Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:49, курсовая работа
Целью данной работы является описание и анализ понятия и предмета уголовное право.
Задачи данной работы:
- определение понятия "уголовное право", выявление основных присущих ему свойств и признаков, также причин его возникновения и развития;
- обозначение предмета регулирования уголовного права как критерия выделения (в рамках системы) самостоятельных отраслей права, обладающих только им присущей спецификой;
- исследование понятия науки уголовного права, её предмета, значения и места в системе смежных отраслевых наук, взаимодействия с последними.
Введение……………………………………………………………………. 3 стр.
1.Уголовное право………………………………………………………..... 5 стр.
1.1. История понятия уголовное право……………………………. 5 стр.
1.2. Понятие уголовное право…………………………………….. 10 стр.
2. Предмет и метод уголовного права…………………………………... 13 стр.
2.1. Предмет уголовного права…………………………………… 13 стр.
2.2. Метод уголовного права…………………………….………... 15 стр.
Заключение………………………………………………………….…….. 21 стр.
Список использованных источников………………………………….… 23 стр.
Приложение №
Применительно к русскому уголовному праву обычно это объясняют тем, что термин "уголовный" происходит от слова "голова", среди значений которого в древнерусском языке было "убитый" (т.е. лишенный головы). В Псковской судной грамоте, например, словом "головщина" обозначалось совершение убийства (ст. 26, 96 - 98). В Древней Руси, как известно, не употреблялось понятие преступления, а деяния преступного характера называли "неправдой", "обидой" и т.п. Первые писаные памятники русского уголовного права назывались "Русской Правдой", "судебниками", "судными грамотами" и т.п. В этих документах не прослеживается различия между нормами уголовного права и нормами уголовно-процессуального права. Такое различие стало проводиться в России лишь в XVIII - XIX вв.
Понятие уголовное право употребляется в трех значениях:
* как отрасль права;
* как наука уголовного права;
* как самостоятельная учебная дисциплина.
Уголовное право определяется в теории уголовного права как совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, цели наказания и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Специфичность уголовного права
как отрасли права заключается
в том, что только оно является
базой для определения
Уголовное право наряду с отраслью российского права понимается и как уголовно-правовая наука, т.е. как совокупность (система) взглядов, представлений и знаний об общих принципах и других общих основаниях уголовной ответственности, о уголовно-правовых институтах и уголовно-правовых нормах.
Уголовное право, как и любая наука, имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предмет науки уголовного права шире предмета уголовного права как отрасли права. В него входят изучение и анализ не только действующего законодательства и практики его применения, но и история становления и развития, как уголовных законов, так и самой науки. В предмет науки включается также изучение уголовного законодательства зарубежных государств в сравнительном плане и для использования положительного опыта в законотворческой и правоприменительной деятельности и развития науки.
Как и само уголовное право,
уголовно-правовая наука является смежной
с иными отраслевыми науками,
занимающимися исследованием
Уголовное право понимается также как учебная дисциплина. Различие между уголовным правом как наукой и учебной дисциплиной заключается, во-первых, в том, что уголовное право - учебная дисциплина полностью базируется на уголовном праве- науке. Во-вторых, различны их цели. Цель учебной дисциплины - доведение до обучающихся при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука, поскольку в значительной мере зависит от усмотрения составителей учебной программы, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.
Любые правовые нормы и право в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом правового регулирования являются общественные отношения. Содержание таких отношений, регулируемых уголовным правом, является, во-первых, вполне специфическим, а во-вторых, сложным и неоднозначным. Можно выделить три основные разновидности этих отношений, образующих в совокупности предмет уголовно-правового регулирования.
Первым видом таких отношений являются так называемые охранительные уголовно-правовые отношения (в их традиционном понимании), возникающие в связи с совершением преступления. Это отношения между лицом, совершившим запрещенное уголовным законом преступное деяние, и государством в лице суда, следователя, прокурора, органа дознания. Каждый из субъектов этого правоотношения обладает определенными правами и несет корреспондирующие им обязанности. Так, первый обязан претерпеть неблагоприятные последствия, которые уголовный закон связывает с совершением преступления, в конечном счете понести наказание, предусмотренное той уголовно-правовой нормой, которую он нарушил. Другой субъект суд (с помощью следственных, прокурорских органов и органов дознания) вправе принудить первого к исполнению этой обязанности. Но это право сопровождает обязанность тех же органов привлекать лицо к уголовной ответственности, а суд назначать наказание или меру, его заменяющую, в соответствии с тем, как уголовный закон формулирует особенности условий уголовной ответственности лица, совершившего определенное преступление.
Таким образом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, связанная как с установлением события преступления, так и с назначением наказания, освобождением от уголовной ответственности и наказания (включая и применение принудительных мер медицинского и воспитательного характера). [Приложение № 1]
Вторым видом отношений, которые входят в предмет уголовного права, являются отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах.
Отрицать за уголовно-правовыми запретами роль праворегулирующего начала, значит утверждать, что они не упорядочивают поведение людей в обществе. В действительности это не так. Установление уголовно-правового запрета есть выражение принудительной силы государства. Нарушение запрета предполагает применение наказания к лицу, совершившему преступление. В этом заключается специфика обязанности, устанавливаемой уголовным законом (обязанности не совершать преступления), и ее отличие от обязанностей морально-нравственного порядка. Уголовный запрет налагает на граждан обязанность воздержаться от совершения преступления и потому регулирует поведение людей в обществе.
Третья разновидность общественных отношений, входящих в предмет уголовного права, регулируется уголовно-правовыми нормами, которые наделяют граждан правами на причинение вреда при защите от опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Эти отношения специфичны, в частности, по своему субъективному составу. Осуществляющий, например, свое право на необходимую оборону вступает в правовые отношения, с одной стороны, с лицом, посягающим на интересы личности, общества или государства и обычно нарушающим соответствующий уголовно-правовой запрет (приобретает право на причинение вреда посягающему). С другой стороны, поведение обороняющегося компетентны, признать правомерным только суд и прокурорско-следственные органы. В каждом случае именно они обязаны всесторонне рассмотреть событие, связанное с причинением вреда при защите от опасного посягательства, и подтвердить правомерность действий обороняющегося, официально освободив его от ответственности за причиненный им вред. Таким образом, обороняющийся вступает в правовые отношения и с государством в лице суда, прокурорско-следственных органов. Эти отношения можно именовать регулятивными уголовно-правовыми отношениями (в отличие от охранительных уголовно-правовых отношений), так как они складываются на основе регулятивных (управомочивающих) норм и регулируют правомерное поведение лица, являющееся одновременно и социально полезным.
Выделенным разновидностям общественных отношений, образующих предмет уголовного права, соответствуют специфические методы их регулирования.
Метод как совокупность правовых средств воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования является важной характеристикой отрасли права, выступает в качестве дополнительного основания деления права на отрасли.
Проблема метода правового регулирования - одна из сложных и малоизученных в юридической науке. В уголовно-правовой науке на уровне вводных глав курсов и учебников он обычно сводится к применению наказания за нарушение уголовно-правового запрета. На самом деле метод правового регулирования весьма емкое понятие, характеризующееся множеством компонентов. Среди них можно назвать:
1) порядок установления
прав и юридических
2) степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;
3) подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;
4) характер взаимоотношения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы;
5) пути и средства обеспечения, субъективных прав.
В зависимости от сочетания указанных характеристик в общей теории права обычно выделяют три метода (типа) правового регулирования: дозволение, предписание и запрет. Первый связывается с гражданско-правовым регулированием, дозволительная направленность которого выражается главным образом в «первичности управомочивающих норм» (нормы, определяющие круг субъектов гражданского права, содержание их правоспособности, основание возникновения гражданско-правовых связей, способы защиты гражданских прав и т. д.).
Предписание выступает как административно-правовой тип регулирования (материальное административное право в основном закрепляет юридические обязанности, носящие характер предписания).
Запрет как метод правового регулирования связывается с уголовным правом (учитывается, что уголовное право призвано определять преступность и наказуемость деяний, опасных для личности, общества и государства, и формулировать модели запрещенного общественно опасного поведения).
Из подобной традиционной
классификации типов правового
регулирования вовсе не вытекает, что
дозволение присуще только гражданскому
праву, предписание административному,
а запрет уголовному. Все три типа правового
регулирования можно обнаружить в различных
отраслях права, но в одних отраслях решающим
является дозволение, в других предписание,
в третьих запрет. Так, гражданское право,
будучи в основном управомочивающим, содержит
и запретительные (охранительные) нормы,
однако, по сравнению с дозволяющими, они
в этой отрасли носят вспомогательный
характер. Значителен удельный вес запретительных
норм в административном праве (существует
даже Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях).Уголовно-
Например, как отмечалось, нормы уголовного закона о необходимой обороне носят управомочивающий характер, что позволяет говорить в этих случаях о дозволении как разновидности уголовно-правового метода.
Три названных типа правового регулирования в каждой отрасли права могут иметь дополнительные характеристики, выступать в виде специфических методов, представляющих конкретизацию методов межотраслевых. Так, охранительные уголовно-правовые отношения регламентируются следующими методами:
1) применение санкций уголовно-правовых норм (уголовного наказания);
2) освобождение от уголовной ответственности и наказания (включая применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступления);