Особенности уголовной ответственности и наказания женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в современной Российской Федерации в связи с демократическими и демографическими преобразованиями особую актуальность в условиях становления в России гражданского общества приобретает система правовой защиты женщин, уяснение и осознание места уголовной ответственности и наказания женщин в контексте уголовного законодательства Российской Федерации. Для современной правовой системы Российской Федерации, находящейся в процессе реформирования, высокую научную актуальность имеет проблема выработки новых концептуальных подходов к уголовной ответственности и наказанию женщин, устранения пробелов и коллизий в российском уголовном законодательстве по данному вопросу, исходя из требований Конституции РФ и норм

Оглавление

Введение..........................................................................................................3
1 1.Женщина как субъект преступления и объект уголовно-правовой охраны……………………………………………………………………………..5
1.1 Социально –правовая и социально-демографическая характеристика женщин…………………………………………………………………………….5
1.2. Тендерные особенности женской преступности………………………………………………………………….…..8
1.3. Психологические и социальные проблемы женщин заключенных……………………………………………………………………...10
2. Институт отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей по уголовному праву России.......................................................................................................................14
2.1 . История развития института отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, в уголовном законодательстве России........................................................................................14
2.2. Юридическая природа, основания и условия отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет…….............................................................................................15
2.3. Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющим малолетних детей………………………………………………….……………….21
2.4. Постпенитенциарная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы…………………..………………………………………………………....24
Заключение............................................................................................................. 27
Библиографический список................................................................................. 30

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ ЖЕНЩИН.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

По достижении ребенком восьмилетнего возраста (либо в случае его смерти) орган, осуществляющий контроль за поведением осужденной, направляет представление в суд, который оценивает поведение женщины, ее отношение к ребенку и решает вопрос о ее дальнейшей судьбе. Прежде всего суд может освободить осужденную от оставшейся части наказания. Очевидно, такое решение вопроса возможно лишь при условии, если она в полной мере оправдала доверие суда. При отдельных несущественных нарушениях оставшуюся часть наказания суд может заменить на более мягкий вид. Когда же осужденная явно и преднамеренно не оправдала доверия суда, он обязан постановить о ее направлении в соответствующее учреждение для отбытия оставшейся части наказания. Если в период отсрочки совершено новое преступление, суд назначает наказание по совокупности приговоров. Суд, устанавливая срок отсрочки, указывает не дату его истечения, а определенный промежуток времени (до достижения ребенком 14 лет). Определение последнего дня, таким образом, зависит от числа, месяца и года рождения ребенка По окончании срока отсрочки уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление, которое может содержать вывод либо об освобождении осужденной от отбывания как всего наказания, так и от оставшейся его части, либо о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания.

К середине 2007 года во всех российских женских колониях должны быть созданы условия для того, чтобы осужденные матери могли жить вместе с детьми, сообщил директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрий Калинин. "В Мордовии в колонии №2 в качестве эксперимента был создан Дом матери и ребенка, где осужденным женщинам разрешили жить вместе со своими детьми. Опыт оказался удачным, мы приняли решение буквально в первом полугодии нового года распространить этот опыт на другие женские колонии", - сказал Калинин.  
Сейчас дети в колониях живут отдельно от матерей, и матери навещают их пару раз в день. Все остальное время детьми занимается персонал.  
Калинин сообщил также, что в детских садах при колониях стало больше детей. По его словам, в этом году их там 730 против 400-500 малышей в предыдущие годы. По его словам, ФСИН намерена развивать образовательные программы. "Школы при колониях в этом году переданы в наше ведение. Очень сложно, когда много приходит молодежи, не умеющей читать и писать. Поэтому мы открыли и начальные классы", - сказал Калинин. "Наряду с этим есть категория людей, которые желают обучаться в высших учебных заведениях. Мы будем создавать все условия для этого, независимо от того, какое преступление совершил человек", - добавил директор ФСИН.14

Установлено, что отсрочка реального отбывания наказания  до достижения ребенком осужденного  возраста четырнадцати лет может  предоставляться судом не только осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, но и мужчинам, имеющим ребенка указанного возраста и являющимся единственным родителем (кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности).

Установлена также возможность принятия судом решения о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости в случаях, если до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста истек срок, равный сроку наказания, отбывание которого было отсрочено, и орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, пришел к выводу о соблюдении осужденным условий отсрочки и его исправлении.

Соответствующими изменениями, внесенными кроме Уголовного кодекса РФ также в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, уточнены процедуры предоставления отсрочки отбывания наказания в связи с наличием у осужденных малолетних детей (в отношении осужденных женщин - и в связи с беременностью). В частности, установлено, что осужденный, который отбывает наказание в исправительном учреждении, его адвокат или законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания (осужденный подает ходатайство через администрацию исправительного учреждения). Администрация исправительного учреждения, как это было установлено и ранее, может подавать в суд представление о предоставлении осужденному отсрочки отбывания наказания.15

 

 

  

 

2. 3. Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания      осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющим       малолетних  детей 
   

Исследование показало, что категория осужденных женщин, которым была предоставлена отсрочка наказания, состояла из лиц молодого (51,4 %) и среднего (37,7 %) возраста. Самая значительная группа пришлась на возраст 21-35 лет (73,1 %), а возраст их детей колеблется от 4 до 12 лет. По образовательному уровню преобладает группа осужденных женщин с неполным средним и средним специальным образованием (69,6 %). На момент совершения преступления 76,8 % осужденных женщин не работали (отпуск по уходу за ребенком, домохозяйки, вообще не имели определенных занятий). Семью имели лишь 30,4 %, остальные -69,6 % - по тем или иным причинам либо разведены, либо вдовы, либо брак распался во время отбывания наказания, либо находились еще не замужем. Большинство женщин (55,1 %) имели одного ребенка, 23,2 % - двух и 21,7 % - трех и более.

Значительное число  женщин, которым была предоставлена отсрочка, осуждены за кражу (42,0 %), на втором месте идут преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (31,2 %). Среди освобожденных по отсрочке основную часть (55,8 %) составили осужденные женщины, которые ранее к уголовной ответственности не привлекались (впервые судимые). Наиболее высокий процент рецидива встречается среди осужденных женщин, ранее совершавших кражу, причем 83,8 % из них вновь были осуждены за совершение кражи. Большинство (62,3 %) осужденных женщин данной категории свои преступления совершали самостоятельно, и лишь в 37,7 % случаев - в группе. Каждая четвертая женщина совершала преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Исследование мотивационной  сферы осужденных, которым была предоставлена отсрочка, показало, что большинство (47,8 %) совершили преступление из-за плохого материального положения.

В исправительных учреждениях  существует незначительная доля - 2,2 % (но все же существует) осужденных женщин со сроком наказания до одного года, которые могли бы претендовать на предоставление им отсрочки отбывания наказания непосредственно в суде при вынесении приговора.

Всего на учетах УИИ в 1 полугодии 2009 года состояло 6364 осужденных данной категории, что составило 0,74% от общего количества прошедших по учетам УИИ. За аналогичный период года эти показатели соответственно равнялись 6390, или 0,73%. В отчетном периоде в связи с осуждением за совершение повторных преступлений снято с учета 26, или 0,41%. Статистика показывает, что осужденные женщины являются наиболее криминогенной категорией осужденных без лишения свободы и нуждаются в особом контроле со стороны сотрудников УИИ. В 2002 году уровень повторной преступности среди них составлял 0,9%, в 2005 году снизился до 0,6%, а по итогам работы за 1 полугодие 2009 года составил 0,41%. Тем не менее повторная преступность среди осужденных женщин более чем в 2 раза выше, чем среди остальных осужденных. Более половины женщин с отсрочкой отбывания наказания, совершивших повторные преступления, осуждены по ст. 228 УК Российской Федерации (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) и четверть - по ст. 158 УК Российской Федерации (кража). В связи с отменой отсрочки отбывания наказания снято с учета 158 женщин или 2,48% от прошедших по учетам. Наибольший удельный вес отмены отсрочки отбывания наказания отмечен Карачаево-Черкесской Республике - 11,1%, Костромской - 10,0%, Новосибирской - 7,69% областях.16

А по данным судебного  департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по Калининградской области, женщины, среди доли лиц ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу за 1 полугодие 2009 года составили 14,3%.

 

 

 

2.4.Постпенитенциарная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы 

Значимость оказания помощи освобожденным из мест лишения  свободы и осуществление контроля за ними подчеркивается в международных  актах, в частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными от 30 августа 1955 г., в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. «Основные принципы обращения с заключенными» и в рекомендациях № R (2006) 2 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 января 2006 г.

В российском уголовном  и уголовно-исполнительном законодательстве закреплены следующие цели наказания: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ, ч. 1 ст. 1 УИК РФ).К сожалению, на практике реальные возможности сотрудников уголовно-исполнительной системы не позволяют целенаправленно оказывать помощь освобождающимся из мест лишения свободы в целях предупреждения совершения ими повторных преступлений. Деятельность государственных учреждений, органов и институтов общественности в решении возникающих проблем на свободе у данной категории граждан довольно слабо проработана и не скоординирована. В некоторых случаях даже неясно, какой орган и какие проблемы должен решать. Существующая на федеральном уровне нормативно-правовая база исчерпывается Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями и приказами, которые освещают только основные моменты обеспечения непосредственного исполнения наказаний, вопросы решения проблем освободившихся из мест лишения свободы в основном остаются за рамками правового регулирования. Актуальность проблемы постпенитенциарной адаптации бывших осужденных поднималась и на совещании руководителей территориальных управлений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации , проводимом в марте 2007 г. в г. Владимире, где было обозначено, что в местах лишения свободы содержится 878 тыс. человек. Состав осужденных значительно омолодился. Почти треть находящихся в местах лишения свободы - это лица до 25 лет. Кроме того, почти половина осужденных совершили преступление второй раз и более.17

 Анализ статистических  данных МВД России в период  с 2003 по 2007 гг. показывает увеличение  количества лиц, неоднократно судимых с незначительным их понижением в последние годы .На основании изложенного представляется целесообразным выяснять причины совершения новых преступлений после освобождения из мест лишения свободы и вырабатывать на этой основе рекомендации и механизм их ликвидации. Уже нет сомнений, что от того, как администрация исправительного учреждения , органы местного самоуправления, семья, трудовой коллектив и ближайшее социальное окружение лица, отбывшего наказание, справятся с задачей приспособления судимого к законопослушному образу жизни, будет зависеть его дальнейшее поведение. Постпенитенциарная адаптация имеет специфические особенности:-  этот процесс начинается с момента отбытия всего срока уголовного наказания, вступления в законную силу определения или постановления суда, объявления акта амнистии (в случаях освобождения полностью от отбывания наказания), помилования (в случаях освобождения от дальнейшего отбывания наказания) и завершается моментом погашения или снятия судимости;-  целью постпенитенциарной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы, является приспособление их к новой или изменившейся, прежней социальной среде для закрепления результатов исправительного воздействия и предупреждения совершения ими новых преступлений;- данный процесс находится в области регулирования различных отраслей права (конституционного, уголовного, жилищного, трудового, семейного, административного и др.)  В1997 г. депутатами Государственной Думы был представлен на рассмотрение проект Федерального закона «О социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением» № 97802711-2, в 2006 г. - проект Федерального закона «Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» № 312198-4. Особо отмечено, что постпенитенциарная адаптация должна рассматриваться как не менее важная, чем само исполнение наказания и исправительное воздействие на осужденных. Важен также психологический перелом в оценке необходимости оказания постпенитенциарной помощи и поддержке в общем смысле исправительного воздействия на осужденных и освободившихся со стороны общества, так как решение таких задач невозможно осуществлять без помощи общественности. В связи с этим необходимо установить более тесную взаимосвязь между государственными учреждениями, органами и общественностью в целях эффективной организации прохождения процесса адаптации лиц, осужденных к лишению свободы. На взгляд автора, разрешение указанной проблемы возможно принятием Федерального закона «О социальной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания».18

                                         

 

 

Заключение

Конечно же, специфику  данной темы и всю её глубину, «Особенности уголовной ответственности и  наказания женщин» невозможно раскрыть в рамках одной курсовой работы, ограниченность работы, к сожалению  не даёт возможности затронуть такие важные, специфические темы как:- беременность, роды и послеродовой период в тюрьме; принуждение осужденных к аборту; условия содержания матерей с малолетними детьми в местах лишения свободы; особенности наказания женщин по зарубежному уголовному праву, а так же, проанализировать социологический опрос ответов на  анкеты, для женщин находящихся в заключении, который, напрямую показывает реальные условия содержания осужденных женщин в РФ, и положения дел с соблюдением прав человека в женских тюрьмах и колониях.

Вопиющим остаётся и  факт, массового нарушение своих  прямых- уставных и законодательных  обязанностей среди служащих уголовно-исполнительной системы РФ. Большинство нормативно-правовых актов в защиту и поддержку  осужденных женщин,  которые, несмотря на русскую народную поговорку, «что написано пером,- того не вырубишь топором» имеют свою юридическую силу лишь на листе бумаге.

  • По данным сайта «Центр содействия реформе уголовного правосудия» рекомендует прокурорам, уполномоченным по правам человека,   организовать строжайший контроль за применением незаконных наказаний к женщинам в системе уголовного правосудия, особенно за сотрудниками РОВД и следователями, часто применяющими незаконные методы ведения дознания и следствия, 153 женщины из 312 опрошенных сообщили о применении к ним пыток в системе уголовного правосудия, из них 104 ответа об угрозах и избиения, 91- об избиениях; 62 заключенные сообщили о разных формах сексуального насилия со стороны дознавателей. Прокурорам следует отказаться от широкого применения к подследственным женщинам меры пресечения в виде содержания под стражей, так как условия изоляторов чаще всего не приспособлены к содержанию женщин.

Судьям при вынесении приговора, связанного с реальным сроком лишением свободы, принимать во внимание особую роль и место женщины в социальной среде, осознавать степень психической деформации, которую женщина получает в местах лишения свободы, приводящую к потере социальной адаптации и возможности вернуться в общество; вред наносимый ее детям, которые попадая в социальные приюты и детские дома в дальнейшем наследуют судьбу матери. Необходимо применять альтернативные наказания к женщинам, за исключением тех случаев, когда изоляция связана с высокой степенью социальной опасности личности. Всячески препятствовать содержанию в следственных изоляторах беременных и кормящих женщин, так как условия содержания в существующих учреждениях не годятся для развития детей ни во внутриутробном состоянии, ни после рождения. Применять УДО, отсрочку исполнения приговора, помилование, амнистию в любых возможных случаях, - чем меньше срок пребывания женщины в местах лишения свободы, тем вероятнее ее безболезненное возвращение в нормальную жизнь. Недопустимо отсрочивать выход из учреждения по известным нам причинам - из-за трудоспособности и высокой квалификации осужденной, приносящей пользу учреждению, из-за отсутствия средств на лицевом счету, недостаточную, по мнению администрации, продолжительность нахождения в конкретной колонии и т.д.   

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания женщин