Организация банковского регулирования, надзора и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:53, реферат

Краткое описание

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.
Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Оглавление

Введение
1. Организация банковского регулирования, надзора и контроля
1.1. Инспектирование кредитных организаций
1.2. Меры воздействия на кредитные организации
2. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

административное право,центральный банк россии как орган государственного управления.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Тематические проверки - это проверки по отдельным направлениям деятельности кредитной организации  или ее филиалов. Согласно инструкции, такие проверки проводятся в срок до 30 дней. Этот срок может быть продлен руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней. В инструкции нет специальной регламентации тематических проверок. Между тем в целях оперативности и законности банковского надзора, на наш взгляд, необходимо предусмотреть основания и порядок инициирования проведения таких проверок.

Порядок проведения инспектирования  кредитных организаций в законодательстве не определен. Он регламентируется инструкцией  Банка России № 34, которая установила основные правила организации и  проведения проверок кредитных организаций и их филиалов, а также обязанности кредитных организаций и их филиалов по оказанию содействия в проведении проверок. Этапы проведения инспекционной проверки схематично представлены в приложении 3.

Для проверки кредитной  организации и ее филиалов уполномоченные подразделения формируют рабочие группы из своих сотрудников. Члены рабочей группы должны иметь специальное (экономическое, юридическое, техническое) образование, необходимое для выполнения порученной работы. В состав рабочей группы не могут входить лица, которые имеют в своей собственности долю (акции) проверяемой кредитной организации либо получили в ней кредит, или разместили свои вклады, или имеют близких родственников, занимающих руководящие должности в органах управления кредитной организации и ее филиалов. Численность рабочей группы зависит от объема предстоящей работы.

Рабочая группа, осуществляющая проверку кредитной организации  и ее филиалов, имеет право:

а) входить в помещения проверяемой  кредитной организации и ее филиалов, в том числе в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерный зал) и хранения данных на машинных носителях, с привлечением для сопровождения сотрудников проверяемой кредитной организации, выходить из этих помещений;

б) пользоваться необходимыми для  проведения проверки собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, дискетами к ним, множительными  аппаратами, калькуляторами, радиотелефоном; вносить и выносить эти технические средства из здания проверяемой кредитной организации (ее филиалов);

в) получать от руководителей и  уполномоченных сотрудников проверяемой кредитной организации и ее филиалов необходимые для проверки документы, имеющиеся в этой кредитной организации и ее филиалах, в том числе: учредительные документы; протоколы заседаний органов управления проверяемой кредитной организации и ее филиалов; приказы и другие распорядительные документы, изданные руководителями данной кредитной организации, ее филиалов, подразделений, решения их кредитных комитетов; акты внутреннего контроля; акты аудиторских проверок надзорных и контролирующих органов; первичные и иные бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы, сведения об операциях, счетах и вкладах; документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности проверяемой кредитной организации и ее филиалов;

г) получать от руководителей и  сотрудников проверяемой кредитной  организации, ее филиалов и подразделений справки и разъяснения, а также письменные объяснения в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими требований банковского законодательства или нормативных актов Банка России; требовать демонстрации и ознакомления с работой аппаратно-программных средств, используемых данной кредитной организацией и ее филиалами;

д) при необходимости самостоятельно или с помощью проверяемой  кредитной организации и ее филиалов снимать копии с полученных документов, в том числе (на собственные магнитные носители) копии файлов, требовать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей;

е) предъявлять к руководителям  и сотрудникам проверяемой кредитной  организации другие требования, основанные на их обязанностях, предусмотренных инструкцией.

Рабочая группа обязана не разглашать сведения, отнесенные законом к банковской, коммерческой и иной тайне, а также  обеспечивать сохранность и возврат  полученных от кредитной организации и ее филиалов документов, файлов, знакомить руководителей проверяемой организации и ее филиалов с результатами проверки, оформлять результаты проверки соответствующим актом.

Кредитные организации (их филиалы) в  период проверки должны содействовать ее проведению, в частности, они обязаны:

а) обеспечить на этот период каждому  члену рабочей группы беспрепятственный (по первому требованию) вход и выход из здания и других служебных помещений проверяемой организации и ее филиалов в течение всего рабочего дня, а при необходимости - во внеурочное время;

б) организовать в день начала проверки встречу членов рабочей группы с  руководителем и главным бухгалтером  проверяемой организации (ее филиала) или лицами, их замещающими, а также с руководителями основных подразделений, в том числе ревизионной службы (службы внутреннего контроля), службы безопасности и компьютерной обработки данных (информатизации);

в) выделить членам рабочей группы в день начала проверки рабочее место  в изолированном от работников кредитной организации и посторонних лиц служебном помещении, которое должно быть оборудовано необходимой мебелью, несгораемым шкафом для хранения документов, компьютером. На весь период проверки вход в это помещение не членам рабочей группы без разрешения членов группы запрещается;

г) оповестить сотрудников проверяемой  организации и ее филиалов о начале проверки, месте нахождения и номерах  телефонов рабочей группы в первый день проверки;

д) обеспечить допуск специалистов Банка  России или его территориальных учреждений для проверки безопасности предоставленного рабочей группе служебного помещения, а также для содействия в реализации их полномочий, предусмотренных инструкцией;

е) выдать по требованию рабочей группы в установленные ею сроки все  необходимые ей справки, объяснения и документы. Никто из руководителей и других сотрудников проверяемой кредитной организаций (филиала) не вправе отказать рабочей группе в выдаче ей необходимых документов в связи с коммерческой или иной тайной, если иное не установлено федеральным законом.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение проверяемой кредитной  организацией обязанностей, предусмотренных  инструкцией, рассматривается как противодействие проведению проверки. Каждый такой случай оформляется актом по установленной форме. Этот акт подписывается руководителем рабочей группы и в тот же день представляется руководителю, назначившему проверку, который в течение трех дней со дня подписания акта должен принять решение по нему и сообщить об этом руководителю рабочей группы. Указанный акт может быть основанием для приостановления проверки, а также для принятия установленных мер воздействия к проверяемой кредитной организации (ее филиала).

Проверка кредитной  организации и ее филиалов должна начинаться с предъявления членами  рабочей группы своих полномочий руководителю данной кредитной организации (филиала). Эти полномочия подтверждаются соответствующим поручением, которое выдается рабочей группе руководителем, назначившим проверку. Поручение на проверку выдается по установленной форме.

Рабочая группа сообщает руководителю проверяемой организации о выявленных в этой организации недостатках и нарушениях для принятия соответствующих мер.

По результатам проверки каждой организации составляется акт  проверки. В нем отражаются все  основные нарушения и недостатки. При комплексной (консолидированной) проверке составляется общий акт проверки, в который включаются материалы, содержащиеся в акте проверки головной кредитной организации и актах проверки ее филиалов. Акты проверок подписываются всеми членами рабочей группы, а акт комплексной (консолидированной) проверки - руководителем рабочей группы, проверяющей головную кредитную организацию. Акт проверки должен быть представлен для ознакомления руководителю проверяемой организации. Последний обязан в течение 5 дней ознакомиться с актом и поставить на нем свою подпись с пометкой: «С актом ознакомлен». При наличии возражений он вправе приложить к акту проверки свои письменные замечания и перед своей подписью сделать оговорку о том, что замечания прилагаются.

Акт проверки составляется не менее чём в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается руководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделении, проводившем проверку.

По результатам рассмотрения материалов проверки в адрес кредитной  организации (филиала) должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации, а в установленных случаях - предписания по устранению недостатков. Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций возложен на подразделения банковского надзора. При необходимости может быть назначена повторная проверка этой кредитной организации (филиала), которая проводится соответствующим уполномоченным структурным подразделением Банка России или его территориального учреждения.

Меры воздействия на кредитные  организации

Для выполнения своих  функций в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев [9].

При невыполнении в установленный  Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые  банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция).

По требованию Банка  России коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей  ликвидности, в том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.

Когда руководство коммерческого  банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации и ее рабочих групп привлекаются высококвалифицированные работники Банка России. С момента назначения временной администрации полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации.

Задачей временной администрации  являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах  его кредиторов, вкладчиков и также  акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

Если руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная  администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.

Деятельность временной  администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Как крайнюю меру Центральный  банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В  таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

на 14,3% и составило 1168 (см. приложение 5). Причем в среднем 35% банков ликвидируются в связи  с реорганизацией, а именно путем  преобразования в филиалы других банков.

 

 

 

 

 

Проблемы организации  банковского регулирования и  надзора в РФ и пути их совершенствования

Как и в любой сфере  деятельности, в сфере банковского  регулирования и надзора существует ряд проблем и «белых пятен». Обозначим  их.

1. В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. были предусмотрены так называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках [11], однако никаких сведений об их деятельности нет, а по результатам кризиса 1998 г., который как раз и разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо успехов на этом поприще.

Информация о работе Организация банковского регулирования, надзора и контроля