — кредиты осуществляются  в «публичных интересах», т.е.  в интересах общества (в рамках  соответствующей территории).

 Это  и позволяет объединить под  одним названием столь разнородные  виды кредита (государственный  и муниципальный), что, однако, не  выступает основанием для их  отождествления.

 Важным  является вопрос о составе  категории «публичный кредит“,  т.е. о тех направлениях кредитной  деятельности публичных образований,  которые эта категория объединяет.

 Исторически  сложилось так, что, во-первых, первой разновидностью публичного  кредита был государственный  кредит — муниципальный кредит  возник позже. Во-вторых, под государственным  кредитом понимались лишь государственные  займы, т.е. отношения, в которых  государство выступает в качестве  заемщика. Такое мнение сложилось  еще в дореволюционные времена.  Было оно господствующим и  в советские времена».

Таким образом, публичный кредит — это система кредитных отношений, в которых публичное образование (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) выступает в роли кредитора или заемщика.3

 

Функции государственного и муниципального  кредита непосредственно вытекают  из его сущности. Как элемент  финансовой системы, государственный  кредит выполняет распределительную,  регулирующую и контрольную функции.[4]  

 

       1.  Распределительная функция государственного  и муниципального кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых  принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку  распределительная функция претерпела  ряд изменений, в частности,  изменились субъекты кредитных  отношений: со стороны государства  их участниками стали субъекты  Федерации, особым субъектом кредитных  отношений стали местные органы  власти, их контрагентами выступают  резиденты и нерезиденты, юридические  и физические лица, а для государства  или субъекта Федерации — иные  государства, международные финансово-кредитные  организации, и т. п. Изменились  и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения — все чаще государство и его территориальные подсистемы  становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций,  в том числе и на международном фондовом рынке. Соответственно  меняется и сам характер государственного  кредита — все в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе  которых лежит равноположение  сторон.

 2. Регулирующая  функция государственного и муниципального кредита имеет две стороны — экономическую и социальную.

2.1 Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем  выделения им целевых кредитов. Выделение  бюджетных ресурсов на безвозмездной  основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а  порой и дефицитности. В целом  государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики.

2.2 Социальная сторона связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством.

  3. Контрольная функция государственного кредита  тесно связана с деятельностью  государства и состоянием бюджета  и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные  операции совершаются на принципах  возвратности и платности получения  средств. Контроль за правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы.

Информация о работе Понятие, значение и функции государственного( муниципального кредита)