Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа
Цель данной работы изучить особенности освобождение от уголовного наказания несовершеннолетних.
В соответствии с целью курсовой работы встаёт необходимость решения следующих задач:
1. Дать определение особенностей уголовного наказания несовершеннолетних и объяснить его социальное назначение;
2. Изучить основание уголовного наказания несовершеннолетних обусловленных исключительно возрастом субъекта преступления и направленных на смягчение наказания несовершеннолетних
3. Изучить виды освобождения от уголовного наказания несовершеннолетних;
4. Провести анализ обстоятельств связанных с освобождением от наказания несовершеннолетних.
Введение
1глава. Несовершеннолетний в Уголовном праве…………………………………….3
1.1 Понятие и социальное значение особенностей уголовного наказания несовершеннолетних
1.2 Возраст уголовной ответственности как основание освобождения от наказания несовершеннолетних
2 глава. Освобождение от уголовного наказания несовершеннолетних
2.1 Освобождение с применением принудительных мер воспитательного воздействия
2.2 Освобождение с помещением в специальное учреждение для несовершеннолетних
2.3 Освобождение от дальнейшего отбытия наказани
3глава. Несовершеннолетний как субъект ответственности по уголовному законодательству
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение
Однако содержание норм УК РФ ст. 18, 20, 61, 87-96 и др. позволяет выделить их. Они относятся к субъективным признакам состава преступления: вменяемости и достижению лицом определенного возраста, с которого оно будет способно понимать и оценивать происходящее и руководить своими поступками. Если лицо не достигло установленного законом возраста уголовной ответственности, оно считается не подлежащим ответственности за содеянное за отсутствием ее основания.
Известный русский юрист Н.С. Таганцев сравнивал вопрос о достижении возраста, с которого лицо будет способно нести уголовную ответственность, с понятием невменяемости, сводя ее к двум главным типам: 1) невменяемость, происходящая от не наступления надлежащего психического развития, и 2) невменяемость, происходящая от потери лицом достигнутого уже им надлежащего психического развития. В первом типе состояний невменяемости он различал «неразвитость, зависящую от естественных условий развития человеческого организма, а именно от его малолетства...».3
С понятием возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, и связан
вопрос об особенностях основания уголовной
ответственности
На разных этапах истории Российского государства вопрос о возрасте, с которого наступала уголовная ответственность, решался по-разному. До достижения определенного в правовых источниках возраста лицо признавалось малолетним и не подлежало уголовной ответственности.
Исходя из этого, государство, учитывая постоянный рост и особую жестокость детской преступности, особенно в переломные моменты истории, по-разному относилось к уголовной ответственности, осуществляемой судом, как средству борьбы с ней.
При подготовке УК РФ 1996 г. также высказывались предложения о снижении возраста уголовной ответственности за наиболее тяжкие преступления, которыми характеризуется детская преступность в наши дни, до 12 лет.
При этом предлагалось воздействовать на подростка фактом самого судебного процесса, его воспитательным значением, делая упор на разработку специальных приемов обращения с лицами в возрасте от 12 до 14 лет, а не ужесточением мер уголовной ответственности.
В конце XIX столетия Н.С. Таганцев обращал внимание на дерзость преступлений, совершаемых детьми от 12 до 14 лет, и недоумевал: «Можем ли мы представить себе, что ни полиция, ни следователь не будут иметь права даже возбудить о них дела, и каково будет влияние этой безответственности на самих малолетних?».4
Это высказывание оказалось пророческим. Дети в возрасте до 14 лет совершают тягчайшие общественно опасные деяния; спецшкол и спецучилищ профессиональной подготовки не хватает. Но разработчики УК РФ, законодательные органы, учитывая исторический опыт, отсутствие судов для несовершеннолетних и другие факторы, а также руководствуясь психолого-педагогическими соображениями, сочли целесообразным оставить без изменений почти сорок лет, сохранявшийся в законодательстве возраст, по достижении которого несовершеннолетний может нести ответственность за совершенное преступление.
Несовершеннолетними в соответствии со ст. 87 УК РФ 1996 г. «признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». При этом «лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток. При установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения подсудимого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица».
Возраст несовершеннолетнего
Статья 87 УК РФ исходит из календарного вида возраста, исчисляемого с момента рождения лица, который может как опережать его биологический (функциональный, медицинский) возраст, характерный для того или иного периода жизни человека, так и отставать от него (замедленное созревание организма).
Неравномерность психофизиологического
развития, психическая
2.1 Освобождение с применением
принудительных мер
Согласно ст. 90 УК РФ только несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Для решения вопроса об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применении принудительных мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием и не создающих судимости, необходимо наличие следующих условий:
а) лицу не должно исполниться 18 лет на момент решения вопроса о возможности его освобождения от уголовной ответственности и применения, принудительных мер воспитательного воздействия;
б) совершение им впервые преступления небольшой или средней тяжести;
в) возможность достижения его исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Возможность достижения исправления
несовершеннолетнего путем
Принудительные меры воспитательного воздействия по своей юридической природе есть меры государственного принуждения, не являющиеся уголовным наказанием и представляющие собой ряд правоограничений, применяемых к несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой или средней тяжести.
Данные меры являются воспитательными, так как главное в их содержании в отличие от уголовного наказания то, что это средства убеждения и воспитания. Они не представляют кару за содеянное, не влекут судимости. Правда, по своим целям они близки к уголовному наказанию и призваны оказать на несовершеннолетнего, совершившего преступление, воздействие, которое привело бы его к исправлению, недопущению с его стороны совершения новых преступлений.
Рассматриваемые меры отличаются и от мер чисто педагогического воздействия, так как применяются к особой категории лиц - несовершеннолетним, совершившим преступления, на основании решения суда. Исполнение их носит принудительный характер, т.е. применяются они независимо от воли и желания несовершеннолетнего или лиц, представляющих его законные интересы; сопряжены с определенными ограничениями и лишениями в отношении подвергнутых им подростков.
Несовершеннолетним могут быть
назначены следующие
Содержание этих мер раскрывается в ст. 91 УК РФ.6
Предупреждение состоит в
Предупреждение выражается не только в порицании, публичном осуждении содеянного, но и в разъяснении подростку характер и степень неосознанного им морального вреда, причиненного при совершении преступлений, особенно с формальным составом, например, неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения ч. 1 ст. 166 УК РФ, хулиганства ч. 1 и 2 ст. 213 УК РФ, заведомо ложного сообщения об акте терроризма ст. 207 УК РФ, и др.
Несовершеннолетнему разъясняются и последствия, которые могут наступить для него в случае совершения им нового преступления, которые выражаются либо в привлечении его к уголовной ответственности, если предупреждение применялось в порядке освобождения от нее, либо в назначении наказания, предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, если предупреждение применялось в порядке освобождения от наказания. Именно в разъяснении последствий, которые могут наступить в случае повторного совершения преступлений, и выражается сущность предупреждения.
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контроле за его поведением, ч. 2 ст. 91 УК РФ.
Воспитательное воздействие на
несовершеннолетнего
Контроль предполагает постоянную осведомленность лиц, которым несовершеннолетний передан под надзор, о его времяпрепровождении и нахождении, о его друзьях и т.п.
Закон не содержит рекомендаций относительно получения согласия родителей либо иных лиц на осуществление надзора за несовершеннолетним. Однако необходимость получения такого согласия органами, применяющими принудительную меру воспитательного воздействия, вытекает из смысла данной меры. Форма выражения такого согласия не имеет принципиального значения, однако с процессуальной точки зрения предпочтительнее письменная форма выражения согласия на передачу несовершеннолетнего под надзор.
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков, ч. 3 ст. 91 УК РФ.
Имущественное положение несовершеннолетнего определяется наличием у него самостоятельных доходов, виды которых определены в ст. 26 ГК РФ. Это заработок, стипендия, иные доходы; гонорар за свою интеллектуальную деятельность (как автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения); вклады в кредитные учреждения; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; доходы, полученные несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет от членства в кооперативах в соответствии с законом о кооперативах.
Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего работать, наличие у него постоянной или временной работы, способностей к занятию общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и пр.
Загладить причиненный вред материального и морального характера несовершеннолетний может:
1) возмещением стоимости
2) своим трудом с соблюдением положений Кодекса законов о труде РФ гл. XII;
3) уходом за потерпевшим,
Ограничение досуга и установление
особых требований к поведению
Законом предусмотрены следующие
требования к поведению
Орган, назначающий принудительную меру воспитательного воздействия в порядке освобождения от уголовной ответственности, или суд в порядке освобождения от наказания может предъявить к поведению несовершеннолетнего и другие требования, обусловленные его окружением, условиями жизни, учебой, зависимостью от отдельных лиц, например, может запретить общение с определенным лицом или лицами; потребление напитков, содержащих алкоголь, занятие определенной деятельностью и пр.
Информация о работе Освобождение от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних