Понятие и цели уголовной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 05:24, доклад

Краткое описание

Уголовная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности и устанавливается за совершение преступлений. Между преступлением и уголовной ответственностью существует правовая взаимосвязь: только совершение преступления (виновное совершение запрещенного уголовным законом деяния) является правовым основанием привлечения конкретного лица к уголовной ответственности.

Файлы: 1 файл

Понятие и цели уголовной ответственности.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Во-первых, юридическая ответственность лица — это субъективная, т.е. личная, обязанность конкретного правонарушителя отвечать за содеянное. Как и всякая субъективная обязанность, юридическая ответственность определяется законом, вытекает из него. Следовательно, необходимо различать предусмотренную законодательством статутную юридическую ответственность, скажем, установленное законом наказание за угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна (до 5 лет лишения свободы) (ч. 1 ст. 311 УК Республики Беларусь) и обязанность конкретного угонщика претерпеть лишение свободы сроком в 4 года за совершенное им преступление.

Во-вторых, юридическая ответственность  возникает лишь за совершенное правонарушение, которое выступает юридическим фактом, обусловливающим превращение статутной ответственности в субъективную.

В-третьих, юридическая ответственность  всегда связана с государственным принуждением (воздействием), т.е. возможностью государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определенные действия. В случае факта правонарушения государство обязывает лицо претерпевать определенные неблагоприятные карающие последствия.

Предусмотренные законодательством  неблагоприятные, карающие правонарушителя последствия могут быть личного (лишение свободы, выговор, предупреждение), имущественного (конфискация, штраф) и организационного характера (перевод на нижеоплачиваемую работу, понижение в должности). Поскольку государственное воздействие предполагает наступление неблагоприятных последствий для виновного, претерпевание им каких-то лишений, постольку можно считать, что юридическая ответственность есть кара.

В-четвертых, меры юридической  ответственности предполагают доказанность вины правонарушителя.

В-пятых, юридическая ответственность при всех обстоятельствах предполагает государственное и общественное осуждение правонарушителей за посягательства на защищаемые правом общественные отношения, права и свободы граждан, интересы общества и государства. Государственное осуждение выражается в вынесении в отношении лица (либо организации), совершившего правонарушение, соответствующего правоприменительного акта. Лицо, нарушившее норму права, почти всегда нарушает и соответствующую норму морали, нравственное предписание. Поэтому наряду

с юридической ответственностью перед государством лицо несет и  нравственную ответственность перед  обществом, выражающуюся в общественном осуждении.

В-шестых, меры юридической ответственности, являясь средством принудительного карательного воздействия, одновременно исполняют роль частной и общей превенции (предупреждения правонарушений). Первая заключается в воздействии на конкретного правонарушителя путем его наказания в целях перевоспитания и предупреждения совершения им правонарушений в будущем, вторая — в воздействии на всех других субъектов права в целях предотвращения совершения ими соответствующих правонарушений.

В-седьмых, юридическая  ответственность всегда носит ретроспективный характер. Нельзя привлечь к юридической ответственности за действия, которые еще не совершались. Поэтому между правонарушением и моментом привлечения к ответственности всегда имеется определенный промежуток времени. Он может быть как незначительным, так и весьма долгим.

В контексте  сказанного напомним, что некоторые  теоретики права выделяют наряду с ретроспективной и так называемую позитивную (перспективную) ответственность. Она характеризуется ответственным поведением субъектов, предполагающим не только следование социальным, в том числе правовым нормам, но и полезную общественную активность. Представляется, что позитивная ответственность не может считаться юридической, так как не имеет ретроспективного характера и является, по существу, моральной категорией.

Выше отмечался  государственно-принудительный характер юридической ответственности. Действительно, в самих правовых нормах, предусматривающих  юридическую ответственность, заложена идея государственного принуждения. Более того, в некоторых сферах общественных отношений, регулируемых правом, ответственность реализуется только посредством государственного принуждения (уголовные наказания, административные и дисциплинарные взыскания). Но эти обстоятельства отнюдь не означают реализацию юридической ответственности во всех случаях посредством правоприменительных актов, а тем более путем насильственного осуществления содержащихся в них предписаний. Известно, что нормы ряда отраслей права допускают и даже поощряют добровольную реализацию ответственности (уплату неустойки, возмещение материального ущерба и убытков). Этот путь реализации юридической ответственности в условиях рыночных отношений представляется достаточно перспективным.

Однако следует  иметь в виду, что добровольное исполнение виновным вынесенного решения или возмещение причиненного иле ущерба не меняет принудительной сущности реализации ответственности. Дело в том, что у государства всегда остается право на принуждение виновного лица к исполнению ограничений, предусмотренных соответствующими санкциями.

В теоретической  юридической литературе наиболее признанной считается следующая точка зрения: основанием юридической ответственности являются сам факт правонарушения, т.е. деяние, содержащее все элементы состава правонарушения, и норма права, предусматривающая ответственность за указанное правонарушение.

Некоторые авторы (С.А. Комаров, А.В. Малько, А.С. Шабуров) включают в основание юридической ответственности и другие обстоятельства. Они полагают, что кроме факта правонарушения и нормы права в основание юридической ответственности входят: а) отсутствие оснований для освобождения от ответственности; б) правоприменительный акт; в) государственное принуждение. С подобным подходом трудно согласиться, поскольку перечисленные обстоятельства являются сопутствующими и ничего не добавляют к основанию привлечения к юридической ответственности. Правоприменительный акт также не может служить основанием последней, так как является одной из стадий особой формы реализации права и возникает тогда, когда основания уже появились. Государственное принуждение выступает фактором, гарантирующим исполнение уже принятого по юридическому делу решения, и основанием юридической ответственности не может быть.

Таким образом, фактическим основанием юридической ответственности является совершение противоправного деяния, а юридическим — применение соответствующей нормы права. Иными словами, юридическая ответственность возникает там, где есть правонарушение, и выражается она в необходимости претерпевания виновным в его совершении предусмотренных законодательством неблагоприятных, карающих последствий.

Виды юридической  ответственности

В науке классификация  видов юридической ответственности  производится по самым различным  основаниям: форме осуществления юридической ответственности; органам, реализующим ответственность; юридической силе нормативных актов, устанавливающих ответственность, и др.

Наибольшее  распространение в научной и  учебной литературе получила классификация юридической ответственности по отраслевому признаку. По этому критерию различают уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность.

Уголовная ответственность  возникает в связи с совершением  преступления, предусмотренного нормами уголовного права. Поскольку преступления — наиболее серьезный вид правонарушений, то и меры ответственности здесь предусмотрены самые строгие. Привлечению лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествует возбуждение уголовного дела по факту преступления, сбор и исследование доказательств, подтверждающих причастность подозреваемого к преступлению. Подозреваемый и обвиняемый имеют право на защиту. Согласно ст. 26 Конституции Республики Беларусь никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Статьей 48 УК Республики Беларусь определен перечень видов наказаний, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления. Это общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь (до ее отмены).

Кроме основных наказаний закон предусматривает  и дополнительные: лишение воинского или специального звания, конфискация имущества (ч. 2 ст. 48 УК Республики Беларусь).

Общественные  работы, штраф и лишение права  занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания (ч. 3 ст. 48 УК Республики Беларусь).

Применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания допускается за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах (ч. 1 ст. 59 УК Республики Беларусь).

Административная  ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, прежде всего Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства и нормативными актами других органов власти. Меры, применяемые за административные правонарушения, называются взысканиями.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются компетентными органами государственного управления: административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, таможенными органами, органами специализированной охраны и надзора. Дела о мелком хулиганстве, злостном неповиновении органам милиции, нарушении правил уличных шествий, демонстраций и митингов рассматриваются судьями по административным делам.

Административный  процесс по делу обычно начинается с составления протокола об административном правонарушении. Затем могут производиться необходимые проверочные мероприятия.

Согласно законодательству (КоАП Республики Беларусь), за административные правонарушения могут налагаться следующие  взыскания: предупреждение — наиболее мягкое взыскание за малозначительное правонарушение; штраф — взыскание материального характера; конфискация; лишение специального права, предоставленного гражданину (право управления транспортным средством, право охоты), за грубое нарушение порядка пользования этим правом; исправительные работы; административный арест — самое строгое взыскание за отдельные виды правонарушений на срок до пятнадцати суток (не может применяться к беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, инвалидам 1-й и 2-й групп, лицам, имеющим на иждивении инвалидов 1-й группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими 80-летнего возраста, к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, а также к военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям). Привлеченный к ответственности вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, пользоваться помощью адвоката, обжаловать постановление (решение) по делу и др.

Административное  взыскание может быть наложено в  срок не позднее двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

При наложении  административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность.

Дисциплинарная  ответственность возникает при  совершении дисциплинарных проступков, выражающихся в нарушении трудовой, служебной, воинской и учебной дисциплины. Это может быть нарушение правил внутреннего трудового порядка, исполнительской дисциплины, служебных обязанностей, требований уставов и положений.

Дисциплинарные  взыскания накладываются администрацией предприятия, учреждения, организации, командованием воинских частей и подразделений. До наложения взыскания от правонарушителя должны быть истребованы объяснения по поводу совершенного проступка, проведена необходимая проверка.

Меры дисциплинарной ответственности также весьма разнообразны: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в звании или классном чине, увольнение. Меры дисциплинарной ответственности назначаются не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позже шести месяцев со дня его совершения.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой  ответственность физических и юридических лиц за нарушение норм права в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Различают договорную (за нарушение договорных обязательств имущественного характера) и недоговорную (за причинение имущественного внедоговорного вреда) гражданско-правовую ответственность.

При нарушении  имущественных прав гражданско-правовая ответственность носит имущественный  характер и состоит в возмещении убытков, уплате неустойки, возвращении  вещи и т.д. При нарушении личных неимущественных прав гражданско-правовая ответственность может включать в себя денежную компенсацию за причиненный моральный ущерб и опровержение порочащих сведений.

Особенностью  гражданско-правовой ответственности  является то, что применяемые в связи с ней санкции носят, как правило, правовосстановительный характер (возмещение причиненного ущерба), а также то, что правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свою обязанность, вытекающую из санкции правовой нормы (возместить причиненный вред). В случае спора этот вид ответственности реализуется на основе норм гражданского процессуального законодательства.

Информация о работе Понятие и цели уголовной ответственности