Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 08:49, курсовая работа
Анализ криминогенной ситуации в России говорит о том, что уровень преступности несовершеннолетних постоянно меняется, сохраняя устойчивую тенденцию к росту. Результаты криминологических исследований свидетельствуют об активном вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность со стороны лиц старшего возраста.
Введение………………………………………………………………………3
Уголовная ответственность несовершеннолетних и ее особенности……………………………………………………………….5
Особенности наказаний, назначенных несовершеннолетним……13
Отбывание наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях для несовершеннолетних…………………………………..19
Заключение………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………31
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса
Специальность 030501.65 «Юриспруденция»
Особенности исполнения наказаний для несовершеннолетних.
Курсовая работа
Выполнила студентка 4 курса С-Ю341 группы
Мирошниченко Анна Владимировна_________
Работа защищена«__»________________
Оценка ______________________________
Зав. кафедрой
К.ю.н., профессор____________В.И. Толмосов
Научный руководитель
Ст. преподаватель___________К.А. Гринченко
Самара
2014
Содержание
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних и ее особенности.
Впервые в истории Российского уголовного законодательства несовершеннолетние, как субъект уголовной ответственности и наказания, упоминаются в Артикуле Воинском 1715 года: «Наказание воровства обыкновенно умаляется, или весьма оставляется, ежели... вор будет младенец, который дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть». Законодатель, не конкретизировал ни возраста, с которого начиналась уголовная ответственность, ни наказания, которому они могли быть подвержены со стороны государства. Более подробно этот вопросе был урегулирован Указом Екатерины II от 26 июня 1765 года, в соответствии с которым лица, не достигшие десятилетнего возраста, не подлежали уголовной ответственности вообще, а лица, в возрасте от 10 до 17 лет подвергались мерам государственного принуждения только за отдельные преступления.2
Последующее развитие института уголовной ответственности несовершеннолетних нашел свое отражение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1845 года. Понятием «несовершеннолетние» определялась категория лиц в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших умышленные преступления, то есть «действовавшие с разумением». Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года установило особый порядок определения и применения наказаний к вышеупомянутой категории лиц, несколько отличающейся от общего установленного порядка. Так, за совершение некоторых преступлений, санкции, наказания которых предусматривали наказания плетьми и ссылку на каторжные работы, несовершеннолетние наказывались ссылкой на поселение и наказанием плетьми, эта категория лиц подвергалась заключению в монастырь или смирительный дом сроком до 8 лет. За общественно опасные деяния, предусматривающие наказание в виде заключения в смирительном или работном доме несовершеннолетние наказывались заключением в монастырь сроком от 2 месяцев до 1 года.
В России вопросы правового регулирования порядка и условий исполнения уголовного наказания в отношении подростков, совершивших различного рода преступления, стали актуальными в середине XIX века. Именно в этот период возникла необходимость правового регулирования режима исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. Значимо то, что в России на протяжении длительного периода отсутствовали не только специальные уголовно-правовые нормы, но и отдельные исправительные учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей. Одной из первых попыток обратить внимание на бедственное положение подростков-правонарушителей явилась разработка в 1838 г. «Положения о детских приютах», в котором предусматривалась программа организации приютов для несовершеннолетних.3
Начало совершенствования системы уголовных наказаний и условий их исполнения связано с реформами Александра II. Его Указом от 17 апреля 1863 года «О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных» были отменены телесные наказания, применявшиеся ранее в отношении несовершеннолетних как мера уголовной репрессии. Вступивший в законную силу Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 году, нормативно определил подсудность несовершеннолетних мировым судьям за преступления, не являющиеся тяжкими. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, впервые провозгласил, что малолетние преступники могут быть в судебном порядке направлены в особо учрежденные исправительные приюты. Однако направление в приюты не было обязательным, и решение об этом зависело от мирового судьи даже в тех местностях, где такие приюты имелись. Позже, 5 декабря 1866 г., был принят «Закон об исправительных приютах». К моменту принятия Закона в России существовало несколько заведений для нравственно испорченных детей, созданных частными лицами и не подпадающих, под юрисдикцию правоохранительной системы. Данный закон явился первым в отечественной истории правовым актом, регулирующим порядок учреждения и общие начала деятельности исправительных приютов, появление которых ознаменовало очередной этап в уголовной и уголовно-исполнительной политике государства.4
Условия, при которых малолетние преступники направлялись в исправительные приюты, регламентировались «Уложением о наказаниях» 1866 г. — отдаче в такие приюты подлежали подростки в возрасте от 10–17 лет, действовавшие при совершении преступления с разумением. Важной особенностью этого закона явилось то, что он ввел понятие условно-досрочного освобождения несовершеннолетних правонарушителей и изложил общий минимум требований в организации работы с воспитанниками.
В конце 19 века, вышел новый закон «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников». Данный акт был принят 20 мая 1892 г. и внес изменения в ст. 137, 138 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В соответствии с этим законом срок содержания несовершеннолетних в заведении определялся не судом, а самим исправительным заведением и зависел от степени исправления. Законом определялись лишь границы этого срока: воспитанников можно было содержать не менее года и не более 18-летнего возраста. Однако, необходимо заметить, что критериев исправления выработано не было и они целиком зависели от усмотрения конкретных лиц, которые по-разному подходили к оценке поведения воспитанников. Тем не менее, появление закона свидетельствовало о заинтересованном подходе к решению возникающих вопросов. 2 июня 1897 был принят закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних».
Следующим этапом в развитии законодательства о несовершеннолетних стало Уголовное Уложение 1903 г.. Данное Уложение определило характер заведений для несовершеннолетних, называя их воспитательно-исправительными, повысило возраст несовершеннолетних, подлежащих воспитательно-исправительному воздействию до 21 года; сделало попытку дифференцировать подход к несовершеннолетним мужского и женского пола и т. д..
Поскольку, были переименованы все учреждения для несовершеннолетних в воспитательно-исправительные, то основным их предназначением стало перевоспитание несовершеннолетних.
Новый период в области исправления несовершеннолетних в России получил свое начало с принятием «Положения о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних», утвержденного Законом от 19 апреля 1909 г.
Положение носило не только исправительный, но и предупредительный характер. В эти заведения помещались несовершеннолетние от 10 до 17 лет:
Закон предоставлял право уставам отдельных заведений определять предельный возраст подлежащих приему несовершеннолетних и устанавливал продолжительность пребывания их в учреждениях в зависимости от категории помещаемого и его возраста.
Таким образом, в России, в отличие от западных стран, законодательство закрепляло существование одного типа заведений, как для детей, совершивших преступления, так и не сделавших этого, — воспитательно-исправительные. Они учреждались для нравственного исправления содержащихся в них несовершеннолетних и подготовки к честной трудовой жизни.
История развития в Российской империи исправительных заведений для несовершеннолетних свидетельствует о том, что в ходе осуществления реформ уголовного и судебного законодательства определился новый подход к организации работы с несовершеннолетними правонарушителями. В России наметились и частично сформировались основные ее направления:
Психофизиологические особенности лиц, совершающих преступления в несовершеннолетнем возрасте, диктуют необходимость особых, более мягких и гуманных подходов к решению вопросов их уголовной ответственности и наказания. УК 1996 г. впервые объединил в самостоятельном разделе (раздел V, гл. 14) совокупность уголовно-правовых норм, регулирующих особенности уголовной ответственности и наказания указанных лиц.6
Особенности применения мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, предусмотренные УК, заключаются в следующем:
Правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших.7 Решая вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних и назначении им наказания, судам следует руководствоваться уголовным законом об особенностях их уголовной ответственности и учитывать положения соответствующих международных норм.
Информация о работе Особенности исполнения наказаний для несовершеннолетних