Освобождение от наказания по УК РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение освобождения от наказания, его понятия и видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие освобождения от уголовного наказания;
- изучить виды условного и безусловного освобождения от уголовного наказания;
- дать характеристику амнистии и помилованию.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и виды освобождения от наказания……………………………5
Условное освобождение от наказания……………………………………8
Безусловное освобождение от наказания……………………………….16
Амнистия и помилование………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс - копия.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

    в) десять лет при осуждении за тяжкое преступление;

    г) пятнадцать лет при осуждении  за особо тяжкое преступление.

    Сроки давности не применяются к лицам, осужденным за такие преступления против мира и безопасности человечества, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны, геноцид и экоцид (ст.353, 356, 357, 358 УК).

    УК  предусматривает только одно условие приостановления действия срока давности исполнения приговора- уклонение от отбывания наказания. В этом случае течение сроков давности возобновляет с момента задержания осужденного или его явки с повинной.

    Освобождение  от наказания несовершеннолетних в связи с применением мер воспитательного воздействия или помещением их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования.

    Ст.92 УК предусматривает две разновидности  освобождения от наказания несовершеннолетних:

    1. с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч.2 ст.90 УК;
    2. с помещением их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования.

    Ч.2 ст.90 УК предусматривает следующие  принудительные меры воспитательного воздействия:

    а) предупреждение;

    б) передача под надзор родителей или  лиц, их заменяющих, либо специализированного  государственного органа;

    в) возложение обязанности загладить  причиненный вред;

    г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

    Данные  меры могут быть назначены при  совершении преступлений небольшой  или средней тяжести.

    Принудительные  меры воспитательного воздействия  применяются к несовершеннолетним только судом на стадии судебного разбирательства и при вынесении приговора.

    Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования, как более строгая  мера применяется к несовершеннолетним, совершившим преступления средней  тяжести и осужденным к лишению свободы или тяжкое преступление.

    В ч.2 ст.92 УК определен максимальный срок помещения несовершеннолетних в  специальное учебно-воспитательное учреждение- до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.

    Закон не допускает отмены рассматриваемой принудительной меры воспитательного характера и направления несовершеннолетнего в воспитательную колонию в случаях его противоправного поведения в учреждениях закрытого типа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Амнистия  и помилование.

    Амнистия.

    В соответствии с п.«е» ст.103 Конституции РФ объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

    Амнистия  объявляется в отношении неограниченного  круга лиц (ч.1 ст.84 УК).

    С помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения, как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса.

    Согласно  ч.2 ст.84 УК акты об амнистии могут содержать  следующие правовые предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления от наказания или дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении назначенного наказания;
    4. о замене назначенного наказания более мягким;
    5. об освобождении от дополнительного наказания;
    6. о снятии судимости.

    Акты  об амнистии требуют тщательной подготовки. Дополнительно к акту об амнистии ГД, как правило, принимает постановление  о порядке его применения.

    В каждом постановлении об амнистии должен быть определен круг лиц, на которых  она распространяется. Также в актах об амнистии может быть определен и круг лиц, на которых она не распространяется. Как правило это лица, совершившие деяния повышенной общественной опасности, при  особо опасном рецидиве и т.п. Например действие постановления «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России» не распространяется на осужденных за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, частью второй статьи 117 и т.д., осужденных более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления, а также на осужденных за умышленные преступления, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса РСФСР и Уголовного кодекса Российской Федерации, и другие категории осужденных.

    Акты  амнистии не отменяют, не изменяют уголовный закон или приговор суда по конкретному делу, они существенно изменяют  правовое положение лиц, к которым применено принуждение ввиду совершения ими преступления.

    Нельзя  забывать и о том, что, когда в  стране часто принимаются акты об амнистии (как это имеет место в России), это девальвирует ее политико-правовую значимость, формирует в общественном сознании, особенно у неустойчивых и потенциальных правонарушителей, чувство вседозволенности и безнаказанности за содеянное. Конечно, государство в принципе вправе применять амнистию и освобождать определенный круг лиц от уголовного наказания. Однако они не освобождаются от обязанности возместить причиненный ущерб.

    Помилование.

    В соответствии с п.«в» ст.89 Конституции РФ и ч.1 ст.85 УК помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного круга лиц.

    Акт о помиловании не имеет нормативного характера и распространяется либо на одно лицо, либо на несколько лиц, поименно указанных в нем.

    Акт о помиловании может влечь для лица, осужденного за преступление, следующие уголовно-правовые последствия:

  1. лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  2. назначенное ему наказание может быть сокращено;
  3. назначенное наказание может быть заменено более мягким;
  4. с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

    Право Президента РФ на осуществление помилования  не ограничено ни кругом осужденных, ни категориями преступлений, ни видами наказаний. Помиловано может быть любое  лицо, в том числе и осужденный к смертной казни, которому она в этом случае заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок  25 лет (ч.3 ст.59 УК).

    С ходатайством о помиловании к  Президенту РФ может обратиться только сам осужденный (ст.176 УИК). Такое ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

    Законом не определен срок, по истечении  которого после начала отбытия наказания  можно обращаться с ходатайством о помиловании. Исходя из этого, раз  срок обращения с ходатайством о  помиловании законом не установлен, с таким ходатайством осужденный может обращаться в любое время, даже в первые дни после начала отбывания наказания.

    Повторное обращение с ходатайством о помиловании, в случае его отклонения Президентом  РФ, допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значении е для применения акта помилования.

    Итак, амнистия и помилование представляют собой две разновидности актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются во внесудебном порядке - органами законодательной и исполнительной власти. По большому счету амнистия и помилование являются разновидностью юридически оформленного права прощения преступника, реализуемого от имени общества высшими органами государственной власти.

    Очевидно  также их общее сходство с основаниями  освобождения от уголовной ответственности  и от уголовного наказания. Все они  применяются в тех случаях, когда  реализация задач, стоящих перед  уголовным законодательством посредством применения уголовной ответственности (в т.ч. наказания), становится не целесообразной, в силу малой эффективности либо иных обстоятельств. Амнистия и помилование, так же как и иные основания освобождения от уголовной ответственности, являются нереабилитирующими и фактически означают признание виновности лица.

    В то же время имеются и существенные различия, определившие их обособление  от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, от уголовного наказания и друг от друга.

    Если иные основания освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания являются институтами сугубо уголовно-правового характера, то амнистия и помилование по отраслевой принадлежности носит ярко выраженный комбинированный характер, где одно из первых значений принадлежит конституционному праву.

    Не  ставя под сомнение содержание уголовно-правовых запретов, а также приговор суда, амнистия и помилование аннулируют или смягчают юридические последствия  совершенного преступления, состоящие  в наказании лица, совершившего преступление.

    Амнистия  и помилование различаются по юридической природе и друг от друга. Если согласно акту амнистии возможно освобождение как от уголовной ответственности, так и от наказания, то при помиловании  только от уголовного наказания. Отличие состоит также в других правовых последствиях, которые влекут амнистия и помилование.

    Если  амнистия предполагает возможность  освобождения со стадии предварительного расследования до снятия и погашения  судимости, то помилование возможно лишь после вынесения приговора.

    Существенно, что акт амнистии в отличие  от акта помилования носит нормативный  характер, т.к. рассчитан на неоднократное  применение и по своей юридической  силе сравним с законом, хотя оформляется  в виде постановления. 
 
 
 
 

    Заключение.

    Среди актуальных проблем, возникающих в  процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса  об эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью к  лицам, совершившим преступление. Уголовно-правовые отношения могут реализовываться в различных формах, в том числе и в форме освобождения лица от  наказания. По данной теме мною было проведено исследование нормативного материала, научной литературы и периодических изданий.

    Цель  данной работы считаю выполненной: мною проведено исследование института освобождения от наказания, дано понятие освобождения от наказания, проанализированы основные виды освобождения от наказания.

    В современных условиях, при перенаселенности  мест заключения, данный институт приобретает  очень большое значение. Однако  применять его необходимо с очень осмотрительно, т.к. часть осужденных, к которым данная мера применяется, в последующем снова совершают преступления. В этом конечно видится недоработка органов применяющих освобождение от наказания, судов, администрации органов исполняющих наказания.

    Из  этого можно сделать вывод, что  данная проблема требует совершенствования  как на законодательном, так и  на правоприменительном уровнях. 
 
 
 
 

      
     
     

Список  использованной литературы.

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г.: офиц.текст// Справочно-информационная база Консультант плюс.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Гос.Думой 24 мая 1996: офиц.текст// Справочно-информационная база Консультант плюс.
  3. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Гос.Думой 22 нояб. 2001: офиц.текст// Справочно-информационная база Консультант плюс.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят Гос.Думой 18 дек. 1996: офиц.текст// Справочно-информационная база Консультант плюс.
  5. Об объявлении амнистии в связи со 100-лнтием учреждения Государственной Думы в России: постановление Гос.Думы от 19 апр. 2006 г. № 3043-IV ГД // Справочно-информационная база Консультант плюс.
  6. О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи со 100-лнтием учреждения Государственной Думы в России» : постановление Гос.Думы от 19 апр. 2006 г. № 3046-IV ГД // Справочно-информационная база Консультант плюс.
  7. Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью: приказ Минздрава №311, Минюста №242 от 9 авг. 2001// Справочно-информационная база Консультант плюс.
  8. Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании// Законность.-2005.-№11.
  9. Дьяконова С.В. О правовой природе условного осуждения// Российский следователь.-2007.-7.
  10. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев; ЮРАЙТ, 2010.
  11. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу / под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божъева; ЮРАЙТ, 2010.
  12. Кукушкин П., Курченко В.Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания// Законность.-2006.-№6.
  13. Курганский М. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания// Законность.-2007.-№7.
  14. Осмоловская Н. Юридическая природа институтов амнистии и помилования// Законность.-2005.-№10.
  15. Российское уголовное право: учебник: Т.1. Общая часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хигай, В.С. Комиссарова; Проспект, 2007.
  16. Ткаченко В. Как принимать акты об амнистии// Законность.-2000.-№12.
  17. Уголовное право России: учебник: Т.1. Общая часть / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова; Норма, 2008.
  18. Уголовное право России: учебник / под ред. Н.И Ветрова, Ю.И. Ляпунова; Юриспруденция,2007.

Информация о работе Освобождение от наказания по УК РФ