Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 19:40, научная работа
целью данной работы является изучение проблемы правового регулирования насилия над женщинами в семье.Для раскрытия темы исследовательской работы необходимо выделить основные понятия и соотношение конституционного права на неприкосновенность личности и правовой защиты женщин, подвергшихся семейному насилию.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
1. Изучить правовое регулирование неприкосновенности личности (семейное насилие над женщинами).
2. Изучить основные понятие, проблемы, формы и причины насилия в семье.
3. Проанализировать проблемы семейного насилия в отношении женщин в России.
4. Исследовать уровень защиты женщин от насилия в семье.
5. Исследовать статистический уровень оценки данного вопроса студентами Юргинского филиала Кем ГУ.
6. Сформулировать рекомендации и предложения по правовой защите женщин, пострадавших в результате насилия в семье.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Проблема семейного насилия над женщинами….…………... 5
1.1. Правовое регулирование неприкосновенности личности …... 5
1.2. Анализ понятия «насилие»……………………………………. 8
1.3. Анализ проблемы семейного насилия в отношении женщин в России………………….…………………………………………..……
11
Глава 2. Изучение уровня семейного насилия над женщинами……. 13
2.1. Исследование уровня защиты женщин от насилия в семье……. 13
2.2. Анализ исследования реализации конституционных прав граждан на неприкосновенность личности (семейное насилие над женщинами), проводимой в ЮФ КемГУ………………………………
14
2.3. Предложения по правовой защите женщин, пострадавших в результате насилия в семье…………………………………………….
19
Заключение………………………………………………………………… 21
Список использованных источников…………………………………. 23
Приложение ……………………………………………………………….. 24
На вопрос анкеты «В чем проявлялись известные вам случаи насилия?» ответили следующим образом: физическое насилие – 37%, моральное и психологическое насилие – 35%, сексуальное – 17%, экономическое – 10% и не проявлялись – 2%. Здесь ответы обобщены, поскольку нет принципиальной разницы в том, как ответили студенты контрольной группы и другие студенты.(Приложение 2, Диаграмма5, стр. 29)
Вопрос «Пытались ли вы встать на защиту обиженного человека?» показал следующее: да – 53%, нет – 8% и подобных случаев не происходило – 38%. Здесь ответы обобщены,поскольку большой разницы в том, как ответили студенты контрольной группы и другие- нет. (Приложение 2, Диаграмма6, стр. 29)
Анализ вопроса «Если бы был принят закон «О насилии в семье», то какие бы вы внесли предложения?» показал следующие результаты. Студенты контрольной группы ответили: сажать всех, кто виноват – 17%, уголовная ответственность – 24%, проводить проверки семей – 7%, такой закон не нужен – 2%, остальные 50% затруднились ответить. Студенты не юридической специальности ответили так: казнь – 5%, наказание – 11%, такой закон не нужен – 1%, остальные 68% затруднились ответить.(Приложение 2, Диаграммы 7-8, стр. 30)
Вопрос «Как вы думаете, почему женщины, подвергшиеся бытовому насилию в семье, редко обращаются в полицию?» дал следующие ответы. Контрольная группа студентов: боятся – 60%, любят – 5%, стыдятся – 2%, некуда идти и не на что жить – 2%, терпят – 7%, считают, что это личные проблемы – 5%, бездействие органов – 5%, страх потерять кормильца – 5%, остальные 10% затруднились ответить. Студенты не юридической специальности ответили так: боятся – 32%, надеются на то, что больше такого не произойдет -5%, с кем не бывает – 5%, остальные 58% затруднились ответить. (Приложение 2, Диаграммы 9-10, стр. 31)
Далее я проанализировала отдельно юношей и девушек как они ответили на вопрос: считают ли они насилие в семье реально существующей проблемой в современном обществе? , и получила такие результаты: юноши юридической специальности ответили да- 56% ,нет- 44%, юноши не юридической специальности: да-60%, нет-40%. Девушки юридической специальности ответили следующим образом- да- 90%, нет-7%, затруднились ответить 3%, а у девушек не юридической специальности ответы были таковы- да-62%, нет- 19%, затруднились с ответом- 19% . И таким же образом я провела исследование по вопросу как они думают, почему женщины, подвергшиеся бытовому насилию в семье, редко обращаются в полицию. Парни юридической специальности ответили так: боятся-78%, затрудняюсь ответить- 22%, не юридической специальности- боятся- 40%, затруднились с ответом 3%. Девушки юридической специальности на этот же вопрос ответили иначе: бездействие органов-6%, терпят-6%, любят мужей- 6%, стыдятся-3%, боятся- 52%, считают, что это личные проблемы-10%, запуганы-10%, затрудняются ответить 6%. Девушки не юридической специальности ответили- любят мужей-8%, надеются на то, что больше такого не произойдет 8%, не куда идти, не на что жить-8%, затрудняются ответить-75%.
В соответствии с полученными данными, видно, что студенты, обучающиеся на НЕ юридических специальностях имеют более узкие, ограниченные знания в сфере понимания бытового насилия над женщинами и неприкосновенности личности.
В свою очередь, студенты контрольной группы (юридической специальности) дали наиболее разнообразные ответы, что указывает на их большую осведомленность в области конституционных прав граждан.
2.3. Предложения по правовой защите женщин, пострадавших в результате насилия в семье
Проанализировав нормативно-правовую базу и характер нарушений, затрагивающий право неприкосновенности личности, при обработке проведенного анкетирования студентов ЮФ Кем ГУ считаем необходимым в рамках преодоления данной правовой безграмотности:
- проведение
государственной программы по
информированию населения в
- введение
в образовательных стандартах
различного уровня (общеобразовательные
учреждения, НПО, СПО, ВПО) дополнительного
количества часов по изучению
конституционных прав граждан
на неприкосновенность
Обобщив опыт указанных выше социально-реабилитационных центров помощи семье и детям, а также в целях преодоления правовой безграмотности студентов ЮФ Кем ГУнами был разработан буклет, в виде информационного листа, где указаны статьи нормативно-правовых актов, закрепляющие право на неприкосновенность личности (связанных с насилием в семье в отношении женщин), даны основные понятия, раскрывающие основные виды и формы семейного насилия над женщинами, а также указан алгоритм правовой и социальной защиты женщин, в случае конкретных нарушений прав на неприкосновенность личности. (См. Приложение 4, стр.)
Практическая значимость данного буклета состоит в том, что информация, указанная в нем может быть применена в образовательном и воспитательном процессе различных учебных заведений, а также общественно-правовой работе правозащитных организаций различного уровня, социальных и правоохранительных органах в рамках профилактической и информационной работы с населением.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные понятия и соотношение конституционного права на неприкосновенность личности
При изучении проблемы насилие в семье нами выявлено, что это, прежде всего социальная проблема и её необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающую меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства, а также меры, направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье. Важность такого направления очевидна, поскольку государственная политика предупреждения насилия в семье еще не сформирована.
В исследовательской работе были изучены проблемы правового регулирования насилия над женщинами в семье. В связи, с чембыли раскрыты факторы, влияющие на семью в которой проявляется насилие, а также социальные проблемы, которые возникают при появлении таких семей. Основными формами насилия в семье (домашнего насилия) является реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного члена семьи по отношению к другому с целью контроля, запугивания или удовлетворения своих потребностей.
В данной работе было проанализировано международное и российское законодательство, закрепляющее право женщин от насилия в семье. Выявлено, что основным барьером в эффективном реагировании на проблему насилия в отношении женщин в России сегодня является отсутствие принятой на Федеральном уровне государственной политики, определяющей эту проблему как серьезное препятствие в соблюдении и реализации прав женщин - как прав человека.
При анализе статистического уровня оценки проблемы насилия в семье студентами ЮФ Кем ГУ,видно, что обучающиеся на НЕ юридических специальностях, имеют более узкие, ограниченные знания в сфере понимания бытового насилия над женщинами и неприкосновенности личности, как конституционной гарантии.
В свою очередь, студенты контрольной группы (юридической специальности) дали наиболее разнообразные ответы, что указывает на их большую осведомленность в области конституционных прав граждан и более высокий уровень юридических знаний. Однако очевидным является тот факт, что все студенты (вне зависимости от профессиональной направленности) не имеют чёткого представления о конкретной правовой и социальной помощи, которая должна быть оказана лицам, подвергшимся насилию в семье.
В связи с этим, в целях преодоления правовой безграмотности студентов ЮФ Кем ГУ нами был разработан информационный буклет, в котором даны основные понятия, раскрывающие формы семейного насилия над женщинами, а также указан алгоритм правовой и социальной защиты женщин, в случае конкретных нарушений прав на неприкосновенность личности.
Использованные источники
Интернет источники:
1. СПС «Консультант-плюс»[Электронный ресурс]:// Режим доступа:www.consultant.ru
2.
Официальный сайт МБУ СО «Кризисный центр»
г. Челябинск. [Электронный ресурс]:// - Режим
доступа: http://crisiscenter74.ru/
3. Википедия. Режим доступа: [Электронный ресурс]:// https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Библиофонд.
[Электронный ресурс]:// - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.
5. Библиофонд.
[Электронный ресурс]:// Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.
6. Библиофонд. [Электронный ресурс]:// Режим доступа:
http://www.bibliofond.ru/view.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ОСНОВНЫХ СВОДОД ЧЕЛОВЕКА (Рим, 4 ноября 1950 г.)
(ВЫДЕРЖКИ)
Статья 2.Право на жизнь
1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни.
Статья 3.Запрещение пыток
Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в порядке, установленном законом.
ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ИСКОРЕНЕНИИ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН (20 декабря 1993г.)
(ВЫДЕРЖКИ)
Статья 3
Женщины пользуются равными правами в отношении осуществления и защиты всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любых других областях. Эти права включают, в частности:
а) право на жизнь;
b) право на равенство;
с) право на свободу и личную неприкосновенность;
d) право на равную защиту в соответствии с законом;
е) право не подвергаться дискриминации в какой бы то ни было форме;
f) право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
g) право на справедливые и благоприятные условия труда;
h) право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАСИЛИЯ НАД ЖЕНЩИНАМИ В СЕМЬЕ
Физическое насилие: толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и (или) кулаком и (или) посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.
Психологическое насилие: вербальные оскорбления; шантаж; акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.
Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег; самостоятельное принятие большинства финансовых решений - это, например, может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п.
Сексуальное насилие: постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование; принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форм; принуждение к половым отношениям в присутствии других людей; принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицам; физическое принуждение к сексу или причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диаграмма 1. Ответы студентов ЮФ КемГУ на вопрос «Считаете ли вы насилие в семье реально существующей проблемой в современном обществе?»
Диаграмма 2.
Диаграмма 3. Ответы студентов ЮФ Кем ГУ на вопрос: «Как вы с юридической точки зрения понимаете выражение «бытовое насилие»»?
Диаграмма 4. Ответ на вопрос: Имеют ли место в вашей семье признаки бытового насилия?
Диаграмма 5. Ответы на вопрос: « В чем проявлялись известные вам случаи насилия?»