Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:01, реферат
Помилование представляет собой смягчение участи осужденного. Впервые в истории нашего законодательства в Уголовном кодексе регламентированы виды смягчения участи осужденного, которые возможны актом помилования. Это — освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение срока назначенного осужденному наказания, замена назначенного приговором суда наказания более мягким видом наказания, снятие судимости.
Помилование
представляет собой смягчение участи
осужденного. Впервые в истории
нашего законодательства в Уголовном
кодексе регламентированы виды смягчения
участи осужденного, которые возможны
актом помилования. Это — освобождение
от дальнейшего отбывания
До недавнего
времени правовой регламентации
такого вида помилования не существовало.
Президент (а ранее Президиум
Верховного Совета СССР или РСФСР) могли
назначить в порядке
23 мая
1986 г. в ст. 23 Основ уголовного
законодательства (а затем и в
уголовные кодексы союзных
Такое положение существовало в России до 1992 г. Верховный Совет России Законом от 17 декабря 1992 г. разрешил при помиловании назначать вместо смертной казни лишение свободы пожизненно. Сделано это было по инициативе Комиссии по помилованию при Президенте Российской Федерации, чтобы создать альтернативу смертной казни и расширить практику помилования этой категории осужденных.
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. установил, что при помиловании Президент может заменить смертную казнь лишением свободы пожизненно или на срок в 25 лет.
Вопрос о помиловании осужденного к смертной казни возникает в случае отклонения кассационной и надзорных жалоб осужденного, а также при получении заключений Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации об отсутствии оснований для принесения представления на приговор суда в порядке надзора.
Администрация учреждения, в котором содержится осужденный, объявляет ему о получении заключения указанных должностных лиц и предлагает написать ходатайство о помиловании.
Правом помилования по Конституции Российской Федерации; обладает Президент Российской Федерации.
Осужденному разъясняется, что он вправе воспользоваться услугами адвоката либо написать ходатайство самостоятельно.
На практике бывают случаи, когда осужденный отказывается писать ходатайство о помиловании. В этом случае с участием прокурора составляется акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.
Процедура
рассмотрения ходатайства о помиловании
регламентирована Указом Президента от
28 декабря 2001 г. № 1500. В этом документе
не выделен порядок рассмотрения
ходатайств о помиловании осужденных
к смертной казни. Общий порядок
заключается в следующем. Полученное
от осужденного ходатайство либо
акт об отказе осужденного направлять
ходатайство о помиловании
Администрация учреждения, где содержится осужденный к смертной казни, направляет также подробную справку об осужденном, его судимостях и поведении во время пребывания в следственном изоляторе и высказывает свое отношение к возможности помилования осужденного. Могут прилагаться и иные документы, имеющие отношение к рассмотрению ходатайства (справки о состоянии здоровья осужденного и членов его семьи, характеристики и т.п.).
Министерство (управление) юстиции проверяет наличие всех необходимых документов и направляет все материалы в региональную комиссию по помилованию. Комиссия рассматривает поступившие материалы, при необходимости истребует новые, после чего материалы передаются главе администрации субъекта Федерации (президенту, губернатору, мэру и т.п.).
Изучив
материалы, это должностное лицо
высказывает свое мнение по существу
ходатайства, которое может совпадать,
а может и не совпадать с
мнением комиссии, и направляет все
материалы в Администрацию
В Администрации Президента имеется Управление по вопросам помилования, которое занято оформлением всей поступающей документации и подготовкой к рассмотрению ходатайств о помиловании. В порядке подготовки ходатайств к рассмотрению истребуются недостающие документы, которые могут быть необходимы для решения вопроса.
Проект
указа о помиловании или об
отказе в этом на основе поступивших
материалов готовит Управление по вопросам
помилования. Окончательное решение
принимает Президент Российской
Федерации.
Дмитрий Медведев отказал в праве на помилование без раскаяния, которое было обосновано группой юристов-конституционалистов. Правоведы считают, решение президента ограничивает конституционное право осужденных. Решение касается списка президентского совета по правам человека, который включает Михаила Ходорковского и еще 31 заключенного.
Президент России Дмитрий Медведев поставил отрицательную резолюцию на экспертное заключение по институту помилования, в котором обосновывается тезис о том, что глава государства имеет право помиловать любого заключенного, не дожидаясь от него ходатайства, сообщил РИА «Новости» глава совета по правам человека Михаил Федотов.
«Президент с ним (экспертным заключением) не согласен. Президент в своей резолюции указал, что он не понимает, почему он должен миловать человека, который у него не просил о помиловании», — рассказал Федотов.
Президенту было представлено мнение десяти специалистов в области конституционного права, напомнил Федотов. «Он с ними не согласился», — констатировал глава СПЧ.
«Экспертное заключение о правовом смысле института помилования» было передано Медведеву в ходе его последней встречи с членами совета по правам человека 15 марта в Самарской области.
В заключении говорилось, что акт помилования может издаваться президентом «без ходатайства, без согласия, без одобрения и даже вопреки воле осужденного»
О том, что президент имеет право помиловать любого заключенного, не дожидаясь от него соответствующего прошения, ранее неоднократно говорили адвокаты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Того же мнения придерживается член президентского совета по правам человека, судья конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. По ее мнению, указ президента от 2001 года, описывающий процедуру помилования, находится в противоречии с Конституцией: указ, которым часть функций в процедуре передана региональным комиссиям по помилованию, ограничивает право осужденных на обращение к главе государства.
«Это конституционное право, которое не может быть ограничено в соответствии со статьей 56 Конституции. Но никто же не проверял этот указ на соответствие Конституции. Есть принцип: конституционные права никогда не толкуются ограничительно. Они могут толковаться только расширительно. Это принцип не только наш, но и международный», — поясняла свою позицию Морщакова.
Необходимость признания вины осужденным в прошении о помиловании Морщакова называла «явным ограничением права на помилование». «Он не должен быть заставляем признать вину, чтобы обратиться за помилованием. Другое дело, что указ президента может выражать его личную позицию. Он считает, что миловать нужно только таких, которые признают свою вину. Но тогда он исходит из того, что все судебные ошибки у нас исправляются. А у нас ошибки не исправляются», — поясняла правозащитница.
Реформировать институт помилования, упростив процедуру обращения осужденных к президенту, совет по правам человека также предлагал президенту в декабре, после представления экспертного заключения о втором деле Ходорковского — Лебедева, где говорилось о невиновности фигурантов дела ЮКОСа по предъявленным им обвинениям в хищении нефти и легализации части средств от ее реализации. Правозащитники указывали, в частности, на необходимость исключения пункта о признании вины из прошения о помиловании, а также расширить круг лиц, которые могут обращаться к президенту с таким прошением (сейчас его может подавать тольк сам заключенный). «Никто не должен свидетельствовать против себя», — пояснял логику совета Федотов.
О праве президента на помилование осужденных говорится в пункте «в» статьи 89 Конституции России: «Президент Российской Федерации осуществляет помилование». Конституция не предполагает никаких действий со стороны осужденных, однако Медведев неоднократно давал понять, что намерен ориентироваться на указ, изданный его предшественником Владимиром Путиным, и будет дожидаться от осужденных прошений о помиловании.
Ходорковский и Лебедев неоднократно отказывались просить о помиловании именно из-за того, что оно предполагает признание вины.
В начале февраля, в разгар многотысячных митингов «За честные выборы» в Москве, где также требовали освобождения политических заключенных, рабочая группа по гражданскому участию в судебно-правовой сфере совета по правам человека предложила президенту помиловать более 30 осужденных и обвиняемых по уголовным делам. В списке были перечислены пять ученых, 12 предпринимателей, пять обвиняемых в причастности к террористической деятельности и восемь гражданских и политических активистов, в частности, член «Другой России» Таисия Осипова. В этот же список были включены бывшие руководители ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев.
«Мы считаем, что, если были сбои судебно-следственные, если были допущены ошибки, их нужно исправлять не только нормативно, но и человечески, и гуманно», — сказал журналистам член рабочей группы, директор Института прав человека Валентин Гефтер. Спустя несколько дней после этого еще один список незаконно осужденных был передан в совет по правам человека организаторами митингов «За честные выборы». Насколько можно было судить, списки правозащитников и митингующих во многом пересекались.
Во второй половине февраля с просьбой о помиловании Ходорковского к Медведеву обратились члены Русского ПЕН-центра (Ходорковский — почетный член ПЕН-центра). Писатели напомнили, что Ходорковский был признан узником совести «Международной амнистией», и предложили уходящему президенту «оставить добрую память о себе как о государственном деятеле», помиловав экс-руководителя ЮКОСа.
В ходе президентской предвыборной кампании: почти все кандидаты дали обещание освободить Ходорковского и Лебедева сразу после избрания. Фаворит гонки Владимир Путин также затронул тему досрочного освобождения экс-руководителей ЮКОСа, правда, как и Медведев, он лишь обещал рассмотреть их прошения о помиловании, указав, что они до сих пор не признали своей вины. Тем не менее многие эксперты не исключали, что либо уходящий президент Медведев, либо Путин могут помиловать осужденных предпринимателей, чтобы подать обнадеживающий сигнал бизнесу и общественности.
Ожидания
подогревались и
самим Медведевым:
сразу после президентских
выборов 5 марта он
поручил Генпрокуратуре
проверить обстоятельства
осуждения ряда лиц,
в том числе
Ходорковского и
Лебедева. Генпрокуратура
отрапортовала об
исполнении поручения
в понедельник, 2 апреля.
Результаты проверки
пока неизвестны.
КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья
50
1. Никто
не может быть повторно
2. При
осуществлении правосудия не
допускается использование
3. Каждый
осужденный за преступление
Статья
89